Фёдоров Алексей Петрович

Он родился 23 февраля 1900 года в Самаре, после чего почти всю свою жизнь, кроме военных лет, жил и трудился в нашем городе, впоследствии Куйбышеве (рис. 1).

На крыльях революции

На кусок хлеба Алексей начал зарабатывать в 12 лет. Почти год проработал он мальчиком-рабочим на фруктовой чайной фабрике в купеческой Самаре. До поступления на военную службу в Красную Гвардию Алексей прошёл несколько рабочих университетов: был учеником часовщика, подручным слесаря в частных слесарных мастерских, старшим паяльщиком на гранатной фабрике, старшим подручным слесаря на механическом заводе, слесарем Самарских главных железнодорожных мастерских.

В июне 1917 года 17-летним юношей рабочий Алексей Фёдоров стал коммунистом, и до конца жизни сохранил верность идеям Коммунистической партии.

В декабре 1917 года Федоров надел военную форму - он стал красногвардейцем Самарского железнодорожного отряда на Восточном фронте. Несколько лет он занимал военные и политические должности в подразделениях 5-й Красной Армии Восточного фронта: отделённый командир пулемётной команды, политический комиссар обоза инженерных войск, военный комиссар дорожно-мостовой роты, военный комиссар инженерного батальона, политрук стрелкового полка.

По призыву ЦК коммунистической партии как слесарь-железнодорожник Фёдоров возвратился в Самарские железнодорожные мастерские. Но к своему профессиональному занятию Алексей тогда вернулся всего лишь на месяц. Как способного и энергичного политработника, закалённого в боях Гражданской войны, Фёдорова направили на партийную работу.

С ноября 1920 года Алексей Фёдоров - инструктор политотдела Самарского железнодорожного райкома, затем член президиума (ответственный секретарь) Самарского 4-го райкома партии. Но не только на партийных должностях пришлось Алексею Петровичу трудиться в молодости.

С марта 1921 года по март 1923 года А.П. Федоров - сотрудник органов госбезопасности: комиссар Самарской губернской ЧК, уполномоченный Туркестанской ЧК, начальник отделения Полномочного представительства ОГПУ Приволжского военного округа, уполномоченный дорожно- транспортного отдела ОГПУ Самаро-Златоустовской железной дороги.

А затем в жизни Алексея Петровича вновь произошёл крутой поворот. Для восстановления народного хозяйства, разрушенного в годы Гражданской войны, Фёдорова командировали на должность начальника участка лесоразработок Самаро-Златоустовской железной дороги. Местами его работы в то время были станции Бугульма, Мелекесс, Миасс. В партийной характеристике того времени подчеркивалось, что Фёдоров Алексей Петрович «был одним из лучших членов по выполнению партобязанностей, выдержанный и дисциплинированный, наилучше развитый политически член РКП (б)». Значение этой оценки подтвердилось и очередным его повышением по службе. В 1926-1929 годах Фёдоров - старший ревизор материально-технического снабжения Управления Самаро-Златоустовской железной дороги.

Начавшаяся в стране индустриализация требовала от управленцев специальных знаний, качественного образования. И с сентября 1929 года по май 1931 года Фёдоров в Москве обучался на курсах командного состава при институте железнодорожного транспорта. На курсах Алексей Петрович приобрёл специальность техника путей сообщения.

По окончании учёбы снова была Самара, служба уже в управлении железной дороги. С мая 1931 года по январь 1942 года А.П. Фёдоров занимал должности начальника отдела топлива управления железной дороги, начальника административного отдела управления, начальника отдела учёта и отчётности, начальника группы снабжения и планирования книг и бланков, заместителя начальника отдела учёта и отчётности.

Великая Отечественная война вторглась в жизнь коммуниста-железнодорожника Фёдорова, как и в судьбу всего советского народа. Алексей Петрович оказался там, где с наивысшей отдачей могли проявиться его большой опыт, профессионализм и организаторские способности. С января 1942 года по ноябрь 1945 года А.П. Фёдоров - заместитель начальника военно-эксплуатационного отделения на фронтовых и прифронтовых железных дорогах 2-го Украинского фронта.

Уже после войны, с декабря 1945 года по март 1958 года, Алексей Петрович работал начальником организационно-штатного отдела управления Куйбышевской железной дороги. Затем он стал персональным пенсионером.

Почти 50-летний трудовой стаж А.П. Фёдорова отмечен высокими наградами Родины: орденом Ленина, медалями, знаком «Почётный железнодорожник».

Решением исполкома Куйбышевского городского Совета депутатов трудящихся от 2 ноября 1967 года «за активное участие в завоевании Советской власти в городе Самаре в 1917 году, активное участие в Гражданской и Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, доблестный труд на железнодорожном транспорте и большую работу по воспитанию молодёжи города Куйбышева на революционных и трудовых традициях» Фёдорову Алексею Петровичу присвоено звание «Почётный гражданин города Куйбышева». Он стал первым кавалером этого вновь учреждённого в нашем городе почётного звания.

Алексей Петрович Фёдоров скончался 11 июня 1970 года и был похоронен на городском кладбище Куйбышева (Самары).

 

Источники

ЦГАСО, Р-56, оп. 51, д. 1225, л. 432-436.

Там же, д. 1233, л. 4.

СОГАСПИ, Ф-1, оп. 1, д. 306, л. 45.

Там же, Ф-656, оп. 114, д. 867, 1268.

В борьбе за народное дело. Книга II. Куйбышев. 1984. С. 207.

Волжская коммуна. 1967, 17 августа.

Там же, 1970, 12 июня.


Просмотров: 920



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности