Сафразьян Леон Богданович
В августе 1954 года в молодом городе Новокуйбышевске, на строящемся нефтеперерабатывающем заводе, случилось происшествие, потрясшее не только город, но и всю нефтяную отрасль страны. В результате нелепой случайности (взрыв газа) в подвале цеха № 29 этого предприятия 13 августа 1954 года погибли руководители строительства предприятия, в том числе член коллегии Министерства нефтяной промышленности СССР, заместитель министра Леон Богданович Сафразьян (рис. 1).
«Второе Баку»
Еще в конце 30-х годов с легкой руки журналистов новый район нефтедобычи между Волгой и Уралом стали называть «Второе Баку». А в конце 40-х годов в результате успехов отечественной геологоразведки и ударного труда буровиков объёмы добычи «черного золота» в Куйбышевской области удваивались чуть ли не ежемесячно (рис. 2, 3). На основании этого летом 1947 года Совет Министров СССР принял постановление о строительство нового нефтеперерабатывающего завода с размещением в рабочем поселке Ново-Куйбышевский (с февраля 1952 года – город Новокуйбышевск). Первые колышки на месте будущего предприятия были забиты в начале осени того же 1947 года, а уже в сентябрьские дни 1951 года на строящемся предприятии включились в число действующих установки первичной переработки нефти - АВТ-1 и АВТ-2. Вскоре были пущены также установки термического крекинга № 1 и каталитического риформинга № 1. В ноябре 1951 года с завода к потребителям ушел первый железнодорожный состав с бензином (рис. 4-8).
Но дальнейшее строительство различных производств на предприятии ударными темпами продолжалось и дальше. Кроме производства различных сортов бензина, керосина и дизельного топлива, на установках Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода уже в начале 1952 года впервые в нашей стране началось изготовление технических масел для машин и механизмов, основой для которых стали высокосернистые нефти, характерные для месторождений Среднего Поволжья. В дальнейшем на Новокуйбышевском НПЗ появилось также еще несколько установок масляного производства, которые вскоре были объединены в отдельный цех № 9. Все это помогло предприятию быстро освоить производство десятков других видов смазочных масел из сернистых нефтей – дизельных, машинных, цилиндровых, турбинных, автомобильных, и так далее.
В течение этих лет с целью контроля над ходом строительно-монтажных работ в Новокуйбышевск регулярно наведывались ответственные руководители Министерства нефтяной промышленности СССР, в том числе заместитель министра Леон Богданович Сафразьян. Но одна из таких, на первый взгляд, рядовых его командировок в этот город волжских нефтепереработчиков по нелепой случайности оказалась последней в жизни этого талантливого руководителя, одного из крупнейших организаторов отечественной промышленности.
Биографическая справка
Леон Богданович Сафразьян родился 14 августа 1893 года в Баку в семье служащих, в том же городе он окончил гимназию. Свою трудовую деятельность Леон начал в 1914 году в должности статистика уездного правления. В 1915 году он был призван в русскую армию и служил в одной из частей на территории Персии. В 1916 году Леон получил звание прапорщика и был назначен начальником участка на строительстве железной дороги. В период революционных событий 1917 года Сафразьян вступил в Красную Армию и затем принимал активное участие в сражениях гражданской войны. В 1918 году служил в Астрахани, затем участвовал в подавлении эсеровского мятежа в Арагире (Ставропольская губерния). В конце того же года его направили на учёбу в Академию Генерального штаба. В 1919 году Леон Сафразьян стал членом ВКП (б). Вскоре после окончания академии он был командирован на Дальний Восток, участвовал в боях при Спасске и при станции Волочаевка, а также во взятии Владивостока.
После окончания гражданской войны Л.Б. Сафразьяна направил на восстановление и подъём народного хозяйства. В 1924 году он был назначен начальником административно-хозяйственного отдела (АХО) Мытищинского вагоностроительного завода, в 1925 году Л.Б. Сафразьян перешёл на работу в Мособлиспоком на должность начальника орготдела. Одновременно он продолжал заочно учиться в Академии народного хозяйства. После работы в Моссовете Сафразьяна в 1929 году направили на возводимый Челябинский тракторный завод, где он сначала возглавил его строительство, а затем стал директором предприятия.
Получив опыт возведения крупных промышленных объектов в сжатые сроки, Сафразьян в последующие годы занимал ряд высоких постов в строительно-промышленной отрасли СССР. Так, с 1934 года он возглавлял строительство Ярославского автомобильного завода, а с 1935 - Горьковского автозавода. В 1937 году он был назначен начальником Главного управления капитального строительства Наркомата машиностроения СССР, в 1938 году - начальником Главвоенстроя при СНК СССР.
В марте 1941 году Сафразьяна перевели на работу в НКВД СССР, где он получил пост заместителя наркома по использованию труда заключённых на строительстве объектов народного хозяйства. Сразу же после начала Великой Отечественной войны, в июле 1941 года, Сафразьяна одновременно назначили также и начальником Главного управления аэродромного строительства (ГУАС) НКВД СССР. Впоследствии он курировал ещё и работу Главного управления шоссейных дорог (Гушосдор) и Главгидростроя. В июле 1945 года Сафразьян получил звание генерал-лейтенанта инженерно-технических войск. В феврале 1946 года он оставил службу в органах внутренних дел и был назначен на пост заместителя наркома (впоследствии заместителя министра) по строительству топливных предприятий СССР. С 28 декабря 1948 года Л.Б. Сафразьян находился в должности заместителя министра нефтяной промышленности СССР. Именно тогда в окрестностях Куйбышеве ускоренными темпами началось возведение крупнейшего в то время в СССР Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода, который Сафразьян по долгу своей службы посещал в среднем три-четыре раза в год.
Трагедия в подвале
Очередная поездка заместителя министра в Новокуйбышевск, которая началась 11 августа 1954 года, от предыдущих его визитов на завод ничем особенным не отличалась, если бы не последовавшая вскоре страшная трагедия. В то роковое утро Сафразьяна сопровождала целая делегация, в том числе начальник Куйбышевского территориального строительного управления Главвостокнефтестроя Министерства нефтяной промышленности Иван Игнатьевич Миронов (рис. 9), начальник строительства Новокуйбышевского НПЗ Василий Иванович Марфин (рис. 10) и главный инженер-заместитель управляющего трестом «Нефтезаводмонтаж» Миннефтепрома Аркадий Николаевич Вавулин (рис. 11).
Вот как вспоминал об этом происшествии сотрудник предприятия, А.В. Анохин (цитируется по материалу новокуйбышевского журналиста и писателя Владимира Михайловича Шарлота «Душный август 1954 года»):
«Член коллегии министерства нефтяной промышленности Леон Богданович Сафразьян приехал в Новокуйбышевск 11 августа. Это была очередная инспекционная поездка… Сафразьяну доложили, что строительные работы на установках № 3, 4 завершены, а на № 5 – в стадии окончания… Сафразьян решил осмотреть это помещение, вместе с ним направилось все его большое окружение. В помещение не могли войти, так как дверь оказалось запертой. Стали искать уборщицу, ту, у которой был ключ, потом спички… Во время поисков раздавались голоса, сначала шепотом, затем громче: «Не надо! Не надо!» Там оставалось работы всего на день—два электрикам и сантехникам – подключить воду и электричество.
Там, в подвале, было темно. Сафразьян приказал зажечь спичку. Василий Марфин не стал этого делать, ведь кто-то предупредил, что пахнет газом. Леон Богданович в резкой форме повторил приказ. И тогда Василий Иванович зажег спичку. Прогремел взрыв…»
Свидетели происшествия потом с дрожью в голосе вспоминали ужасающую сцену, когда раздался мощный хлопок, и затем из подвала стали выходить обгоревшие человеческие фигуры, с которых клочьями свисали остатки одежды и обгоревшая кожа. Потом врачи напишут в истории болезни, что у четверых руководителей, впоследствии умерших, площадь пораженной кожи составляла от 70 до 95 процентов. Количество пострадавших в разных мемуарах отличаются друг от друга - от 9 до 11 человек.
Как затем вспоминал личный водитель тогдашнего директора НПЗ Алексей Коновалов, когда он вместе со своим начальником примчался на место происшествия, его глазам предстала страшная картина: смертельно обожженные люди шли обнявшись и… пели Интернационал! На Сафразьяне уцелели генеральский ремень и хромовые сапоги. Когда их привезли в медпункт завода, они тоже вышли из машин своими ногами, и тоже с пением Интернационала. Словно шли в свой последний бой.
Снова цитируем материал Владимира Шарлота «Душный август 1954 года»:
«С невероятным мужеством переносили пострадавшие страшные мучения, сохраняя при этом высокую человечность. Иван Игнатьевич Миронов просил врачей прежде всего помочь Марфину, так как у его жены больное сердце. Василий Иванович, в свою очередь, отказывался от помощи до тех пор, пока ее не окажут Миронову.
- Вот и отработались мы с тобой, Иван Игнатьевич! – сказал Марфин.
Миронов ответил:
- Ну что ты, мы еще поработаем, еще столько дел впереди!
Они лежали в больнице, сплошь перевязанные бинтами. Иван Игнатьевич в одной палате с Сафразьяном…
Миронов умер в 5 часов утра 14 августа. Ивану Игнатьевичу было 47 лет. После Миронова скончались Сафразьян и Марфин… Вавулин… скончался 16 августа в медсанчасти».
Из воспоминаний Михаила Вавулина о своем отце Аркадии Николаевиче Вавулине:
«В Новокуйбышевске произошла трагедия, которая потрясла всех своей неожиданностью, нелепостью и безответственностью «высокого» руководителя, который нарушил правила техники безопасности.
13 августа 1954 года в 7 часов 45 минут комиссия в составе 9 человек во главе с членом коллегии Миннефтепрома тов. Сафразьян входила в неосвещенное подвальное помещение строящейся конторы цеха № 29 завода. Не доходя до пола на 2 или 3 ступени, по прямому требованию Сафразьяна о зажигании огня, был применен открытый огонь для освещения помещения. В помещении было некоторое скопление углеводородного газа. При появлении открытого огня (пламени спички) произошел взрыв, «в результате чего члены комиссии подверглись тяжким ожогам, в том числе командированный тов. Вавулин А.Н.». Это скупые строки Акта № 4 о несчастном случае, связанном с производством.
Мне рассказывали, что отец предупредил о загазованности помещения, на что Сафразьян якобы сказал: «С газом работаем, а газа боимся!», после чего начальник участка чиркнул спичкой. 16 августа 1954 года отец умер. Погибли также Сафразьян, начальник строительства Миронов и начальник участка.
Больше я отца не видел. В Москву его привезли в цинковом гробу. Организацией похорон занималось Министерство нефтяной промышленности. Гроб был установлен в здании министерства на Площади Ногина. Проститься пришло очень много народа. У гроба происходила смена Почетного караула. После гражданской панихиды длинная колонна автомашин, с ГАИ в начале и конце, направилась на Введенское (Немецкое) кладбище, где состоялись похороны. За государственный счет установлен памятник».
Л.Б. Сафразьяна и А.Н. Вавулина похоронили в Москве, на Новодевичьем кладбище, а И.И. Миронова и В.И. Марфина – в Новокуйбышевске. Впоследствии в Новокуйбышевске именами Сафразьяна и Миронова были названы две городские улицы (рис. 12-15).
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Список литературы
Болкунов И. 1986. Эта трудная степная нефть. – «Волжская коммуна», 18 июня 1986 года.
Брискин А. 1986. Рабочая поступь. Объединению «Куйбышевнефть» - 50 лет. – «Волжская коммуна», 27 декабря 1986 года.
Вазуль Э. 1968. Хозяева недр. – «Волжская коммуна», 24 декабря 1968 года.
Ерофеев В.В. 2004. Исправительно-трудовые лагеря на территории Куйбышевской области. – В кн. «Ремесло окаянное». Самара, :120-132.
Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-е – 50-е годы ХХ в.) Становление и развитие. Сборник документов. Самара. Изд-во ООО «Кредо», 2005. :1-672.
Рубцов В. 2000. Первопроходцы, творцы и рекордсмены. – «Волжская коммуна», 30 сентября 2000 года.
Тагирова Н.Ф. 2002. Итоги индустриального развития Самарской губернии за сто лет. – В сб. «Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты». Сборник статей и материалов II международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (11-14 июня 2002 года). Под общей ред. Э.А. Куруленко. Самара. (Адм-ция Самарской обл., департамент культуры). :174-182.
Такоев Д.А., Иванов А.И. 1960. Волжская нефть. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-96.
Фёдоров А. 1990. Нефть и люди. – «Волжский комсомолец», 29 апреля 1990 года.
Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.
Шарлот В.М. 1979. Город Новокуйбышевск. Социально-экономический очерк. Куйб. кн. изд-во, 160 стр.
Шарлот В.М. 1986. У станции Липяги. Документальная повесть о строителях большой химии. Куйб. кн. изд-во, 216 стр.
Шарлот В.М. 1996. Это наш завод. Страницы истории Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего. – Самара, кн. изд-во, 1996 год. 287 стр.
Просмотров: 3968