Садовников Дмитрий Николаевич

Он был яркий, оригинальный литератор, фольклорист, критик, талантливый переводчик. В России до сих пор поют песню «Из-за острова на стрежень», — песню о Волге и Степане Разине, которую многие считают народной, но на самом деле автором её слов является замечательный русский поэт XIX века Дмитрий Николаевич Садовников (рис. 1).

Он родился 25 апреля (по новому стилю – 7 мая) 1847 года в городе Симбирске в образованной, но никогда не отличавшейся зажиточностью дворянской семье. Его отец, Николай Александрович, получивший очень хорошее по своему времени образование в Петербургском Педагогическом институте, долгое время работал домашним учителем у помещиков Симбирского края.

Отец был женат на симбирской дворянке Татьяне Ивановне Полянской. Своё раннее детство Дмитрий провёл в доме его тетки по матери Ю.И. Полянской, находившемся в Симбирске рядом с Петропавловским спуском (ныне спуск Степана Разина). Рано выучившись читать, мальчик прочёл всё, что нашлось в отцовской довольно хорошей библиотеке, и в 1864 году он поступил в четвёртый класс Симбирской мужской гимназии.

Литературные способности у юного воспитанника проявились довольно рано. Уже с восьми лет Дмитрий сочинял стихи, которые поначалу были только подражанием известным русским поэтам, но очень быстро в его творчестве появились и свои собственные, оригинальные сюжеты и настроения. Печататься юноша начал, находясь лишь в пятом классе гимназии. Первые печатные строки его (две корреспонденции из Симбирска) были помещены в 1864 году журнале «Северная Пчела» за подписью: «Ю. Подгорин».

Затем начинающий литератор стал пробовать себя в переводах. В 1866 году он закончил работу над произведением американского поэта Генри Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Лишь позже юноша узнал, что предмет для перевода он выбрал не слишком подходящий, так как поэма Лонгфелло к тому времени была уже переведена Михайловским, и даже напечатана в «Современнике». Однако это обстоятельство не слишком огорчило начинающего переводчика, тем более, что впоследствии литераторы старшего поколения признали перевод Садовникова весьма удачным.

В 1867 году, ещё не закончив полного гимназического курса, Дмитрий Садовников переехал в Москву. Здесь он долго не мог найти себе подходящих занятий и заработка, и проводил много времени за чтением и переводами. Лишь через несколько месяцев молодой человек поступил на службу к богатому купцу, которому нужен был учитель и переводчик с английского языка, и вместе с ним отправился за границу. В этой поездке Садовников два месяца прожил в Одессе, а затем побывал в Константинополе и в Крыму.

В 1868 году он начал печатать свои первые стихи в петербургской «Иллюстрированной газете». Вскоре Садовников вернулся из Москвы в свой родной Симбирск, где нашёл место домашнего учителя в помещичьем семействе. В 1871 году он женился на Варваре Ивановне Лазаревой, сестре одного из своих гимназических товарищей. Однако спустя шесть лет его жена скончалась от чахотки. Дмитрий Садовников остался вдовцом с тремя малолетними детьми на руках, и, как потом указывалось в его биографии, «безо всяких определённых средств». В Симбирске заработков у него почти не было, и в итоге молодой литератор решил уехать из захолустного Симбирска в российскую столицу, оставив детей на попечении тетки по матери Ю.И. Полянской. Ей он регулярно присылал деньги для детей со всех своих писательских доходов. Кроме того, к детям он приезжал раз в год в летние месяцы, но всё остальное время жил и работал преимущественно в Санкт-Петербурге.

В 1873 году в журнале «Семья и Школа» было напечатано стихотворение Дмитрия Садовникова «Усолка. Народное предание», с которого и началась публикация его творческого цикла в стихах, созданного на основе народных сказаний и преданий Поволжского края, а также многочисленные статьи и рассказы в прозе.

Писатель А.А. Коринфский в своей биографической заметке о Д.Н. Садовникове писал так: «С детских дней полюбив родную Волгу, поэт всегда приглядывался зорким взором к жизни и обычаям, одновременно прислушиваясь пытливым слухом к поверьям и преданиям нашего волгаря-крестьянина. В раннюю пору запала в сердце богато одарённому от природы юноше счастливая мысль собрать рассеянные по берегам старой Волги произведения изустного народного творчества. Мысль эта впоследствии, в более зрелые годы и была приведена им в исполнение, – когда он прошёл, что называется, вдоль и поперёк всё жигулёвское побережье, занося в свою походную книжку «сказания местного слова».

В 1876 году Д.Н. Садовников подготовил самый полный в XIX веке и самый лучший в научном отношении сборник «Загадки русского народа». Ему по праву принадлежит честь открытия одного из самых талантливых российских сказочников – А.К. Новопольцева, крестьянина из села Ясашное Помряскино (ныне оно находится в Ульяновской области). Записи 72 лучших рассказов Новопольцева впоследствии вошли в сборник «Сказки и предания Самарского края» (1884 год). Лучшие из стихов Д.Н. Садовникова, ставшие затем народными песнями, в том числе «Из-за острова на стрежень» и «По посаду городскому», также имеют народную основу.

Для Садовникова как исследователя был характерен интерес к естественно-бытовым основам фольклора. Это сказалось в его просветительской деятельности, в написании им таких пособий для народных школ и училищ, как «Наши землепроходцы» (1874год), «Языческие сны русского народа» (1882 год), и другие.

Как уже говорилось, основным источником, питавшим поэзию Садовникова, была Волга, на берегах которой он родился, вырос и провел значительную часть своей жизни. «Волга была моей первой любовью, — писал поэт, — первое представление о прекрасном неразрывно связано с ней». При этом лучшие стихи Садовникова (легенды, сказания, пейзажи) написаны о Степане Разине, который является одним из главных героев его поэзии.

Облик Разина у Садовникова глубоко народный, социально заостренный. Это русский добрый молодец, полный широкой удали и беззаветно увлекающей отваги, народный богатырь (рис. 2-4).

«За Степаном — только свистни —

Колыхнется весь народ…

А кому охота биться

За царевых воевод?»

 

Разин у Садовникова — горячий патриот: его долг — защищать народ, оберегать границы «свято-русской земли». На вопрос народа «Где, кормилец, пропадал?», Разин отвечает: «За святую бился Русь». Человек большого сердца, романтического порыва, Разин в творчестве Садовникова высоко ценит товарищество. Даже любовь к прекрасной женщине не может заставить его изменить чувству товарищества, которое связывается у него с борьбой за волю.

Под стать Разину и другие герои Садовникова — энергичные, волевые люди, способные на самоотверженный подвиг. Такова русская богатырка Усолка, которая, несмотря на свой преклонный возраст, в грозный час опасности берет меч, садится на коня, бросается в гущу битвы и добивается победы.

 

«И память о той богатырке жива!

Ее сохранила людская молва…

Так билися в старые годы

За право труда и свободы».

 

Сюжет многих стихотворений поэта, основанных на легендах и преданиях, в том числе «Полонянка», «Усолка», «В Жигули», и других. Волга у Садовникова — колыбель воли, мощи, славы, русского народа, его любимая река. Обращаясь к Волге, поэт говорит:

 

«Тебе несу стихи, река моя родная,

Они — навеяны и созданы тобой —

Мелькали предо мной, окраскою сверкая,

Как рыбки вольные сверкают чешуей.

 

Простор песков твоих, лесов живые краски.

Разливы вешние ликующей воды

И темных Жигулей предания и сказки

На них оставили заметные следы».

(«К Волге»).

 

Значительное количество стихотворений Садовников посвящает Жигулёвским горам, в том числе «В Жигулях», «Молодецкий курган», «Жигулевские клады», и так далее. Но красота Жигулей для Садовникова - это не основное. Жигули для него — «свидетели давнишних дел, старинной пережитой были…» А еще Жигули — это родина самобытной народной песни (рис. 5-9).

«Да и где родиться песням,

Как не здесь — у этих гор…

Песни «удали и воли», такой, что

Любое сердце расколышет,

Любые цепи разобьет!..»

 

Прекрасные волжские пейзажи у Садовникова тоже связаны главным образом с Жигулями.

 

«Ущелья залиты весеннею водой…

Меж небом и землей, на голубом просторе,

Красавцы-Жигули вздымаются грядой,

Как остров, брошенный в раскинутое море.

 

Овраги темные кой-где еще таят

Пласты тяжелые подтаявшего снега,

И горные ручьи, сливаясь в водопад,

Шумят и на реку кидаются с разбега…

 

Водой подмытые, несутся с крутизны,

Шумя и прыгая, тяжелые каменья,

С собою унося покорных жертв весны,

Прибрежные кусты, в широкое теченье».

(«Волжские эскизы»).

 

Поэтическое своеобразие, сердечность и мелодичность — отличительные черты пейзажной лирики Садовникова.

 

«Широкой полосой к реке сбегает сад,

Усыпаны душистым белым цветом —

Как снегом, старые в нем яблони стоят,

Дыша знакомым мне и радостным приветом.

 

На скользкую траву откидывая тень,

Они сбегают вниз — весенней жажды полны —

Туда, где сторож их, извилистый плетень,

Не в силах задержать вступающие волны.

 

Река торжественно и медленно идет,

Подходит и опять поспешно отступает —

Как будто яблоней сверкающий налет

Про зимы снежные ей вдруг напоминает».

(«Волжские эскизы»).

 

Творчество Садовникова-фольклориста было тесно связано с Самарской губернией, которую за свою жизнь он хорошо изучил. Особенно влекло его Жигулёвское побережье, где поэт часто бывал, тщательно исследуя и записывая местные предания. В результате в 1872 году в журнале «Беседа» появилась большая историко-этнографическая статья Садовникова «Жигули и Усолье на Волге». В последующие годы были напечатаны и другие статьи Садовникова на ту же тему: «Жигулевские горы», «Виды Волги», «Царев курган», «Из волжских преданий о Стеньке Разине», «Из летних поездок по Волге», и так далее.

В первой половине 70-х годов Садовников записал много фольклорного материала в Заволжье, на территории Ставропольского, Волжского, Красноярского, и других современных районов Самарской области. Собранные им материалы вошли в известные сборники «Загадки русского народа» (1875 год) и «Сказки и предания Самарского края» (1884 год), которые явились ценнейшим вкладом в фольклористическую литературу (рис. 10, 11).

В конце жизни Садовников подготовил к печати две историко-литературные публикации: «Письма А. Пушкина к Н. Языкову» и «Отзывы современников о Пушкине» (материалы для его биографии). В это время он много работал над переводами стихотворений Байрона, Лонгфелло, Теннисона, Эдгара По, и других поэтов.

Смерть поэта от чахотки была быстрой и для всех неожиданной. Она последовала 19 (по новому стилю 31) декабря 1883 года в клинике профессора Боткина в Санкт-Петербурге. Садовников был похоронен на Новодевичьем монастырском кладбище (рис. 12).

При этом специалисты считают, что по причине внезапной смерти Дмитрия Николаевича Садовникова многое из собранного им так и осталось не напечатанным, и, по-видимому, погибло вместе с частью его обширного архива.

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

Бейсов П.С. Дмитрий Николаевич Садовников. Славные даты. Сост. Н.И. Никитина. Ульяновск, 1967. стр. 46–49.

Болдырев В.Н. Д.Н. Садовников – поэт и фольклорист. - Садовников Д.Н. Избранные произведения. Саратов, 1989, стр. 5–10.

Гиривенко А.Н. Дмитрий Садовников – переводчик А. Теннисона. - Проблемы развития юридических и социально-экономических наук в России. Тез. докл. М., 2001, стр. 43–47.

Гофман Л. Он пел о Волге и воле. - Гофман Л. Одиссея Александра Рославлева. М., 1984, стр. 78–88.

Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. Сост. Д.Н. Садовников. М. Изд-во МГУ, 1959. 335 с., илл.

Коринфский А. Д.Н. Садовников и его поэзия. Сообщение, сделанное 17 марта 1900 г. в кружке имени Я.П. Полонского. СПб, Изд. П.П. Сойкина, 1900. 112 с.

Крупянская В.Ю. Дмитрий Николаевич Садовников. - Певец Волги Д.Н. Садовников. Избранные произведения и записи. Куйбышев, 1940, Стр. 5–20.

Певец Волги Д.Н. Садовников. Избранные произведения и записи. Сост. В.Ю. Крупянская. Куйбышев, 1940. 168 с.

Петров С.Б. Д.Н. Садовников и музыка. - Гуманитарная мысль на рубеже веков. Межвуз. сб. науч. тр. (под. ред. В.И. Зеркалова). Саратов, 2000, стр. 100–103.

Рассадин А.П. К биографии Д. Садовникова. О месте упокоения и похоронах поэта. - Краеведческие записки. Ульяновск, 2012. Вып. 15, стр. 255 –260.

Садовников Д.Н. Загадки русского народа: сборник загадок, вопросов, притч и задач. СПб. Тип. Н. А. Лебедева, 1876. 333 с.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. СПб. Тип. МВД, 1884. 388 с.

Садовников Д.Н. Наши землепроходцы: рассказы о заселении Сибири (1581–1712 гг.). М. Изд. В.Д. Карчагина, 1905. 189 с.

Садовников Д.Н. На старой Волге: песни и легенды. Симбирск: Типо-литография А.Т. Токарева, 1906. 92 с.

Садовников Д.Н. Избранные произведения (сост., авт. вступ. ст. и примеч. В.Н. Болдырев). Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1989. 221 с., илл.

Садовников Д.Н. Сказки и предания Самарского края. Самара. Самар. НМЦ НТ, 1993. Вып. 1. – 1993. 248 с.; Вып. 2. - 1993. 204 с.

Садовников Д.Н. Марина–русалка: записано со слов симбирской мещанки Екатерины Григорьевны Извощиковой. - «Мономах». 1996. № 3, с 40–42.

Селиванов К.А. Д.Н. Садовников (1847–1883). - В кн.: Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1953, стр. 133–135.

Селиванов К.А. [Дмитрий Николаевич Садовников]. - В кн.: Селиванов К.А. Литературные места Ульяновской области. Саратов, 1969, стр. 65–68.

Смолицкий В. История одного песенного сюжета. – В сб. «Народное творчество». 2003, № 6, стр. 52–53.

Трофимов Ж.А. Детские и школьные годы Д.Н. Садовникова; «Из-за острова на стрежень…». К истории песни Д. Н. Садовникова; А.А. Коринфский о Д.Н. Садовникове. В сб. «Симбирск литературный: поиски, находки, исследования. Ульяновск, 1999, стр. 284–303, 312–321.

Шинкарова Н.В. Архивные материалы Д.Н. Садовникова в фондах Ульяновского областного краеведческого музея. – В сб. «Красноречье: будущее, настоящее, прошлое ландшафта и культуры». Ульяновск–Жигули, 2002, стр. 19–25.


Просмотров: 11106



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности