Парамонова Валентина Константиновна

Она родилась 13 августа 1940 года в совхозе «Культура», село Никитинка, Елховского района Куйбышевской области. В родном селе Валентина окончила 8 классов и поехала в Похвистнево учиться на зоотехника. Но затем по настоянию родителей она вернулась в родной совхоз и почти год работала в нём дояркой. Эта трудовая закалка помогла девушке, когда в 1959 году она приехала в Куйбышев и поступила работать кондуктором в городское трамвайное депо (рис. 1).

Наблюдая за работой вагоновожатых, Валентина решила освоить эту профессию и поступила на 5-месячные курсы. Права водителя трамвая 3-го класса Валентина Парамонова получила 20 мая 1960 года.

Тонкости профессии, связанной с техникой, с высочайшей ответственностью и самодисциплиной, она осваивала исключительно настойчиво, систематически перевыполняла плановые задания и взятые на себя социалистические обязательства. Уже через два года молодому водителю присвоили 2-й класс, а с 1964 года Валентина Константиновна Парамонова стала водителем трамвая 1-го класса.

Первые свои маршруты Валентина Константиновна запомнила на всю жизнь: в городском трамвайном депо она начинала водить трамвайные поезда по 2-му, 7-му и 13-му маршрутам. С ноября 1972 года, то есть почти с начала эксплуатации, она перевелась в трамвайное депо № 3 (ныне Северное трамвайное депо), где работает и по сей день. Здесь В.К. Парамонова сначала водила вагоны 19-го маршрута, после чего более 20 лет не изменяла маршруту № 20. Преданность любимому делу и коллективу, уважительное отношение Валентины Константиновны к пассажирам были тем «маяком», который вёл по трудовому пути её саму и её товарищей, так что 20-й маршрут трамвая в Самаре уже многие годы носит почётное звание «Маршрут высокой культуры обслуживания пассажиров». Именно этот маршрут, как один из самых сложных, и сейчас укомплектован наиболее технически грамотными, добросовестными водителями. В этом есть заслуга профессионала-транспортника Валентины Константиновны Парамоновой.

Двадцатый маршрут трамвая - один из самых протяженных по километражу. В.К Парамонова знала все его сложные участки, следуя по которым, водителю необходимы максимальная концентрация внимания и скорость принятия решений. Известны ей и те отрезки маршрута, на которых необходимо обязательно снижать скорость движения поезда, и те, где можно максимально использовать инерционное движение без электротока.

Более 45 лет работала Валентина Константиновна Парамонова водителем трамвая. Это - не одна эпоха в техническом оснащении городского электротранспорта. Парамонова за эти годы освоила и эксплуатировала вагоны нескольких серий: «МС», «ПС», «X», «ХК», «Т-2», «К-2», «Т-3». Не один десяток лет она водила по городу трамвайные поезда, сформированные по системе многих единиц, так называемые «тройчатки» (состоящие из трех вагонов). Это профессиональное новшество Парамонова освоила в своё время в числе первых как опытный и инициативный водитель.

Многотиражная газета «За регулярный рейс» городского трамвайно-троллейбусного управления не раз на своих страницах пропагандировала опыт работы водителя трамвая В.К. Парамоновой по сохранению материальной части подвижного состава, экономии электроэнергии, безопасному и культурному обслуживанию пассажиров. И сама Валентина Константиновна никогда не прятала свои профессиональные секреты от товарищей по работе, всегда охотно помогала, подсказывала и давала добрые советы молодым коллегам.

Пока в две-три смены действовали многочисленные промышленные предприятия, когда нужно было перевозить тысячи и тысячи работников заводов и фабрик, когда бегали по городу «тройчатки», Валентина Константиновна Парамонова как водитель 1-го класса работала особым графиком - на разрыве, как говорят в ТТУ. Её трамвайный поезд выезжал из депо дважды в день: утром, чтобы доставить рабочих на предприятия, и вечером, чтобы развезти их по жилым микрорайонам.

Безупречная работа В.К Парамоновой на городском электротранспорте, отсутствие у неё дорожно-транспортных происшествий отмечены значками «За работу без аварий» I, II, III, IV степеней.

Много раз решением коллегии областного управления коммунального хозяйства и отраслевого обкома профсоюза Валентина Константиновна удостаивалась звания «Лучший водитель трамвая» среди своих коллег всех трёх трамвайных депо ТТУ города. В марте 1982 года делегаты областной конференции доверили Валентине Константиновне право представлять тружеников трамвайно-троллейбусного управления на XVII съезде профсоюзов в Москве.

В 1985 году она получила звание «Лучший общественный наставник» за активное участие в подготовке молодых водителей. Без малого 50 лет работы на городском электротранспорте для Валентины Константиновны пролетели так же быстро, как её трамвай 20-го маршрута по городским улицам. И давно уже в Северном депо и в других подразделениях ТТУ трудятся её ученики, молодые водители, которым в своё время она помогла освоить эту нелёгкую и ответственную профессию. Почти 120 её бывших учеников работают, сохраняя непреложное правило, которое переняли от своей наставницы: внимательное и вежливое общение с пассажирами необходимо водителю не меньше, чем техническая грамотность и строгое соблюдение всех правил безопасности.

Не счесть почётных грамот, которыми была награждена водитель трамвая В.К. Парамонова за почти полвека работы. Водитель, о работе которого на линии, и в Северное трамвайное депо, и в трамвайно-троллейбусное управление приходило немало благодарственных писем от жителей и гостей нашего города. Валентина Константиновна была водителем, к которому по праву можно смело применить прежнее наименование её профессии: вагоновожатый. Есть в этом слове доброта и то тепло, которым Парамонова всегда была готова поделиться и со своими товарищами по работе, и с незнакомыми ей людьми. Хотя были и такие её пассажиры, с которыми за десятилетия работы на 20-м маршруте Валентина Константиновна уже привыкла здороваться., и они были рады приветствовать её.

У Валентины Константиновны Парамоновой три ордена: в 1981 году ей вручён орден Трудовой Славы III степени, в 1986 году - орден Ленина, в 1995 году - орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Также она была награждена медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» и «Ветеран труда».

Решением исполкома Куйбышевского городского Совета народных депутатов от 8 октября 1986 года за большой вклад в обеспечение пассажирских перевозок, новаторство, активное участие в воспитании молодёжи водителю трамвая Валентине Константиновне Парамоновой было присвоено звание «Почётный гражданин города Куйбышева».

Ныне В.К. Парамонова живёт в городе Самаре.

 

Источники

ЦГАСО, P-56, оп. 55, д. 706, л. 234-256.

СОГАСПИ, Ф-1753, оп. 3, д. 110, л. 7.

Там же, д. 113, л. 20.

Там же, д. 115, л. 18.

Там же, д. 116, л. 13.

Там же, д. 117, л. 3.

Отдел наград аппарата правительства Самарской области, картотека.

Архив МП г. Самары «ТТУ».

«История Самарского городского электрического транспорта». Самара, 2005, с. 99, 100, 124, 125, 126.


Просмотров: 894



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности