Якунин Владимир Васильевич

Он возглавил Самарскую губернию в очень непростое время. Его предшественником был Иван Львович Блок, которого в июле 1906 года убил террорист из партии эсеров, бросивший бомбу в коляску губернатора. В стране продолжались массовые волнения, детонатором которых стали Кровавое воскресенье в Петербурге и вооруженное восстание в Москве на Красной Пресне. Поэтому четырнадцатый самарский губернатор Владимир Васильевич Якунин перед своим назначением получил от правительства почти неограниченные полномочия в деле борьбы с террором и насилием (рис. 1).

Он родился 13 ноября 1855 года в Одессе. В этом же городе юноша учился в 3-й гимназии, а затем поступил в Елисаветградское кавалерийское училище, по окончании которого в 1877 году он был произведен в корнеты.

Первые шаги военной карьеры В. В. Якунина совпали с турецкой кампанией 1877—1878 годов. За отличия в боях на Балканах молодой офицер был награждён орденами Святой Анны с надписью «За храбрость» (1879 год), таким же орденом 3-й степени, орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом (1881 год).

Выйдя в отставку, кавалерист стал гласным уездного земского собрания, председателем Одесской уездной земской управы, предводителем дворянства Одесского уезда, почётным мировым судьёй Одесского уезда, вице-президентом Новороссийского общества коневодства. В 1902 году Якунин был удостоен чина действительного статского советника (соответствует армейскому званию генерал-майора), а в 1903 году — придворного звания камергера.

Как уже было сказано, В.В. Якунин был направлен на должность главы Самарской губернии после убийства его предшественника И.Л. Блока (рис. 2). Приказ о его назначении министр внутренних дел П.А. Столыпин подписал 16 августа 1906 года, а уже 12 сентября новый губернатор прибыл в Самару на пароходе.

Уже через четыре дня после его приезда в городе был учрежден военно-полевой суд, а 28 октября Самарская губерния оказалась на положении усиленной охраны (по-современному – на военном положении). При этом следует отметить, что введение таких чрезвычайных мер к новому губернатору не имело никакого отношения, поскольку они были приняты командующим войсками Казанского военного округа.

Якунина особенно встревожило введение в Самаре военно-полевого суда. В Казань был направлен запрос, в котором губернатор просил разъяснения о том, решенное ли это дело или только предполагаемое, распространяется ли действие суда на всю губернию или только на Самару. Также в письме содержалась просьба о присылке экземпляр приказа, на основании которого был введён военно-полевой суд.

Из канцелярии военного округа последовал ответ, что военно-полевой суд действует по всей Самарской губернии, но он начинает своё действие лишь с 3 октября. Он может открывать производство на основании указаний правительства от 23 августа 1906 года, но только в тех случаях, «…когда учинение лицом гражданского ведомства преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании…» Свои решения военно-полевой суд имел право принимать в течение двух суток.

Только 23 октября 1907 года, когда удалось окончательно прояснить ситуацию с военно-полевыми судами, губернатор направил самарскому полицмейстеру, уездным исправникам предписание, в котором просил их сообщать ему обо всех случаях террористического характера. В какое время и где они произошли, найдены ли виновники, кто из них задержан. Такая дотошность Владимира Васильевича свидетельствует о том, что он не спешил бездумно исполнять все предписания, хотел понять их смысл, законность и рамки применения.

Новый губернатор использовал силу закона против организаций радикального толка, а также в отношении газет, отражающих их взгляды и идеи. Так, 20 октября 1906 года были арестованы члены боевой дружины при Самарском комитете РСДРП. Затем в первой половине декабря по приказу губернатора был прекращен выпуск легальной большевистской газеты «Самарская Лука». Приказом от 3 мая 1907 года попала под запрет газета «Прибой», первый номер которой вышел 15 марта. В июне того же года губернская тюрьма приняла 14 участников общегородской конференции социал-демократов и нескольких членов большевистской группы завода Журавлева.

Неспешное, но планомерное «закручивание гаек» В.В. Якунин вёл в течение всех лет своего руководства Самарской губернией. При этом он стремился действовать исключительно в рамках существующих тогда законов, в том числе давал разрешение на открытие новых газет, обществ, и не забывал уделять внимание простым людям. Например, в мае 1907 года в канцелярию губернатора поступило заявление от группы евреев, в котором они просили разрешить им открыть «еврейскую потребительскую лавку», ибо в Самаре продукты очень дороги.

Строго говоря, с такой просьбой следовало обращаться вовсе не к губернатору, а к городским властям. Поэтому Владимир Васильевич после ознакомления с письмом сообщил заявителям, что на открытие лавки его разрешения не требуется, а далее написал, что для организации еврейского потребительского общества и лавки при нем необходимо представить в управу устав общества для его рассмотрения. После выполнения необходимых формальностей разрешение губернатора было получено, и 10 июля уполномоченный Еврейской потребительской лавки Давид Гиршович уведомил губернатора об её открытии.

За те четыре года, что В.В. Якунин возглавлял Самарскую губернию, здесь произошло немало событий, которые оставили заметный след в истории нашего края. Из них первым по значимости следует назвать сооружение Самарской бухты. Оно выявило отношение к новому губернатору деловых кругов осенью 1906 года.

Два года подряд в губернии наблюдался неурожай хлебов. Чтобы помочь населению, правительство решило организовать так называемые общественные работы, которые бы дали заработок людям. Оно выделило 200 тысяч на укрепление Выползовского перевала и 350 тысяч рублей на строительство новой бухты в Самаре (рис. 3-11).

Работы на бухте начались 17 октября. Гласный П.Ф. Шишкин доложил Думе, что на стройке занято не более 300 человек, а едва ли не четвертая часть отпущенных средств расходуется на содержание чиновников. «Общественные работы, — резюмировал гласный Е.Т. Кожевников, — созданы как бы не для голодающего населения, а для чиновников, содержание которых обходится в такую высокую сумму».

Некоторые гласные, в частности П.П. Подбельский, расценили подобное явление как издевательство, и настояли на отправке Министру внутренних дел телеграмму, в которой просили его обратить внимание на «…неправильную постановку дела и распоряжения комитета, уничтожающее не только Государственное значение, но и пользу работы».

Губернатор долго помнил этот демарш думцев. Так, 6 февраля 1908 года Дума избрала на должность членов городской управы П.Ф. Шишкина и П.И. Малкина, но Якунин без объяснения причин их не утвердил, предложив избрать других. Гласные недоумевали:

«…Эти лица вполне отвечают интересам городского хозяйства, а теперь оказывается, что эти люди не могут служить нам… Невольно возникает вопрос: может ли городское управление иметь голос в своем деле или нет?»

Но уже вскоре отношение к Якунину стало совершенно иным. Весной 1909 года А.Ф. Вакано, решивший устроить за свой счет пробный участок городской канализации, просил губернатора ходатайствовать перед вышестоящими инстанциями о беспошлинной доставке из Германии 20 вагонов керамических труб большого диаметра. Уверенность гласных в его поддержке была столь велика, что они решили заказать за границей 30 вагонов труб «в виду их незначительной дороговизны и качества». Губернатор инициативу поддержал, и уже в октябре того же года Самара получила первые линии общегородской канализации (рис. 12-18).

Строительство новой бухты вскоре после этого всё же было завершено. Затем по её молу были проложены железнодорожные пути, что сделало наш город крупным транспортным узлом, связавшим центр и юг страны с Сибирью. А начавшееся после этого устройство канализации, несомненно, улучшило санитарное состояние города, в чем он, безусловно, нуждался уже много лет. Воплощение в жизнь этих проектов в итоге выдвинуло Самару в число одиннадцати городов Российской империи, имевших современные блага цивилизации.

Годы руководства В.В. Якуниным Самарской губернией были также отмечены и крупными благотворительными акциями. Так, именно в это время купец А.Н. Шихобалов построил бесплатную, прекрасно оснащенную всем необходимым больницу. Отец и сын Я.Г. и И.Я. Соколовы учредили богадельню, супруги А.А. и Е.И. Субботины построили здание коммерческого училища (рис. 19-21).

В конце срока управления В.В. Якуниным Самарской губернией сюда стали весьма часто стали наезжать высокие гости из столицы. Так, летом 1909 года в Новоузенский уезд для осмотра землеустроительных работ и принятия мер, «…направленных к скорейшему обеспечению землей нуждающегося населения и поднятию его благосостояния» на пароходе «Дмитрий Донской» приехал Главноуправляющий Землеустройства и Земледелия, член Государственного Совета, гофмейстер Высочайшего двора А.В. Кривошеин (рис. 22). На заседании губернской землеустроительной комиссии он «…благодарил Самарского Губернатора, Камергера Двора Его Императорского Величества В.В. Якунина за тот огромный труд, который положен им в управляемой им губернии в деле землеустройства лиц сельского населения губернии».

В конце июля того же года Самару посетил товарищ министра юстиции, сенатор, тайный советник Н.Д. Чаплин (рис. 23). Как сообщалось, «сенатор нашел межевую часть в блестящем порядке, что и высказал г. Самарскому Губернатору В.В. Якунину, подчеркнув особую важность производимых в Самарской, как показательной губернии, работ по межевому землеустройству крестьян, добавив, что там дело может находиться в таком прекрасном состоянии, где приставленные к этому чины, находясь под таким опытным, как в Самарской губернии руководством со стороны высшей местной администрации, дружно идут рука об руку в преследовании намеченных правительством задач в деле облегчения земельных крестьянских нужд».

В сентябре 1909 года в Самару приехал командующий войсками Казанского военного округа генерал А.Г. Сандецкий (рис. 24). Он присутствовал на открытии военного госпиталя, и за завтраком провозгласил здравицу самарскому губернатору, который «оказывает постоянное содействие самарскому гарнизону». И действительно, в Самаре в ту пору возводился большой комплекс для размещения и функционирования войск, ставший уже в советские годы базой для организации Приволжского военного округа.

В октябре 1909 года В.В. Якунин встречал Министра путей сообщения Н.К. Шауфуса (рис. 25). В сопровождении депутатов городской думы, членов биржевого комитета министр осматривал железнодорожные мастерские, ездил смотреть, как путейцы ведут борьбу с Аннаевскими песками, которые все ниже спускались к городу и грозили отдалить его от Волги.

Успешная деятельность В.В. Якунина вскоре была замечена и оценена правительством и лично премьер-министром П.А. Столыпиным (рис. 26). Губернатор получил благодарности от разных организаций, в том числе от комитета под руководством императрицы Александры Фёдоровны за работу по приисканию мест воинским чинам, пострадавшим в русско-японскую войну. За ту же деятельность, а также за помощь детским приютам его благодарила и великая княгиня Елизавета Федоровна. Дополнили этот список наград рескрипт Марии Фёдоровны «За благотворительную деятельность в пользу Красного Креста», знаки отличия Красного Креста 1-й степени, благодарность за борьбу с чумою и знак Императорского Российского общества спасания на водах. В довершение всего самарский губернатор получил благодарность лично от императора Николая II «За отличие по землеустройству», датированную 6 декабря 1908 года

В 1907 году В.В. Якунин был награжден орденом Святого Владимира 3 степени, а в 1908 году — орденом Святого Станислава 1 степени. Высочайшим указом от 6 мая 1910 года он был пожалован в гофмейстеры.

Кроме того, 25 февраля 1909 года в Самаре произошло довольно редкое для нашего города событие. В тот день в губернское правление прибыли высшее духовенство, чиновники губернского и уездных земств, городской управы, представители биржевого комитета. С телеграммами из Петербурга, Одессы, разных мест Самарской губернии спешили служащие почтового ведомства. Все они торопились принести свои поздравления юбиляру - губернатору Владимиру Васильевичу Якунину, поскольку в тот день исполнилось 35 лет его нахождения на государственной и общественной службе.

В адрес юбиляра тогда поступило около ста телеграмм, в том числе от статс-секретаря, министра внутренних дел П.А. Столыпина и министра земледелия и землеустройства А.В. Кривошеина. Высокие лица поздравляли губернатора с юбилеем, желали ему здоровья и сил «…для дальнейшего достойного служения Царю и Родине».

В ответной речи Владимир Васильевич Якунин, в частности, сказал: «…я всегда стремился заслужить уважение и любовь всех меня окружающих и всегда смотрел на всех как на равных себе, не придавая значения служебному положению… Я счастлив, что теперь, выслушав все, выраженное Вами, могу сказать, что в Самарской губернии, несмотря на мое короткое пребывание, я достиг то, что желал: меня полюбили во всех слоях общества».

По высочайшему приказу от 23 августа 1910 года В.В. Якунин был переведён из Самары на должность начальника Екатеринославской губернии (ныне Днепропетровская область Украины). Прощание с В.В. Якуниным в Самаре растянулось на целую неделю. В его честь давали обеды дворяне, купечество. Все отмечали, что он был строгим, но справедливым администратором, редким по отзывчивости человеком. Не забыли и о заслугах супруги губернатора Варвары Федоровны, которая «…играла в деле местной благотворительности, и в особенности призрения детей», огромную роль.

Вскоре после отъезда В.В. Якунина с берегов Волги Самарская городская Дума подала прошение на имя императора Николая II о присвоении ему звания почетного гражданина Самары. Эта просьбы была удовлетворена 27 ноября 1910 года. Об этом 29 декабря гласным сообщил самарский градоначальник М.Д. Челышев, а также зачитал им телеграмму бывшего губернатора, в которой он благодарил думцев «за поднесение ему почетного звания», обещая оказывать в будущем возможное содействие городскому обществу.

Оставаясь на посту екатеринославского губернатора, Владимир Васильевич Якунин скончался 8 марта 1913 года в возрасте 57 лет. После отпевания в Екатеринославском Кафедральном соборе его тело было отправлено в Одессу для предания земле на новом христианском кладбище (рис. 27).

Список источников

Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. 3. Оп. 123. Д. 34, 107; Оп. 233. Д. 2190; Ф. 153. Оп. 36. Д. 1278; Оп. 43- Д 45; Ф. 170. Оп. 1.Д. 195.

Государственный архив Днепропетровской области. Ф. 193. Оп. 1. Д. 443.

Алексушин Г.В. Самарские губернаторы. Самара. Самарский Дом печати. 1996. 320 с.

Журналы Самарской городской думы за 1906, 1908, 1909, 1910 годы.

Памятная книжка Самарской губернии на 1909, 1910 годы.

Почётные граждане города Самары XIX-XX веков. Биографический справочник. Самара, Изд-во «ООО «Круиз». 2008. 232 с.


Просмотров: 3669



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности