Щербачёв Пётр Александрович
Он продолжил дело своего отца, от которого ему передались удивительная любовь к искусству и настоящее творческое горение. По его проектам в ХХ веке в нашем городе было построено и реконструировано свыше 80 зданий, которые до сих пор остаются украшением Самары. Современные градостроители без преувеличения считают, что именно Пётр Александрович Щербачёв создал облик советского Куйбышева, воплощая свои идеи в актуальных тогда стилях – от «модернизированной классики», конструктивизма и постконструктивизма до сталинской классики и функционализма массового строительства (рис. 1).
Он родился 5 (по новому стилю 17) июля 1890 года в Самаре. Его отцом был тогда еще молодой архитектор Александр Александрович Щербачёв, который уже вскоре после этого события станет настоящим классиком самарского зодчества, а матерью – Александра Петровна Алабина, дочь городского головы Петра Владимировича Алабина. И при этом, согласно воспоминаниям, сына столь знаменитых родителей уже с ранних лет тянуло к художественному творчеству (рис. 2-4).
Окончив Самарское реальное училище, Пётр Александрович уехал в Москву продолжать своё образование, где поступил в высшее училище живописи, ваяния и зодчества. Накануне Первой мировой войны Пётр Щербачёв побывал на учебной практике за границей - в Греции, Италии, Австрии и Франции, где он изучал образцы классической архитектуры. Талантливый юноша окончил училище в 1915 году, после чего сразу же был принят в Самарскую городскую управу на должность помощника городского архитектора. Однако через год он был направлен в Минск, где Щербачёва назначили старшим техником Минского гидротехнического управления. Здесь молодой архитектор встретил революционные события 1917 года и начало гражданской войны. В это же время он обзавёлся семьёй (рис. 5).
В период правления Комуча в 1918 году Щербачёв вернулся в Самару, где поступил на службу в военно-квартирное отделение Народной армии, а в октябре того же года вместе с ним эвакуировался сначала в Омск, а позже в Новосибирск. Но после окончания военных действий в Поволжье Щербачёв сумел снова вернуться в Самару, где его знания и умения были востребованы молодой советской республикой. В 1921 году Петра Александровича пригласили на должность архитектора Самаро–Златоустовской железной дороги.
Звёздный час П.А. Щербачёва настал после того, как в 1925 году его вызвали в управление дороги и предложили спроектировать новое административное здание.
– Есть для Вас, Петр Александрович, большое и почетное дело, - сказал ему начальник магистрали. - Решено для Управления железной дороги выстроить новое здание. Хватит нам в челышёвском доме ютиться. Стало быть, обдумайте хорошенько этот проект. И учтите, что это будет первая советская стройка в Самаре.
Щербачёва можно было и не предупреждать - он и без того понимал, какую ответственную работу возложили на его плечи. С чувством душевного смятения и гордости Петр Александрович принялся за работу. Предполагалось воздвигнуть здание, которое заняло бы целый квартал перед вокзалом на Комсомольской площади, со столовой, актовым залом и ещё 150 другими помещениями и кабинетами. Не удовлетворившись одним проектом, Щербачёв разработал три варианта здания: в стиле русского классицизма, в стиле итальянского ренессанса, что было созвучно стилистике здания вокзала архитектора де Рошефора, и в стиле «модернизированной классики».
После окончания работы над проектами Щербачёв и главный инженер управления Игнатьев выехали в Москву на утверждение. Московское руководство выбрало третий вариант, затем его одобрили во всех инстанциях, и вскоре были отпущены средства на строительство. В том же 1922 году на Комсомольской площади в Самаре появились машины, выросли строительные леса. Крупная по тому времени стройка привлекла к себе десятки опытных, влюбленных в свое дело мастеров. Прорабом здесь работал старейший самарский строитель Машанцев, а десятником – Капралов. Здание штукатурила нижегородская артель Соболева.
– Славные были мастера, доподлинно золотые руки! – вспоминал о них впоследствии Петр Александрович – С полуслова понимали архитектора… Только мысль подай – они, кажется, Венеру из своей штукатурки вылепят…
В 1927 году огромное, красиво оформленное здание Управления железной дороги на Комсомольской площади было сдано в эксплуатацию. Его центральный фасад с входным блоком был украшен барельефами по железнодорожной и индустриальной тематике, декорирован вазонами, гирляндами, советским гербом и соответствующей символикой. Сферические купола придавали зданию неповторимый восточный облик, символизирующий связь Европы и Азии через железную дорогу (рис. 6, 7).
Успех молодого зодчего был огромен. Реализации проекта здания управления железной дороги укрепила его веру в свои творческие силы. После этого П.А. Щербачёв в 1926–1930 годах работал в горкомхозе Самары, а в 1933–1938 годах руководил группой Крайпроекта. В 1939 году Петр Александрович был назначен главным архитектором Куйбышевского областного управления коммунального хозяйства. В этот период наиболее значительными проектами Щербачёва, которые впоследствии воплотились в здания и сооружения, можно считать комплекс Дома Красной Армии (здание штаба ПриВО и окружной Дом офицеров); надстройка и реконструкция бывшего здания канцелярии губернатора (здание облисполком и пристроенное к нему здание областного комитета КПСС на площади Чапаева; Дом сельского хозяйства; клуб швейников «Рассвет» на улице Некрасовской (реконструированное здание Казанско-Богородицкой единоверческой церкви); жилой четырёхэтажный дом для начсостава ПриВО (улица Чапаевская, 180); здание поликлиники железнодорожников (Комсомольская площадь, 12). Всего же, по архивным данным, по проектам этого замечательного архитектора в Куйбышеве было построено или реконструировано более 100 жилых и общественных зданий, а ещё около 90 проектов так и остались неосуществленными (рис. 8-13).
Самым памятным для Петра Александровича Щербачёва был период с 1930 по 1932 годы. Именно тогда им был разработан проект одного из лучших строений нашего города периода конструктивизма – Дома Красной Армии на площади Чапаева. При его реализации архитектору удалось решить сложную задачу: не пользуясь никакими элементами внешнего украшения, создать монументальное и красивое здание. Здесь была реализована популярная тогда идея обобществленного труда и досуга в архитектуре ведомственных комплексов. Эта цель была достигнута за счет удачного, со вкусом осуществленного сочетания трех, в сущности, самостоятельных частей здания – штаба, клуба и театра.
Даже в период критики конструктивизма в архитектуре именитые мастера признавали достоинства этого здания. В 1947 году архитектор А.Л. Каневский с группой авторов отмечали, что «большинство из зданий в стиле конструктивизма характеризуют голый схематизм форм, коробочность, аскетичность и унылый характер их архитектуры. Тем не менее, некоторые из этих зданий, как, например, Дом Красной Армии, по своему объемно-пространственному решению, соотношению масс, их контрастности и силуэтности производят хорошее впечатление». На здании Дома Красной Армии были установлены городские часы, которые, по воспоминаниям краеведа Всеволода Арнольда, «били каждый час вплоть до середины 60-х годов XX века» (рис. 14-17).
В военном 1943 году П.А. Щербачёв был назначен главным архитектором Горпроекта. Он оставался на этом посту вплоть до 1957 года, когда он вышел на заслуженный отдых. Всего же период с 1943 по 1957 годы Петром Александровичем было спроектировано более 50 зданий. Назовем лишь некоторые из них: административно-жилой четырёхэтажный дом для управления железной дороги (улица Арцыбушевская, 34); трёхэтажный жилой дом для работников облисполкома (улица Чапаевская, 136); жилой дом для работников горисполкома (улица Фрунзе, 175); Дом Водников на улице М. Горького; здание института «Гидропроект» (улица Самарская, 203 б) (рис. 18-23).
В 1950-е годы Петр Александрович занимался разработкой всего ансамбля застройки Самарской площади, центральным зданием которой, по его мнению, должна была стать «сталинская высотка». Однако разгоревшаяся в это время кампания по борьбе с излишествами в архитектуре так и не дала воплотиться этой идее в жизнь. Нереализованным остался и план строительства здания филиала «Гидропроекта» и «Куйбышевэнерго» из 14 этажей на Самарской площади. Данный эскиз был опубликован в газете «Волжская коммуна» от 19 января 1954 года, но дальше этого дело так и не пошло (рис. 24-28).
В 1955 году П.А. Щербачёвым был спроектирован и реализован проект Крытого рынка на улице Вокзальной (ныне Губернский рынок на улице Агибалова), конструктивную основу которого составил немецкий трофейный авиационный ангар. По воспоминаниям коллеги Петра Александровича, архитектора Калерии Ивановны Яценко, Щербачёв лично руководил строительством этого зданию. Яценко рассказывала: «Помню, как он забирался на строящийся Крытый рынок и сбивал молоточком неправильно сделанные детали. Он был воплощением напряженной творческой работы – работал увлеченно, забывая обо всем в густо прокуренном помещении… Главную идею, будущего здания он всегда вынашивал сам, а разработку деталей доверял помощникам» (рис. 29, 30).
П.А. Щербачёв проектировал не только крупные ведомственные, жилые и общественные объекты. Так, например, в 1947 году он спроектировал и выстроил здание самарской обсерватории с отдельным павильоном «Служба времени» в Зубчаниновке (рис. 31), а в 1953 году построил дачу для техника Остроумова.
Шли годы. В отделе архитектуры Куйбышевского горисполкома росло число проектов, созданных П.А. Щербачёвым. Когда оно перевалило за двести, Петр Александрович с грустью признался, что стареет. На его висках пробивалась седина, глаза утратили былую зоркость, а в руках уже не было прежней твердости, все труднее и труднее становилось держать тонкий рейсфедер.
Но архитектор не представлял себе жизни без труда и любимого искусства. И он трудился с упорством молодого энергичного человека. Щербачёв целыми днями склонялся над чертежной доской, отыскивая наилучшие архитектурные решения, поднимался на леса многоэтажных зданий, спорил с прорабами, добиваясь верного воплощения своих замыслов, консультировал и учил молодежь даже после своего выхода на пенсию в 1957 году. В этот период по проекту П.А. Щербачёва в 1958 году построили жилой дом Горжилуправления на Самарской площади (рис. 32). В том же году под контролем его сына Артемия был реализован проект известного жилого дома МВД на углу улицы Маяковской и Волжского проспекта. А чуть раньше, в 1957 году, провожая Петра Александровича на пенсию, коллеги преподнесли ему «благодарственный адрес», в котором совершенно справедливо отмечали: «По зданиям, выстроенным Щербачёвым в нашем городе, можно проследить всю эволюцию развития советской архитектуры, они принадлежат к лучшим зданиям, украшающим Куйбышев…»
П.А. Щербачёв скончался 26 июня 1967 года в городе Куйбышеве. А 1 ноября 2005 года в честь 115-летия со дня рождения Петра Александровича Щербачёва по инициативе Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и при финансовой поддержке Министерства культуры и молодёжной политики Самарской губернии состоялось открытие мемориального музейного комплекса «Палитра памяти».
В рамках этого мероприятия в Самаре были установлены новые памятники, а также благоустроено пришедшее в упадок семейное захоронение Щербачёвых на городском кладбище. Здесь находятся могилы Александры Петровны (Алабиной) Щербачёвой (20 февраля 1866 - 11 августа 1943), Петра Александровича Щербачёва (17 июля 1890 - 26 июня 1967), его жены Таисии Ивановны Щербачёвой (23 мая 1890 - 12 декабря 1962) и сына Артемия Петровича Щербачёва (19 января 1926 - 7 апреля 1980). Восстановление достойного памятника этим людям служит ярким примером бережного отношения к нашему прошлому (рис. 33-35).
По материалам сайта http://samara-arch.livejournal.com/27057.html
Здания, построенные по проектам Петра Александровича Щербачёва в Самаре-Куйбышеве (по данным Г.В. Бичурова)
http://www.oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_html/page05e.html
Жилой 3-х этажный дом на углу Чапаевской, 48, и Некрасовской, 126. 1923.
Здание управления Самаро-Златоустовской железной дороги на Комсомольской площади. 1925-1927.
Пять 2-х этажных корпусов на участке сборного пункта Самары. 1927.
Жилой 3-х этажный дом на углу Красноармейской, 19, и Чапаевской. 1927-1928.
Жилой 3-х этажный дом на улице Некрасовской, 48. 1927-1928.
Надстройка здания Совкино на улице Молодогвардейской, 66. 1928.
Комбинат трампарка на улице Полевой. 1929.
Речная станция. 1929.
Сборный пункт Реввоенсовета на улице Чернореченской. 1929.
Жилой дом крайисполкома на улице Фрунзе, 146. 1929.
Жилые дома на улице Н. Панова, 2,4,6. 1929.
Жилые дома на улице Часовой. 1929.
Жилые дома на улице Ерошевского. 1929.
Общежитие ОГПУ на улице Чапаевской, 104. 1929-1931.
Дом Красной Армии и окружной Дом офицеров на углу улицы Рабочей, 5, и Фрунзе. 1930-1932.
Надстройка здания Облисполкома и пристрой к нему здания Обкома КПСС на площади Чапаева. 1930-1932.
Фабрика культуры и отдыха (Загородный парк). 1932.
Дом Соцземледелия (впоследствии Дом сельского хозяйства), 7 этажей, улица Ново-Садовая, 3. 1932-1933.
Жилой 36-ти квартирный дом для служащих железной дороги на площади Урицкого. 1935-1936.
Жилой 2-х этажный дом для треста Сантехмонтаж на улице Пионерской. 1935.
Дом отдыха ВЦСПС, 2-х этажное деревянное здание. 1934.
Дом швейников на углу улиц Фрунзе и Некрасовской. 1935.
Жилой дом СЗЖД на улице Красноармейской, 117. 1935.
Жилой дом железнодорожников на улице Никитинской, 56. 1935.
Волжский элеватор. 1937.
Жилой 4-х этажный дом для начсостава ПриВО на улице Чапаевской, 180 (площадь Куйбышева). 1937.
Поликлиника железнодорожников на Привокзальной (Комсомольской) площади, 12. 1938.
Жилой 5-ти этажный дом Легпрома. Рабочий городок. 1939-1945.
Жилой 40-квартирный дом в Чапаевске. 1940.
Одно- и двухэтажные дома поселков УОС на Безымянке. 1941.
Контора для УВСР-262 на углу улиц Больничной и Полевой. 1944.
Двухэтажное общежитие завода № 525. 1945.
Двухэтажный жилой дом треста Техснабнефть. 1946.
Жилой 36-квартирный дом для управления окружной железной дороги на улице Арцыбушевской, 34. 1946-1950.
Трехэтажный жилой дом для ОБСУ ПриВО на углу улиц Чапаевской и Венцека. 1947.
Здание обсерватории в Зубчаниновке. 1947.
Общежитие для паровозных бригад на улице Ново-Сызранской. 1949.
Трехэтажный жилой дом на шесть квартир для служащих облисполкома на улице Чапаевской, 136. 1949-1950.
Четырехэтажный жилой дом для ВГРП на 57 квартир на углу улиц Максима Горького и Венцека. 1950.
Трехэтажный жилой дом для ВГРП на улице Фрунзе, 25. 1950.
Трехэтажный жилой дом на 12 квартир для треста Востоконефтестрой на улице Некрасовской. 1950.
Двухэтажный жилой дом для товарно-транспортного управления нефтяников на улице Ленинградской. 1950.
Жилой дом воинской железнодорожной части на улице Ново-Сызранской. 1950.
Трехэтажный жилой дом для начсостава на площади Куйбышева. 1951.
Четырехэтажный жилой дом ВГРП на углу улиц Ленинградской и Алексея Толстого. 1951.
Трехэтажный жилой дом завода п/я 11 на улице Ново-Сызранской. 1951.
Трехэтажный жилой дом Приволжского округа железной дороги на Никитинской площади. 1951.
Четырехэтажный жилой дом треста Главметаллосбыт на улице Победы, 10. 1951-1955.
Трехэтажный жилой дом для служащих горисполкома. 1951.
Надстройка жилого дома горисполкома на углу Рабочей и Галактионовской. 1951.
Надстройка здания речного техникума на улице Молодогвардейской. 1951.
Надстройка жилого дома треста Востоконефтестрой на улице Молодогвардейской, 60. 1952.
Дача техника Остроумова. 1953.
Административный и жилой четырехэтажный дом Геофизического треста на углу улиц Спортивной и Чернореченской. 1954
Трехэтажный жилой дом Геофизического треста на улице Спортивной. 1955.
Надстройка здания Управления пожарной охраны на улице Галактионовской, 193. 1955.
Губернский (Крытый) рынок на Никитинской площади, 2. 1955.
Надстройка двух этажей над зданием судебного архива на улице Степана Разина, 51. 1955.
Административный и жилой дом Куйбышевского речного порта на углу улиц Максима Горького и Ленинградской. 1957.
Жилой дом МВД на углу улицы Маяковского и Волжского проспекта, 31. 1957-1958.
Четырехэтажный жилой дом Волголесосплава на улице Красноармейской, 63а. 1957.
Жилые дома на Самарской площади. 1948-1954.
Жилой дом Горжилуправления на Самарской площади. 1955-1959.
Надстройка поликлиники Водздрава на углу улиц Пионерской и Степана Разина. 1957-1959 (рис. 36-57).
Список литературы
150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.
Арнольд В. Внук первого губернатора Софии. – «Волжский комсомолец», 1964, 12 декабря.
Архитектура города Куйбышева и области. Под ред. Каневского и др. Куйбышев: ОГИЗ, 1947.
Баклыков Г. Архитекторы. – «Волга», 1957, № 15.
Баклыков Г. Зодчий родного города. – «Волжская коммуна», 1957, 13 января.
Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.
Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.
Зубова О.В., Мельникова Н.В.. Радченко О.Н., Бочков В.А., Подмарицын А.Г. Православные святыни Самарского края. Самара, 2001. 264 с.
Иванов М. О. Архитектурное решение Комсомольской площади по проектам П.А. Щербачёва. - СамАрх, 1998, № 5.
Казарин В.Н. Возрождённые имена. Самара, изд-во «Книга», 2004. 240 с.
Каркарьян В.Г. Модерн в архитектуре Самары. Самара. Изд. Дом «Агни», 2006. 336 с.
Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.
Книга Большому Чертежу. М.-Л., изд-во АН СССР, 1950.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.
Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.
Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.
Мельникова Н.В. 1990. Архитектор Александр Александрович Щербачёв (1858-1912). – В сб. «Самарский краевед». Историко-краеведческий сборник. (Сост. А.Н. Завальный). Куйбышев. Кн. изд-во, стр. 227-241.
Надстройка жилого дома на улице Чапаевской – «Волжская коммуна», 1947, 1 апреля.
Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.
Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.
Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.
Самарское купечество: вехи истории [Е.П. Баринова, К.М. Макитрин, Н.Ф. Тагирова и др.]. Под общ. Ред. Е.П. Бариновой. 2-е изд. Самара, изд-во «Самарский университет», 2008. 270 с.
Сапожникова И.В. Архитектурная энциклопедия губернского города Самара. Самара. Издательский дом «Агни». 2008. 272 с., илл.
Сапожникова И.В. Архитектура Самарской губернии. 160 творческих лет – взгляд сквозь года. Самара, 2012. 160 с.
Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.
Создавшие облик Самары [Архитекторы Щербачёвы]. (Сост. И.В. Крамарева, Е.В. Степочкина). Самара: СОИКМ, 2005.
Спортивная водная станция. – «Волжская коммуна», 1947, 10 февраля.
Стадников В., Фёдоров О. 81 архитектурный шедевр 1917-2006. Самара. Путеводитель по современной архитектуре / Samara. Guide to Modern. М.: Жираф, 2006.
Строится здание для обсерватории в Зубчаниновке. – «Волжская коммуна», 1946, 29 ноября.
Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.
Эскиз высотки на Самарской площади. – «Волжская коммуна», 1954, 19 января.
Просмотров: 7662