Протасьев Николай Васильевич

Наш пятнадцатый дореволюционный губернатор в самарских хрониках и воспоминаниях остался как один из лучших хозяйственных руководителей нашего края. При нем в губернском центре начала работать канализация, а водопроводная сеть получила невиданное доселе развитие. Также на годы его правления пришлось начало Первой мировой войны. Затем в городе один за другим стали открываться госпитали для раненых на фронте, шефство над которыми взяло на себя губернское земское правление. Николай Васильевич Протасьев в их организации принимал самое активное участие (рис. 1).

Он родился 29 ноября 1852 года в дворянской семье, в Рязанской губернии, в имении родителей под названием Угол. В 1875 году Николай окончил Санкт-Петербургское Императорское Училище правоведения.

Первый этап службы Протасьева был «рязанским». Как гласят архивные документы, 16 мая 1875 года он начал службу с должности члена палаты гражданского суда. После этого его избрали Сапожновским уездным мировым судьей, и эту должность Протасьев занимал подряд три срока по четыре года.

В 1882 году Протасьев продвинулся по службе по линии Министерства Внутренних Дел, и тогда он стал членом Рязанского губернского присутствия. По приказу от 27 июля 1888 года он занял пост советника Рязанского губернского правления, а в 1889 году Протасьев стал директором Рязанского губернского попечительского комитета о тюрьмах. На этих должностях Николай Васильевич принимал активное участие в развитии крестьянского землеустройства, за что получил знак отличия за поземельное устройство крестьян, учрежденный 24 ноября 1866 года.

Согласно приказу от 14 мая 1896 года он получил чин действительного статского советника, и был переведен на должность Тобольского вице-губернатора. Находясь на этом посту, он познакомился со спецификой работы на северных окраинах России. За активное участие в проведении 1-й Всероссийской переписи населения 1897 года Николая Васильевича наградили памятной медалью. Протасьев поддерживал деловые взаимоотношения с Бухарским эмиратом, что подтверждается получением им в 1910 году ордена Бухарской Золотой Звезды 1-й степени.

Приказом министра внутренних дел от 23 марта 1902 года Н.В. Протасьев был назначен Олонецким губернатором. Этот регион, занимавший ряд северных территорий Европейской части России (ныне это в основном Карелия и Архангельская область) имела оригинальное по сравнению с остальной Россией землеустройство, и губернатор в то время был вынужден основное внимание уделять законности распределения земель между бывшими государственными крестьянами и новыми владельцами.

Одновременно с губернаторской должностью Протасьев занимал места почетного мирового судьи Лодейнопольского, Пудожского, Олонецкого, Петрозаводского и Тювенецкого уездных земских собраний. Помимо этого, он являлся председателем и почетным членом Олонецких местных Правлений Российского общества Красного Креста и Российского общества спасания на водах. Николай Васильевич также был избран председателем приходского при Кафедральном соборе Петрозаводска попечительства, пожизненным почетным членом Олонецкого губернского попечительства о детских приютах, почетным попечителем церковно-приходских школ Олонецкой губернии.

О Николае Васильевиче на всех местах его работы всегда вспоминали очень хорошо. Его избрали Почетным гражданин городов Петрозаводска и Пудожа, был пожизненным (с 1901 года) действительным членом Императорского Палестинского Общества, почетным членом Православного Карельского Братства.

Успешная работа Протасьева в северных губерниях была отмечена высокими наградами. Нетрадиционный для России французский орден Почетного Легиона (с почетным командорским крестом) Николай Васильевич получил в 1904 году. Орден Св. Анны 1-й степени был вручен ему как Олонецкому губернатору 18 апреля 1910 года. Эти награды дополнили и без того обширный список его регалий: Орден Св. Станислава 1-й степени (1904 год), Орден Св. Владимира 2-й степени (1913 год), а также 3-й и 4-й степеней, Орден Белого Орла, медаль в честь 300-летия дома Романовых (1913 год). В соответствии с Высочайшим указом от 6 декабря 1907 года Протасьев получил очень высокий чин тайного советника (чиновник III класса, соответствует армейскому званию генерал-лейтенанта).

Приказом министра внутренних дел П.А. Столыпина от 23 августа 1910 года Н.В. Протасьев был утвержден в должности Самарского губернатора. На этом посту Николай Васильевич стал получать оклад в размере 10000 рублей в год, и пользоваться казенной квартирой. Здесь нужно напомнить, что, начиная с 1906 года, в России проводилась предложенная Столыпиным аграрная земельная реформа, одним из активных сторонников которой был новый самарский губернатор.

Численность населения Самарской губернии в период руководства Н.В. Протасьева достигла рекордной цифры – более 3,8 миллиона человек. Его считали достаточно либеральным губернатором, и различные общественные организации в это время чувствовали себя достаточно свободно. Николай Васильевич вообще был очень отзывчивым человеком, особенно, когда дело касалось детей.

По его инициативе в 1911 году при местном отделении «Елисаветинского комитета» был открыт приют для сирот, родители которых умерли во время эпидемии холеры, а 15 октября 1915 года - приют для солдатских детей, чьи отцы погибли на фронте. Для содержания этого приюта был организован «Фонд Н.В. и А.В. Протасьевых», и он в основном содержался на личные деньги губернатора и его супруги Анны Васильевны, а также на пожертвования ряда благотворителей, привлечённых губернатором. В общей сложности эта организация получала 24 тысячи рублей в год. Активнейшая деятельность Н.В. Протасьева на поприще благотворительности была отмечена вручённым ему Знаком отличия Красного Креста, а также и Знаками отличия за службу в ведомстве императрицы Марии по случаю юбилея этого ведомства. При этом губернатор постоянно чувствовал поддержку и помощь духовных пастырей - епископов Симеона (1911—1913 годы) и Питирима (1913—1914 годы).

Жена Протасьева, Анна Васильевна, была в Самаре организатором многочисленных благотворительных лотерей и попечительницей нескольких учебных заведений, главой «дамского комитета». В годы Первой мировой войны она много заботы проявляла о госпиталях, и, как довольно редкое явление для России, 12 октября 1916 года была награждена золотой медалью «За усердие» для ношения на шейной Александровской ленте. После отъезда Протасьевых из Самары ее именем была названа стипендия в городской женской гимназии.

В самом начале губернаторства Н.В. Протасьева на его имя из столицы поступило секретное послание, подписанное министром внутренних дел П.А. Столыпиным (рис. 2). Его текст гласил:

«По доставленным Министерству сведениям, руководители младотурецкого движения… послали в Россию под видом купцов и возвращающихся из Мекки богомольцев ряд начитанных и преданных новым идеям ходжей… Посылаются эти опасные для единства всего нашего государства проповедники большей частью на Волгу, в местности со значительным татарским и вообще мусульманским населением, затем в Крым, на Кавказ и в Туркестанский край… Независимо от общих мер, которые Ваше превосходительство имеете принять в зависимости от особенности местных условий, предлагаю Вам установить самое тщательное наблюдение за появлением означенного рода лиц из Турции и при обнаружении их принимать самые безотлагательные меры для выдворения их за пределы Империи. Об оказавшихся и об имеющих быть принятыми мерах Вашему Превосходительству надлежит незамедлительно доносить мне» (рис. 3, 4).

Однако осенью 1910 года найти и задержать этих турецких нелегалов полиции так и не удалось, потому что они, почувствовав опасность, за несколько дней до начала розыска отбыли последним пароходом из Самары в Астрахань, а оттуда – в сторону Баку. Дальнейшие их следы терялись за границей империи.

Тем не менее к началу марта 1911 года жандармы собрали уже достаточно информации о том, что в Бугульминском уезде действительно действует «организация магометан, имевшая одной из своих задач подрыв благочиния и духовного благополучия Российской империи». Ее лидерами оказались двое жителей уезда: мулла Закиян Шангареев из деревни Еланкуля и бугульминский учитель Рифкат Даишев. Из-за рубежа (в основном из Стамбула) на их имя поступало большое количество газет, журналов и прочей литературы ваххабитского толка - как по почте, так и с теми нарочными, которые в ноябре 1910 года скрылись буквально из-под носа жандармов. А местные ваххабиты летом 1911 года были приговорены судом к десятилетним каторжным работам (рис. 5).

Ещё в период губернаторства Н.В. Протасьева в Самаре наконец-то началось строительство городской канализации, проект которой, разработанный инженером В.Г. Линдлеем, был утверждён ещё в 1909 году, но после этого более двух с половиной лет согласовывался в различных чиновных кабинетах. Решались вопросы о стоимости работ и об аренде участка земли под сооружение канализационной станции. По Самаре ползли упорные слухи, просочившиеся впоследствии и в газеты, о том, что главный спонсор этого строительства Альфред фон Вакано, заинтересованный в скорейшем окончании волокиты, «подмазал» некоторых представителей городской власти. Лишь после того, как канализационную комиссию возглавил известный в городе купец Василий Павлович Ушаков (рис. 32), дело сдвинулась с мёртвой точки (рис. 6-8).

В самарских газетах писали так: «Наконец-то после трех лет препирательств и взаимных упреков городская Дума решилась утвердить предложенный г. Линдлеем план общественного строительства, которое позволит избавить Самару от уличного половодья и нечистот. Грязь с улиц пойдет в два больших скрытых под землей канала, один из которых проложат по берегу р. Волги, другой – по берегу р. Самарки. Недоброжелатели говорят, что рядились бы об этом строительстве еще дольше, если бы г.г. Вакано и Ушаков не устроили бы для гласных, господ чиновников и их семейств поездку на Коровий остров с пикником, во время которого всячески расписывалось место для канализационной станции и всевозможная выгода, возможная городу от оной. Пикник проходил с шампанским и закончился общим катанием по Волге на пароходе».

Сам факт организации как минимум двух таких пикников на Коровьем острове, а также увеселительных прогулок чиновников по Волге подтверждается фотографиями, сохранившимися до нашего времени в коллекции историко-краеведческого музея имени Петра Алабина. Причем осенью 1912 года на пикнике присутствовал и самарский губернатор Н.В. Протасьев (рис. 9-15).

Реализация основной части проекта Линдлея в Самаре началась в мае 1912 года, причем это произошло только благодаря стараниям губернатора Н.В. Протасьева и городского головы В.П. Ушакова. К началу революционных событий 1917 года в Самаре было построено свыше 35 километров основных коллекторов и трубных линий городской системы канализации. Здесь следует отметить, что в то время подобную коммунальную систему имели лишь 11 городов России (рис. 16-18).

На долю Н.В. Протасьева пришлись два тяжелых года управления Самарской губернией — это были первые два года мировой войны. Особенно напряженным оказался 1914 год. В это время Протасьеву в преодолении всех проблем активно помогали епископ Михаил, занимавший этот пост с 1914 по 1919 годы, и вице-губернатор Сергей Васильевич Горчаков.

С такими прекрасными помощниками Н.В. Протасьев успешно организовывал поставки продукции военного характера из Самары и через Самару на фронт. Он лично занимался созданием сети госпиталей для раненых фронтовиков в Самаре и во всех уездных центрах губернии. Также руководитель региона тщательно следил, как в губернии идёт борьба с холерой и другими заболеваниями, характерными для военного времени. В газетах того периода постоянно печатались некрологи на видных самарцев, умерших от разных эпидемий. Тиф и холера были страшным бичом того времени, Среди умерших значительный процент составляли врачи. В этих тяжелых условиях Протасьев неоднократно бывал в госпиталях для раненых, а также не боялся лично посещать эпидемические больницы и благотворительные заведения (рис. 19-28).

За преодоление проблем, характерных для тыловой губернии, Николай Васильевич был награжден Орденом Св. Владимира 2-й степени с формулировкой «За труды по продовольственной кампании в трудных условиях» (голода, эпидемии, разрушения крестьянского общинного хозяйства, войны), а 11 февраля 1913 года — вторым знаком отличия за труды по землеустройству.

Из Самары Н.В. Протасьев 2 июня 1915 года был переведен в Харьков на аналогичную должность. Он уехал из нашего города 28 июня, чтобы добраться до нового места службы через Санкт-Петербург. Симпатии самарского общества к Протасьевым выразились в обилии поздравлений и адресов во время отъезда Николая Васильевича.

В Харькове Протасьев сменил на посту печально известного там губернатора Кошуро-Масальского, и был встречен жителями радостно. Ввиду близости Харькова к фронту его назначили представителем начальника санитарной и эвакуационной части принца Ольденбургского и особо уполномоченным комитета великой княгини Марии Павловны по снабжению теплой одеждой больных и раненых воинов, возвращающихся на родину.

Николай Васильевич Протасьев скончался 2 ноября 1915 года от двойного заболевания — воспаления легких и сыпного тифа. Считается, что тифом он инфицировался ещё в Самаре во время посещения тифозных госпиталей. У него остался сын, которого после смерти Протасьева Волочанское уездное собрание постановило обучать на свои деньги — по 1000 рублей ежегодно в течение 10 лет. Имя Н.В. Протасьева получил приют для слепых.

В Самаре 10 января 1916 года состоялось заседание губернского земского собрания, на котором гласным Е.А. Ждановым было сказано немало добрых слов в память о Н.В. Протасьеве: «Всем известна отзывчивость и самоотверженная работа покойного, особенно в области просветительских нужд населения и поднятия его экономического благосостояния. Нам всем памятно — с какою открытою душою Николай Васильевич всегда шел навстречу народному горю, народным нуждам, и это обстоятельство побуждает нас преклониться перед его светлой и чистой памятью» (Газета «Волжский день» от 12 января 1916 года).

Именем Н.В. Протасьева назвали стипендии в Самарской городской женской гимназии и в политехническом институте, а в зале заседаний городской Думы был помещен его портрет.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.

Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. Самара. Самарский Дом печати. 1996. 320 с.

Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.

Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.

Куренков А.Н. Дневник Самарского губернатора А.Д. Свербеева. -Источниковедение и историография. Специальные исторические дисциплины. М, 1980. С. 19—21.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.

Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.

Пашенный Н.Л.. Императорское Училище Правоведения и Правоведы в годы мира, войны и смуты. Мадрид, 1967.

Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.

Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.

Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.


Просмотров: 3299



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности