Рязанов Эльдар Александрович
Он жил в Самаре-Куйбышеве дважды. Здесь маленький Эльдар провёл первый месяц своей жизни после рождения 18 ноября 1927 года, и после этого его родители переехали в Москву. Второй раз Рязанов жил в Куйбышеве в начале Великой Отечественной войны в эвакуации, вместе с семьей - с августа 1941 по лето 1942 года (рис. 1, 2).
Вот как сам Эльдар Александрович рассказывал об этом в интервью журналисту Виталию Добрусину:
«Мама приехала рожать сюда, в Самару, к сёстрам, понимая, что помогут, позаботятся, согреют. И потом мы уехали в Москву. Мама меня лишила права называться москвичом от рождения. Но я к этому отношусь с пониманием. Мне нравится Самара…»
Об эвакуации в 1941-1942 годах:
«Я возил брата Михаила в коляске по улице Фрунзе. И одно из самых ярких моих впечатлений того времени – Михаил Иванович Калинин. Он гулял по этой улице, за ним медленно ехала машина, как тогда её называли - «членовозка», и шли охранники. И около коляски с моим братом Калинин всегда останавливался и делал Мишке такую «козу рогатую». Может, вследствие встречи в нежном возрасте со «всесоюзным старостой» мой брат и стал потом таким большим человеком».
О филармонии.
«Филармония была практически через дорогу, и там располагался театр музкомедии. И пользуясь тем, что он был очень близко, я раз семнадцать смотрел «Сильву», раз двенадцать – «Баядеру». И «Принцесса цирка» здесь шла. И с тех пор я очень полюбил оперетту, музыкальную комедию. И я думаю, что это-то и наложило отпечаток на мою дальнейшую биографию».
О Большом театре:
«Театр приехал в Куйбышев в эвакуацию, там шли оперы в концертном исполнении. Мы записывались в пять утра в очередь, чтобы достать билеты в Большой театр. Надо прямо и честно сказать, что, помимо любви к музыке, в театре меня привлекала ещё одна вещь. Уже была карточная система. А в театральном буфете продавали пирожные без карточек. Конечно, была очередь, и в буфете нужно было потолкаться, чтобы купить эти пирожные, но зато они возмещали ту недостачу в еде, которая была.
О том времени режиссер вспоминал с горьким юмором: «Почему я такой толстый? Не все знают. А дело все в том, что во время войны я недоедал… Мне все время хотелось есть. И когда 1 января 1948 года отменили карточки и настала другая жизнь, я начал есть и… не могу остановиться до сих пор…»
О стихах, любви и отъезде.
«Нет, стихов я в Куйбышеве не писал и не влюблялся. Это всё-таки рановато. Между прочим, из Куйбышева отчима перевели директором завода в Нижний Тагил. Небольшого завода, работающего на оборону. И мы уехали в Нижний Тагил, вот там я уже учился в 8-м классе. И там я уже влюблялся».
О своей поездке в Самару в 1995 году, в первый раз за 53 года:
«Когда я много лет спустя увидел свой дом на улице Фрунзе, 120, там шёл ремонт, а так практически дом ничем не отличался от того состояния, в котором он пребывал в 1941-м. Я сразу узнал два родных окна на первом этаже. Вход с парадного, выходящий на Фрунзе, был почему-то забит, и попасть внутрь можно было только со двора. А в 1941-м это была комната в коммунальной квартире, 20 квадратных метров, перегороженная шкафом. За шкафом жила мамина сестра, тётя Женя, а на остальной площади четверо нас — двое детей и мама с отчимом…»
В тот приезд в Самару в 1995 году Рязанова на творческой встрече спросил кто-то из зрителей, почему он так долго не приезжал на свою малую родину. Рязанов ответил исчерпывающе: «Потому что дурак!»
Он всю жизнь чувствовал себя волжанином.
«Когда я приехал снимать «Жестокий романс» в Кострому, - вспоминал режиссер, - то в меня как будто какой-то бес вселился: я вдруг решил, что одним из героев картины должна стать Волга. Наверное, потому, что я родился на Волге, а в отрочестве жил здесь, в Самаре…»
Этот фильм имел большой зрительский успех – так же, как и почти все другие фильмы Рязанова. Но когда его спрашивали: «Для кого вы работаете?», он отвечал: «Я работаю для себя. Я делаю такие фильмы, которые я хотел бы увидеть сам как зритель». У него была счастливая судьба, потому что и в шестидесятые, и семидесятые, и в восьмидесятые это его представление совпадало с тем, что хотело увидеть огромное количество народа. Его фильмы – «Карнавальная ночь», «Берегись автомобиля», «Зигзаг удачи», «Ирония судьбы», «Служебный роман» - били рекорды посещаемости, на них ходили десятки миллионов зрителей. Но главное его счастье, как он сам считал, - в том, что он остался свободным человеком: «Мне удалось в этом несвободном обществе сохранить чувство собственного достоинства. И остаться самим собой. И я никогда не делал того, чего не хотел…»
Эльдар Александрович Рязанов скончался 30 ноября 2015 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
С 2018 года в Самаре, в доме № 120 на улице Фрунзе, действует Музей Эльдара Рязанова.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Литература
Громов Е.С. Комедии, и не только комедии: Кинорежиссёр Эльдар Рязанов. М.: Союз кинематографистов СССР, Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1989. 144 с.
Добрусин В.А. Культурная элита запасной столицы. Самара. 2019. 112 с.
Ерофеев В.В. Рязанов Эльдар Александрович. – В кн.: Ерофеев В.В. «Лица запасной столицы». Спецвыпуск журнала Самарской областной культурно-просветительской организации «Самарские судьбы». Самара. Тип. ООО «Принт-ру». 80 с. 2020 год.
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.
Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.
Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.
Самосуд С.А. Статьи. Воспоминания. Письма. – М. 1984
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.
Эльдар Рязанов: сборник. М.: Искусство, 1974. 200 с. (Мастера советского кино).
Просмотров: 1476