Шостакович Дмитрий Дмитриевич

Когда говорят о городе Куйбышеве военного времени, то обычно имеют в виду его роль в качестве центра авиационной промышленности или запасной столицы, где в течение двух лет действовали правительство и Верховный Совет СССР. Но при этом историками уделяется слишком мало внимания тому значению, которое наш город в то время имел как культурная столица всей страны. А самое выдающееся культурное событие военного Куйбышева, вне всякого сомнения, произошло 5 марта 1942 года. В этот день в зале Куйбышевского областного театра оперы и балета состоялась премьера Седьмой симфонии молодого ленинградского композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (рис. 1).

Гнев и милость вождя

Он родился 12 (по новому стилю 25) сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Род композитора имел польско-белорусские корни. Отец будущего композитора Дмитрий Болеславович служил в Палате мер и весов, а мать его Софья Васильевна была пианисткой, окончившей Петербургскую консерваторию. Считается, что именно она еще в раннем детстве привила сыну любовь к музыкальной классике. Она давала ему первые уроки игры на фортепиано, а потом Дмитрий поступил в частную музыкальную школу известного в то время педагога Игнатия Гляссера, которую окончил в непростом 1918 году.

Во времена голода и разрухи одаренный юноша, несмотря на все трудности, учился в Петроградской консерватории, сначала по классу фортепиано, а затем - по классу композиции. Его дипломной работой в 1925 году стала Первая симфония, за исполнение которой на международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве Дмитрий Шостакович получил главный приз. Тогда же музыка молодого автора быстро получила признание за рубежом, чего нельзя было сказать о нашей стране (рис. 2).

В конце 20-х и начале 30-х годов Шостакович написал Вторую и Третью симфонии, которые советская критика оценила как «упаднические произведения с элементами футуризма и конструктивизма». Композитору предъявили обвинение в «пропаганде буржуазной культуры», а после премьеры его оперы «Леди Макбет Мценского уезда», первый раз поставленной в Ленинграде в 1934 году, против него началась кампания в официальной советской печати. После статьи под заголовком «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года оперу Шостаковича и вовсе сняли с театрального репертуара.

Для иных авторов такой разгром означал бы конец всей творческой карьеры, но Шостакович в том же 1936 году завершил работу над Четвертой симфонией, о которой, однако, в атмосфере начавшегося в то время в стране государственного террора он предпочел умолчать. Впервые для публики она была исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович написал свою Пятую симфонию, в которой, как считается, он сумел «замаскировать» драматический характер музыки общепринятыми симфоническими формами. После первого исполнения этого произведения на страницах «Правды» неожиданно выступил сам Сталин, который оценил ее так: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». Эти слова вождя сразу же вызвали в советской прессе целый шквал хвалебных статей по поводу творчества Шостаковича, а за Пятой симфонией официально закрепилась слава «образца произведения социалистического реализма» (рис. 3).

Несмотря на такое признание, отношения Шостаковича с властью по-прежнему продолжали носить двойственный характер. Он получил место преподавателя в Ленинградской государственной консерватории, где написал свою Шестую симфонию. Это была монументальная композиция для солистов, хора и оркестра с использованием стихотворения «Владимир Ильич Ленин» Владимира Маяковского, а ее премьера состоялась в ноябре 1939 года. Но критика предпочла демонстративно не замечать эту премьеру, поскольку негласное мнение «сверху» на ее счет было не слишком благоприятным. При Сталине Шестая симфония больше ни разу не исполнялась.

Свою самую знаменитую Седьмую симфонию Шостакович начал писать сразу же после начала Великой Отечественной войны, будучи под впечатлением фашистского завоевания Европы и вероломного нападения Германии на Советский Союз. В начале сентября вокруг города на Неве замкнулось кольцо блокады, и Шостакович написал заявление с просьбой направить его на фронт, но ему было отказано. Вместо фронта он получил приказ готовиться к отправке на «Большую землю» (рис. 4, 5).

Вскоре композитор с группой других деятелей культуры был переправлен в Москву, а 22 октября 1941 года со вторым эшелоном Большого театра он с женой и двумя детьми прибыл в Куйбышев.

 

Культурная столица страны

Здесь нужно отметить, что в самом начале войны Куйбышевская область стала одним из тех немногих регионов страны, где по воле центральных властей в считанные месяцы был сосредоточен громадный культурный потенциал нашего народа, значительная часть его национального достояния. В частности, в областной центр и в другие населенные пункты области тогда вывезли громадный по объему книжный и газетно-журнальный фонд из крупнейших библиотек западной части страны. Из одной только Ленинградской государственной библиотеки имени Михаила Салтыкова-Щедрина в течение июля-августа 1941 года в Куйбышевскую область удалось переправить более миллиона томов, в том числе и знаменитую библиотеку Вольтера, хранящуюся здесь со времен Екатерины II.

Работники областного управления культуры буквально ни на шаг не отходили от этих книжных сокровищ до тех пор, пока их без единой потери не разместили в Мелекессе (ныне Димитровград), который в то время территориально входил в состав Куйбышевской области. По окончании войны бесценная библиотека вновь возвратилась в город на Неве. Подсчитано, что за время пребывания на берегах Волги здесь было выдано читателям более 3,5 миллионов книг.

В Куйбышеве в военные годы жили и работали многие советские писатели, певцы, музыканты, композиторы и другие деятели культуры – Алексей Толстой, Всеволод Иванов, Илья Эренбург, Ванда Василевская, Валентин Катаев, Петр Павленко, Давид Ойстрах, Иван Козловский, Валерия Барсова, Мария Литвиненко-Вольгемут, Лев Оборин и другие. В городе на Волге им всем были созданы приемлемые условия для жизни и работы – конечно же, по меркам военного времени (рис. 6-11).

Из осажденной Москвы и блокадного Ленинграда в течение осени 1941 года в Куйбышев были также эвакуированы Государственный академический Большой театр, Ленинградский академический театр оперы и балета, симфонический оркестр Всесоюзного радио, а также многие другие всемирно известные художественные коллективы (рис. 12). После того, как в июле 1941 года по приказу Наркомата культуры СССР в нашем городе объединились театр оперы и балета и театр оперетты, на их основе был создан Куйбышевский областной театр оперы, балета и музыкальной комедии. В период эвакуации в нем служили такие известные всей стране актеры и певцы, как Анна Атаманова, Тарас Демидов, Михаил Ярин, Николай Скалов, Александр Глудзовский и другие.

Уже в сентябре 1941 года театр начал ставить пьесы столичных драматургов, также эвакуированных в Куйбышев. Среди них были пьесы «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова, «Парень из нашего города» Константина Симонова, «Офицер флота» Александра Крона. Большой популярностью в те годы пользовалась также театральная классика – произведения Николая Погодина «Человек с ружьём», Максима Горького «На дне», Александра Островского «Бешеные деньги», Вильяма Шекспира «Ромео и Джульетта» и другие. Артисты Куйбышевского драматического театра часто выезжали с гастролями на фронт, и в течение войны там они показали в общей сложности 485 спектаклей. И, конечно же, все учреждения культуры вели активную работу с местным населением и с приезжавшими сюда на лечение военнослужащими (рис. 13).

Седьмая симфония

Эвакуированные приехали в запасную столицу с минимумом багажа и почти без денег, а у Шостаковича где-то среди вещей Большого театра затерялся чемоданчик с первой частью партитуры Седьмой симфонии. Всех прибывших этим эшелоном поселили в школе № 81, что и сейчас находится на Самарской площади. Школьные классы разгородили простынями и одеялами, и в таких условиях здесь первое время жили не только Шостаковичи, но также артисты и музыканты Большого театра, а также семьи ряда других композиторов, писателей, певцов. Вагон с вещами эвакуированных, как потом оказалось, застрял в Рузаевке, и в Куйбышев он прибыли только через неделю. Среди общего багажа, к радости Дмитрия Дмитриевича, отыскался и его чемоданчик с партитурой Седьмой симфонии (рис. 14).

Впрочем, уже вскоре всем деятелям культуры из Москвы начали предоставлять более комфортное жилье. В частности, семье Шостаковичей сначала выделили только маленькую комнату в доме на улице Фрунзе, 140. Здесь композитор продолжил работу над Седьмой симфонией. Последнюю правку в партитуру он внес 27 декабря 1941 года. А в начале 1942 года его семья переехала в более просторную двухкомнатную квартиру в доме № 146 на улице Фрунзе (рис. 15-17).

Первым исполнителем Седьмой симфонии Шостаковича был оркестр эвакуированного из Москвы Большого академического театра под управлением дирижера Самуила Абрамовича Самосуда. Именно этот коллектив дал путевку в жизнь гениальному произведению, без которого ныне невозможно себе представить весь музыкальный образ того сурового времени (рис. 18, 19).

Подготовка премьеры симфонии оркестр Большого театра начал еще за полтора месяца до ее первого публичного исполнения. Незабываемые впечатления от репетиций остались у Алексея Толстого, который, как уже говорилось, тоже жил в Куйбышеве во время войны: «В большом фойе между колонн расположился оркестр московского Большого театра, один из самых совершенных музыкальных коллективов в мире. За пультом - Самосуд, по-рабочему, в жилетке. Позади него на стуле - Шостакович, похожий на злого мальчика… Сейчас - после корректур - будут проиграны все четыре части. Взмахивает мокрыми волосами Самосуд, пронзает палочкой пространство, скрипки запевают о безудержной жизни счастливого человека. Седьмая симфония посвящена торжеству человеческого в человеке».

Прием нового музыкального произведения публикой был грандиозный. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале секунд десять-пятнадцать стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился шквал аплодисментов. Присутствовавший на премьере известный киносценарист Алексей Каплер вспоминал об этом так: «Слова «овация», «успех» ни в какой мере не передают того, что было в зале. У многих на глазах стояли слезы. Вновь и вновь выходил на сцену создатель этого творения, и не верилось, что это именно он, 35-летний худощавый интеллигент-очкарик, выглядевший совсем юным, мог вызвать такую бурю эмоций» (рис. 20, 21).

На другой день после премьеры микрофильмы с партитурой Седьмой симфонии Шостаковича самолетами были отправлены в Москву и за рубеж, где представители советских посольств передали ее лучшим оркестрам мира. В Колонном зале московского Дома Союзов симфония была исполнена 29 марта 1942 года, а 9 августа произведение Шостаковича прозвучало на его родине - в блокадном Ленинграде. В том же году Седьмая симфония впервые исполнялась в Нью-Йорке, куда копию ее партитуры переправили через Тегеран, Каир и ряд городов Латинской Америки (рис. 22).

В конце 1942 года здесь же, в Куйбышеве, Шостакович написал свою Восьмую симфонию, в которой он, по мнению искусствоведов, словно бы нарисовал монументальную фреску о событиях, происходящих в это время вокруг него.

Кроме того, именно Шостакович организовал и первое время возглавлял Куйбышевское отделение Союза композиторов СССР. Заседания отделения были еженедельными. Посвящались они, главным образом, обсуждению новых произведений. Эту форму Шостакович считал основной, самой необходимой, продуктивной, способствовавшей активизации композиторских сил. По воспоминаниям современников, в обсуждениях регулярно участвовали чешский профессор Зденек Неедлы, венгерский антифашистский композитор Ференц Сабо, куйбышевский композитор Виктор Денбский и другие.

В марте 1942 года Дмитрий Шостакович получил большую четырехкомнатную квартиру с отдельным кабинетом, роялем и видом на Волгу в доме № 2а на улице Вилоновской (впоследствии это был так называемый «обкомовский» дом) (рис. 23). К этому времени до Куйбышева из блокадного Ленинграда благополучно добрались его мать, сестра и племянник. По указанному адресу вся большая семья композитора жила вплоть до 3 марта 1943 года, когда начался переезд эвакуированных из Куйбышева обратно в Москву.

 

Контрасты послевоенного времени

После возвращения в столицу Шостакович вернулся на место профессора Московской консерватории и вплоть до конца 1948 года преподавал здесь композицию и инструментовку. В 1945 году в связи с завершением войны он написал свою Девятую Симфонию. Однако в 1948 году Шостакович был обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». После этого его лишили звания профессора, признали «профнепригодным» и уволили из штата Московской и Ленинградской консерваторий. Главным обвинителем Шостаковича был секретарь ЦК ВКП (б) А.А. Жданов (рис. 24).

В стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом». Оставшийся не у дел Шостакович в 1948 году написал Первый скрипичный концерт, который тогда так и не был опубликован. Только после смерти Сталина в 1953 году Шостакович вновь обратился к симфоническому жанру и создал свою Десятую симфонию. В 1954 году он написал «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ, за которую получил звание Народного артиста СССР. Наконец, в 1955 году состоялось первое исполнение Первого скрипичного концерта.

В эти же годы снова началось сближение Шостаковича с официальными органами власти. Его опять допустили к преподавательской работе в Ленинградской консерватории, в 1957 году он стал секретарём Союза композиторов (СК) СССР, в 1960 — секретарём СК РСФСР (в 1960—1968 — первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступил в ряды КПСС.

В период с 1961 по 1964 году Шостакович создал свои 11-ю, 12-ю и 13-ю Симфонии. Но после отстранения от власти Н.С. Хрущёва и с началом эпохи политического застоя в СССР тон его произведений вновь приобрел сумрачный характер. Несмотря на присвоение Д.Д. Шостаковичу в 1966 году звания Героя Социалистического Труда, его квартеты № 11 и № 12, его виолончельные и скрипичные концерты, вокальные циклы проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В его Четырнадцатой Симфонии (1969 год) были использованы стихи ряда поэтов, в том числе Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой — несправедливой, ранней или насильственной смерти. В начале 70-х годов Шостакович написал Пятнадцатую симфонию, которая впервые была исполнена в январе 1972 года. Последним его сочинением стала Соната для альта и фортепиано (1973 год).

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. Дмитрий Дмитриевич Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (рис. 25, 26).

В мае 2004 года в Самаре на фасаде дома № 146 по улице Фрунзе, где Д.Д. Шостакович закончил работу над Седьмой симфонией, была открыта мемориальная доска с барельефом великого композитора. А в сентябре 2006 года, в день столетнего юбилея со дня его рождения отрезок улицы Рабочей от Струковского сада до площади имени Куйбышева, где находится этот дом, был переименован в честь Шостаковича. Улицы с таким названием нет больше нигде в мире (рис. 27, 28).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

 

Список литературы

Акопян Л.О. Дмитрий Шостакович. Опыт феноменологии творчества. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

Волков С. Шостакович и Сталин: художник и царь. М.: Изд-во Эксмо, 2004.

Грум-Гржимайяо Т.Н. О Шостаковиче. М., 1990.

Данилевич Л.В. Дмитрий Шостакович: Жизнь и творчество. — М.: Советский композитор, 1980.

Д. Шостакович о времени и о себе, 1926-1975 / Составитель М. Яковлев. — М.: Советский композитор, 1980. — 375 с.

Дворниченко О. Дмитрий Шостакович: путешествие. М.: Текст, 2006.

Дворниченко О. Москва Кремль Шостаковичу. М.: Текст, 2011. 669 с.

Житомирский Д.В. Шостакович официальный и подлинный. Даугава. 1990. № 4.

Лукьянова Н.В. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. М.: Музыка, 1980.

Максименков Л.В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936—1938 гг. М.: Юридическая книга, 1997. 320 с.

Мейер К. Шостакович: Жизнь. Творчество. Время. Перевод Е. Гуляевой = Schoslakowitsch. Sein Leben, sein Werk, seine Zeit. — СПб.: Композитор, 1997. 559 с.

Миловидова Н.С. Композиторы в истории музыкальной культуры Самарского края: учеб. пособие / Н.С. Миловидова; М-во культуры РФ, ФГБОУ ВПО «СГАКИ». — Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2014. — С. 58—72. — 278 с. — 500 экз.

Михеева Л.В. Жизнь Дмитрия Шостаковича. М.: Терра, 1997. 368 с.

Петров В.О. Творчество Шостаковича на фоне исторических реалий XX века. Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. 188 с.

Сабинина М. Шостакович-симфонист: Драматургия, эстетика, стиль. М.: Музыка, 1976.

Хентова С.М. Шостакович. Жизнь и творчество. Л.: Советский композитор, 1985. Т. 1. 616 с.

Хентова С.М. Шостакович. Жизнь и творчество. Л.: Советский композитор, 1986.Т. 2.668 с.

Хентова С.М. В мире Шостаковича: Беседы с Шостаковичем. Беседы о композиторе. М.: Композитор, 1996.

Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку: Беседа с молодежью. М.: Молодая гвардия, 1958.

Шостакович Д.Д. Нотографический и библиографический справочник / Сост. Е.Л. Садовников. 2-е изд., доп. и расшир. — М.: Музыка, 1965.

Шостакович Д.Д. Статьи и материалы / Сост. и ред. Г. Шнеерсон. — М.: Советский композитор, 1976.

Шостакович Д.Д. Сборник статей к 90-летию со дня рождения / Сост. Л. Ковнацкая. СПб.: Композитор, 1996.

Шостакович Д.Д. Избранные статьи, выступления, воспоминания / Ред. А. Тищенко. — М.: Советский композитор, 1981.

Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919—1930. СПб.: Композитор, Санкт-Петербург, 2013. В трех томах.


Просмотров: 6895



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности