Самарская зима

На территории Самарской области зима в среднем длится 155 дней - с 31 октября по третье апреля. Это самый протяженный по времени сезон года – ведь не зря Россия считается самой холодной страной в мире. При этом зимними считаются те дни, когда среднесуточная температура воздуха устойчиво держится ниже нуля градусов по Цельсию (рис. 1-5).

Для нашего края характерна зима суровая, и при этом в степной его части она довольно-таки малоснежная. Заметно больше снега бывает в лесостепных и лесных районах области, а на Самарской Луке снегопады зачастую можно назвать даже обильными (рис. 6-9).

Открытость территории края всем ветрам способствует частым оттепелям - в среднем в течение декабря у нас они стоят в течение четырех дней, в январе и феврале - по два дня. Вообще самарская зима – это время года с наибольшими контрастами, как по температурному режиму, так и по осадкам. В частности, средняя температура января в Самаре меняется в разные годы в пределах 16 (!) градусов - от -6 до -22 градусов, и потому в течение практически каждой зимы у нас можно ожидать дни с температурой как ниже минус 25 градусов, так и выше нуля градусов.

Согласно многолетним наблюдениям, дольше всего Дед Мороз держался в нашем крае в 1942 году. Тогда в Куйбышеве переход среднесуточной температуры воздуха через ноль градусов Цельсия произошел лишь 12 апреля, а из почвы холод тогда ушел и вовсе лишь 30 апреля. А самый поздний из известных заморозков в воздухе был отмечен у нас 29 мая 1940 года, что тогда нанесло серьезный ущерб плодоводству.

Велика у нас разница и в крайних значениях зимних осадков по месяцам. Так, для января средняя многолетняя норма осадков - 33 миллиметра. Между тем, в январе 1937 и 1950 годов у нас выпало лишь 6 миллиметров осадков, а в январе 1976 года - 88 миллиметров (две с половиной месячные нормы). Для февраля месячная норма снега поменьше январской - 24 миллиметра. Однако 19 февраля 1955 года в нашей области всего лишь за один день (!) выпало 32 миллиметра осадков, то есть 133 процента от месячной нормы.

Очень многоснежной в Самарской области выдалась вторая половина января 2008 года. Так, за одни только сутки 23 января в Самаре выпало 28 миллиметров осадков, а 24 января – 35 миллиметров. В общей сложности с 23 по 25 января на областной центр пришлось 65,3 миллиметра снега, что составляет 155 процентов месячной нормы. При этом стоит отметить, что за всю историю метеонаблюдений в Самаре лишь четыре раза (в 1916, 1932, 1977 и 2008 годах) отмечались случаи, когда в течение одних суток на город выпадало более 20 миллиметров снега.

А иногда в Самаре наблюдается такое редчайшее погодное явление, как зимняя гроза. Правда, за последние 50 лет в холодное время года они у нас отмечались только три раза: дважды - в феврале (в 1958 и 1970 годах) и один раз в марте (в 1971 году). И хотя в старину зимние грозы не любили, поскольку следующим летом они вроде бы приносили неурожаи, современная наука еще ни разу не заметила за этим явлением чего-то плохого.

Гораздо чаще у нас наблюдается такое атмосферное явление, как гало вокруг Солнца или Луны, а иногда - вокруг других мощных источников света, таких, например, как уличные огни. Оно выглядит как пятна, полукруги и даже полный круг, видимый в морозную погоду вокруг световых объектов (рис. 10-12)

Гало вызываются преломлением света в ледяных кристаллах, находящихся в перистых облаках на высоте 5—10 км в верхних слоях тропосферы Земли. Вид гало зависит от формы и расположения этих кристаллов. Отражённый и преломлённый ледяными кристаллами свет нередко разлагается в спектр, что иногда делает гало похожим на радугу. Наиболее яркими и полноцветными бывают паргелии (ложные солнца) и зенитная дуга, менее яркими — касательные линии малого и большого гало.

Очень различаются у нас в отдельные годы и характеристики снежного покрова. Бывают в Самаре зимы, когда средняя толщина слоя снега составляет 65 сантиметров, но в отдельные холодные сезоны его бывает не более десяти сантиметров. Поэтому существенным колебаниям подвержена и средняя глубина промерзания почвы: если морозная зима плюс ко всему совпадает еще и с малоснежьем, то холод обычно забирается вглубь слоя почвы на полтора метра. Однако в некоторые годы, достаточно теплые и снежные, почва у нас в среднем промерзает не более чем на полметра (рис. 13-17).

Впрочем, у нас бывали и годы, когда снег чуть ли не до середины декабря то ложился, а то снова таял. Такое наблюдалось, например, в 1936 году, когда постоянный снежный покров в Куйбышеве образовался только 22 декабря (для нашего города эта дата пока что рекордно поздняя). При этом наибольшее число дней Дед Мороз держал снежное покрывало в нашем крае в зиму 1941-1942 годов. Тогда снежных дней у нас оказалось 169, хотя в среднем снег в Самаре лежит 142 дня в году. А вот в зиму 1936-1937 годов дней со снегом у нас было только 106 (рис. 18-21).

С начала января и до конца второй трети февраля в Самарской области бывают самые сильные морозы. В среднем один раз в два года температура воздуха у нас на два-три дня опускается ниже -30 градусов, а один раз в десять лет - ниже -40 градусов. Обычно с середины января у нас устанавливаются достаточно длительные «крещенские» морозы, которые довольно часто сопровождаются метелями и обильными снегопадами.

Очень холодными в Среднем Поволжье (как и во всей Европейской части России в целом) оказались зимы конца 30-х - начала 40-х годов ХХ века. Для большинства январских дней «морозные» рекорды тех лет остаются не побитыми и по сей день. Судите сами: с 8 по 14 января 1940 года температура воздуха в Куйбышеве колебалась от 35 до 39 градусов мороза, со 2 по 4 января 1941 года - от 30 до 32 градусов, а с 19 до 23 января 1942 года - от 35 до 43 градусов мороза. Абсолютный же морозный рекорд ХХ века в нашем крае был зафиксирован 22 января 1942 года. Тогда в час дня температура воздуха в Куйбышеве тогда опустилась до –43 градусов Цельсия, в Безенчуке – до –47,3 градусов, а в Сергиевске – до -48,1 градусов ниже нуля. Этот рекорд низкой температуры для Самарской-Куйбышевской области пока сохраняется и по сей день. Впрочем, достаточно холодным первый месяц года в нашем крае выдался также и в 1956 году. Тогда 30 января у нас на улицах было минус 34,3 градуса, и в 1969 году, когда в середине дня 25 января столбик термометра падал до -37,5 градусов.

Многие старожилы помнят, что необыкновенно холодной оказалась предновогодняя пора и зимой 1978-1979 годов. Тогда перед самым Новым годом кое у кого едва не замерзла водка в бутылках, неосторожно выставленных за окно как в естественный холодильник. Конкретные же цифры той поры таковы: 30 декабря 1978 года дневная температура воздуха в Куйбышеве была -36,6 градуса, а 31 декабря -35,6 градуса. Ночью же по этим датам столбик термометра в областной столице опускался до минус 40 градусов, а в северных районах нашего края – до -41, -42 градусов. После указанных дней крепкие морозы приходили в наш край лишь однажды - в середине января 2006 года, когда столбик термометра в Самаре на несколько дней падал до отметок -35, -36 градусов (рис. 22-24).

Впрочем, согласно статистике, в последние 60 лет жители Самары-Куйбышева гораздо чаще встречали Новый год при лужах за окном, чем при сильном морозе. Особенно это касается двух последних десятилетий, в течение которых почти все зимы в Самарской губернии оказывались теплее обычного. При этом зима 2000-2001 годов в Самарской области вообще стала самой теплой для минувших 60 лет. Так, декабрь 2000 года в Самаре оказался на 5 градусов теплее нормы (последний раз подобное у нас было зарегистрировано в 1982 году). Январь 2001 года был на целых 8,7 градуса теплее обычного (пока это рекордный показатель за все 75 лет регулярных метеонаблюдений в Самаре-Куйбышеве), а февраль – на 3,5 градуса теплее. Последнее, правда, не такая уж и редкость: повышенная температура февраля в Самаре бывает в среднем один раз в 4-5 лет. В целом же температура воздуха всей зимы 2000-2001 годов оказалась на 5,6 градуса выше многолетних средних значений для этого сезона. А вот самый «теплый» предновогодний рекорд для нашего края пока что держит 31 декабря 1947 года, когда в Куйбышеве было около 6 градусов тепла, и Дед Мороз словно бы напрочь забыл про свой праздник.

Впрочем, не будем думать о зиме плохо, лучше вспомним, что говорил об этом времени года российский крестьянин: бойся осени - за нею зима, не бойся зимы - за нею весна. Несмотря на снега и холода, хлебопашец всегда знал: не пугай нас, зима – все равно весна обязательно придет.

Декабрь

Вот уже более трехсот лет в России декабрь - последний месяц года, он же - и первый месяц зимы. Вот что о нем говорит народный календарь: в декабре мороз нарастает, зато день прибывает. Еще говорили и так: декабрь старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет. С декабря прирост света начинается, а у зимы люти прибавляется (рис. 25-29).

Еще древние русичи заметили, что хотя бы раз в десять лет декабрь бывает очень теплым - тогда он даже с полей снег сгоняет. В частности, теплее обычного начало декабря было в 1996 году - тогда температура воздуха первые две недели этого месяца держалась на 4-5 градусов выше нормы. Лишь только к третьей декаде декабря 1996 года накатили настоящие зимние холода и выпал долгожданный снег.

Впрочем, тот декабрь вовсе не установил рекорд тепла для Самарской губернии. Например, 7 декабря 1960 года температура воздуха днем в Куйбышеве была +3,8 градуса, а 31 декабря 1947 года - и вовсе +5,9 градуса. Очень теплым оказался этот месяц и в 1973 году. Тогда дневная температура воздуха весь месяц колебалась около нуля, а между 25 и 29 числами поднялась до отметок от 1 до 3 градусов тепла.

Но не раз бывал декабрь в Самаре лютым и морозным. В 1958 году в этом месяце дневная температура воздуха ни разу не поднималась выше -20 градусов, причем 28 декабря того года она опустилась до -28,8 градуса, а 26 декабря - до -29,9 градуса. Но пока рекорд холода для первого месяца зимы, как уже говорилось выше, держит декабрь 1978 года.

В народе об этом месяце говорили так: год декабрем кончается, а зима - начинается; декабрь старое горе кончает, новому году новым счастьем дорожку стелет; с декабря прирост света начинается, а у зимы люти прибавляется; солнце в декабре светит, да не греет.

1 декабря - день Платона и Романа. Кстати, именно по этому дню русский крестьянин определял погоду на целый сезон. Для него приметы следующие: каковы Платон и Роман - такова и зима; Платон да Роман зиму кажут нам; гляди зиму с Платона до Романа, а похвали на Масленицу.

3 декабря - Прокл. В это время часто бывают оттепели: на Прокла под завалинкой промокло. Но эти оттепели еще чаще заканчиваются ночным морозом, из-за которого к утру, после вчерашней слякоти, все дороги превращаются в сплошной каток. В старину такая резкая смена погоды считалась происками нечистого, поэтому на Прокла полагалось всячески проклинать чертовщину и прочую нечисть.

4 декабря - Введение. Ударяют Введенские холода - первые серьезные морозы наступающей зимы. На малых реках завершается ледостав. Поэтому и говорили в этот день: Введение - ворота зимы; Введение пришло - зиму привело; наложило Введение на воду толстое ледение; Введенские морозы на мужика рукавицы надевают, стужу становят, зиму на ум наставляют.

5 декабря - Прокопий. Пришел Прокоп - разрыл сугроб, роет, ступает, дорогу копает. Считается, что с Прокопия устанавливается хороший санный путь: где Прокоп сугроб прокопал, там мужику и зимний путь. В этот день крестьяне всей деревней выходили на замерзшую реку - ставить вешки и тем самым тропить зимний путь по речному льду (рис. 30-32).

7 декабря - Екатерина Санница. День этой святой встречали, устраивая первое в наступившую зиму общее катание с гор на санках. Про него говорили: Катеринин день пришел - катанье принес; на Катерину катайся - в снегу не завязнешь. Крестьяне начинали дальний зимний извоз, когда товары и всевозможные грузы многочисленными обозами отправляли порой за сотни верст.

Еще Катеринин день считался очень благоприятным для гаданий, если только он не выпадал на субботу или воскресенье. Можно было гадать на картах, на блюдце, на чайной или кофейной гуще, на огне в печи и так далее, но ни в коем случае нельзя было использовать специфические рождественские гадания (на зеркалах в бане, на колечке, на сапожке, на курице и счетном зерне и других подобных вещах).

9 декабря - Юрий Холодный, или Егорий Зимний. Именно в этот день во времена раннего крепостного права крестьяне могли переходить от одного помещика к другому – «за неделю до Юрьева дня и неделю после него». Однако в 1649 году вновь принятым Соборным уложением такие переходы были запрещены. В память об этом сохранилось народное выражение: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Есть и погодные приметы, связанные с этим днем. Крестьянин примечал: если на зимнего Егория выпадет много снега, то на весеннего Егория (6 мая) будет много травы; коли весенний Егорий с летом, то весенний Никола (22 мая) - с кормом, а коли зимний Егорий с мостом (лед на реке), то зимний Никола (19 декабря) - с гвоздем (с морозом).

12 декабря - Парамон. Коли Парамон со снегом - жди метелей до самого Николина дня; если на Парамона утро красное - быть всему декабрю ясным; багряная заря вечером на Парамона - будут сильные ветры.

13 декабря - Андрей Первозванный. В ночь на Андрея молодые крестьянки ночью ходили к реке или озеру слушать воду: коли тиха, не шевелится - к хорошей и ровной зиме, а коли стонет да шумит - к стужам, бурям да частым метелям.

14 декабря - Наумов день. В этот день ленивым и бесхозяйственным напоминали: пророк Наум наставит на ум, или пророк Наум и худой разум на ум наведет. А возникла эта поговорка в связи с тем, что Наумов день по старому стилю соответствовал 1 декабря, когда было принято отдавать отроков в обучение к дьячкам, отставным солдатам и прочим сельским грамотеям. Как известно, в старину нерадивых и ленивых учеников секли розгами - вот потому дети и боялись Наумова дня.

17 декабря - Варварин день. В это время обычно заворачивают первые сильные морозы, которые так и называют - Варваринские. В народе о них говорили так: придет Варвара - заварварят и морозцы; трещит Варюха - береги нос да ухо; Варвара мосты на реках мостит; к Варвариному дню зима дорогу заварит; Варвара ночи урвала, дня притачала; Варвара заварварит, Савва (18 декабря) гвозди для моста острит, а Никола (19 декабря) - прибивает.

18 декабря - Савва Освященный. Морозы предыдущего дня в это время обычно продолжают усиливаться, почему и говорили: Савва стелет, Савва гвозди острит, Савва путь засалит. Устанавливаются прочные санные дороги.

19 декабря - Никола Зимний. Одна из самых важных дат российского народного календаря. В народе давно приметили: два Николы в году - один травный (22 мая), другой морозный, один с травой, другой с морозом. Русский мужик знал: хвали зиму лишь после Николина дня; на день Николы зима с гвоздем ходит; пришел бы Никола, а зима обязательно будет. Считалось также, что этот день указывает, какова будет грядущая весна: сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы; Николин день холодный - к урожаю хлеба; иней на Николу - к урожаю овса.

С этого дня открывались зимние сельские базары и ярмарки, когда устанавливались цены на важнейшие продовольственные товары, и в первую очередь на хлебное зерно: цену на хлеб строит Никольский торг (рис. 33-35).

20 декабря - Амвросий, или Абросим. Преподобный Абросим сорок праздников отбросил. В допетровской Руси, как известно, Новый год справляли 1 сентября, и потому по старому календарю от Амвросия до Рождества больше не было никаких значительных праздников.

22 декабря - Анна Зимняя. По астрономическому календарю этот день - только еще начало зимы. Зато народный календарь считает, что именно на Анну зима устанавливается окончательно.

Это самый короткий день в году - в средней полосе России он длится всего 7 часов и одну минуту. А в астрономической науке 22 декабря называется днем зимнего солнцестояния. Это означает, что в эту пору в течение нескольких дней высота солнца над горизонтом не меняется - оно как бы стоит на месте. Примечали в этот день так: на Анну большой иней на деревьях - к урожаю.

Интересная историческая справка: в Москве вплоть до конца XVIII века соблюдали такой обычай. В день зимнего солнцестояния (по старому стилю - 9 декабря, а по новому – 22 декабря) блюститель часобития главного кремлевского собора за сообщение о возврате часов на лето и прибывании дня получал из казны 24 серебряных рубля (по количеству часов в сутках). Напротив, в день летнего солнцестояния (9 июня по старому стилю, а по новому – 22 июня) тот же звонарь после возвещения о возврате солнца с лета на зиму отсиживал 24 часа в темнице Ивановской колокольни…

25 декабря - Спиридон-Поворот, Солнцеворот. Считается, что этот день определяет характер всей зимы. На Спиридона солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз. На Спиридона медведь в берлоге с одного бока на другой поворачивается. После Спиридона-солнцеворота хоть на куриный шаг, да прибудет день (рис. 36-39).

Считается, что отколь ветер на Спиридона, оттоль он будет и на Сороки - на 22 марта, день весеннего равноденствия. Если на Спиридона солнышко играет, будут и на Святки дни ясные. А еще говорят, что по погоде первых двенадцати дней, следующих за Спиридоном, можно судить о погоде каждого из двенадцати месяцев следующего года: 26 декабря соответствует январю, 27 декабря - февралю, и так далее.

29 декабря - Аггей иней сеет. Коли сильный мороз в этот день затрещит, стоять ему до самого Крещенья (19 января). Солнце теперь все чаще будет озарять снега, все выше и выше поднимаясь по небесному своду.

30 декабря - Даниил и три отрока. Как известно из Библии, святой пророк Даниил прогневал халдейского царя Навуходоносора, заявив ему о непоколебимой вере в своего Бога. Тогда царь распорядился бросить Даниила и трех его ближайших учеников в печь, но ангел, посланный Богом, охладил пламя, и потому все четверо остались невредимыми. Пораженный Навуходоносор в результате сам обратился к вере в истинного Бога.

В этот день в послепетровской России стали популярны так называемые «пещные действа», когда разыгрывались веселые массовые спектакли, где выходящий из огня пророк Даниил символизировал собой победу добра над злом, и одновременно возрождение Солнца после преодоления им темных (ночных) сил. Все эти празднества были приурочены к увеличению светового дня, о чем и говорили: к Новому году света прибавляется на куриную ступню (рис. 40).

31 декабря – дата в европейском календаре, которая уже много сотен лет считается последним днем уходящего года. Однако старорусскому крестьянину зимняя встреча Нового года еще была неведома: ведь еще три с небольшим столетия назад на Руси этот праздник отмечался осенью - 1 сентября, то есть по новому стилю - 14 сентября. Интересно, что эта дата была введена указом великого князя Иоанна III Васильевича в 1492 году, а до того Русь встречала Новый год и вовсе весной - 1 марта (по новому стилю - 14 марта). Зимний же новогодний праздник в нашей стране установился только во времена Петра I, когда он своим указом повелел встречать 1700 год 31 декабря, как и в просвещенной Европе. Таким образом, для современных россиян просто непонятно, как же это можно встречать Новый год не зимой, а осенью или весной. Для нас уже давно стало привычным и очевидным, что год на календаре сменяется именно в ночь с 31 декабря на 1 января (рис. 41-43).

Январь

Хотя многие считают, что в конце ХХ века на Земле наступила эпоха глобального потепления, тем не менее, Россия все еще остается Россией. Обычно хотя бы раз в десять лет даже в Среднем Поволжье под Новый год заворачивают поистине сибирские холода. При этом самым холодным месяцем года у нас во все времена был январь (рис. 44-50).

Именно на него падает «холодный» рекорд температуры воздуха для нашего края. Как уже было сказано выше, 22 января 1942 года в Куйбышеве отмечалось -43 градуса, в низких местах Куйбышевским пригородов (Зубчанинове и Смышляевке) – до -45, -47 градусов, а в некоторых сельских районах севера области (например, в Сергиевске) – почти до -48 градусов.

Однако, несмотря на «морозные» цифры прошлых лет, климатологам известна еще одна характерная особенность января в Самарской области - резкие перепады тепла и холода. Иногда бывает, что в течение только одних суток температура воздуха в Самаре повышается сразу на 15-20 градусов. И тогда наступает оттепель, как это не раз было в январе 2007 года. Например, 13 января в Самаре температура воздуха поднялась до +3,2 градуса, а 25 января – до +3,4 градуса. В целом январь 2007 года оказался теплее нормы на 9-11 градусов.

Российский народный календарь за сотни лет наблюдений выработал собственные приметы погоды для многих дней января. В целом о погодных приметах этого месяца в народе говорили так: коли в январе висит много частых и длинных сосулек - урожай будет хорошим; если январь сухой и морозный, а к его исходу вода в реках сильно убывает, то лето будет сухим и жарким; если в первую неделю нового года погода стоит сухая и без снегопадов, а небо звездное, то предстоящие весна и лето будут теплыми, урожайными и счастливыми.

1 января - Илья-Муромец. Крестьянин говорил, что на Илью дня прибывает на куриную ступню. По старому стилю этот день соответствовал 18 декабря, и потому церковью никакими особыми богослужениями не отмечался. Что же касается Ильи Муромца, то он считается реальным историческим персонажем, жившим на Руси в конце двенадцатого века. В молодости Илья и в самом деле обладал недюжинной силой и потому прославился ратными подвигами, но затем постригся в монахи и жил в Киево-Печерской лавре, где стал одним из известных проповедников.

3 января - Первосвятитель Петр, или Петр-Полукорм. Этот день у русского крестьянина считался серединой холодного времени года, когда половина запасенного на зиму корма уже съедена скотом.

5 января - Федул. В этот день обращают внимание на ветер. Пришел Федул, ветер подул - к урожаю. Точно таким же благоприятным признаком для урожая считаются и ясные дни во время всего Рождественского поста.

6 января - Сочельник, канун Рождества Христова. Завершается Рождественский, или Филипповский пост, который начался еще 28 ноября. Время года от этого вечера и вплоть до самого Крещенья (19 января) в России называли Святыми вечерами, или Святками. Так на Руси издревле называли дни между Рождеством (по старому стилю - 25 декабря, а по новому - 7 января) до Крещенья (ранее 6-го, а сейчас - 19 января).

На всех поворотах российской истории это было самое веселое время, когда даже официальная православная церковь разрешала наиболее языческие из народных обрядов, в том числе колядования, а также громкие песни, пляски, смешные и зачастую похабные частушки откровенного содержания, шествия ряженых, неприличные розыгрыши и эротические гадания. Неспроста, видимо, все добропорядочные православные готовились встретить Рождество Христово после долгого и строгого поста, чтобы в Святочное «двунеделье», как бы сейчас сказали, «оторваться» - и сбросить с себя нервный стресс, порожденный сорокадневным воздержанием (рис. 51-57).

Согласно древним языческим канонам, Святки делятся на два неравных отрезка: до старого Нового года (то есть до 14 января по новому стилю) - так называемые «Святые вечера», когда была самый разгар веселья, шествий ряженых и веселых эротических гаданий, и после Нового года – «Страшные вечера». Именно в эту пору гадания были в основном «черные», то есть страшные, но (такова человеческая натура!) и на эти «чертовские» полуночные посиделки находилась масса желающих.

Историки и этнографы уже давно установили, что большинство русских народных святочных игрищ и обрядов происходят из языческих, дохристианских времен, и потому все они несут в себе легкую (а иногда - и «тяжелую») эротическую окраску. На Святки очень много было девичьих гаданий, почти все они - о замужестве, и многие – с «неприличным» подтекстом. Гадали на чем угодно: на курице, петухе, на лошадях, на полене, на луковицах, на топоре, на башмаке, и так далее. Необычайно популярна была также «чертовская» ворожба - на зеркалах, в овине, в хлеву и просто в избе (рис. 58-61).

И смысл расхожего и по сей день выражения «заголилась, как на Святки», наверняка знают немногие. Между тем эта фраза - отголосок очень известного в старину святочного банного гадания. Заключалось оно в следующем. После помывочной процедуры, ровно в полночь, распаренные девушки приоткрывали дверь из бани на улицу, выставлялись задом наружу и при этом приговаривали: «Домовой, домовой, потрогай меня, да не жесткой лапой, а мягкой, волосатой». Считалось, что та из девиц, кто ощутит прикосновение мохнатой руки банника (языческого хранителя бани), будет счастлива в замужестве, тем же, кого сзади погладит жесткая лапа, с мужем явно не повезет. Конечно же, те из девушек, кто злоупотреблял пребыванием на морозе, рисковали быстро застудиться. Поэтому в те времена и возникло выражение, применяемое к женским простудным болезням: «Словно в Святки надуло» (рис. 62-69).

Конечно же, были и другие святочные действа, в которых эротическая подоплека в явной форме не просматривается. Очень известное гадание, упоминание о котором есть и в известной поэме Василия Жуковского «Светлана» - подблюдное играние (рис. 70).

Его современным отголоском можно считать игру в фанты. Оно заключается в следующем: со всех участников собирают по одной вещи и складывают их в глубокую миску или чугунок, а сверху на него ставят большое блюдо. Выбираются двое ведущих. Ровно в полночь один из них садится спиной к сосуду с собранными предметами, а другой, не глядя на блюдо, по очереди начинает вынимать вещи из чугунка и при этом приговаривать: «А вот что после Святок будет с этим?» Первый ведущий и говорит в ответ, что будет с хозяином вещицы: женится или выйдет замуж, станет богатым или останется жить в бедности, болеть будет или всех здоровьем и силой удивит, и так далее.

А о том, как гадать в бане на зеркалах, знают многие: читали об этом и в пушкинском «Евгении Онегине», и в «Светлане» Василия Жуковского. В это время девушке полагается снимать с себя украшения-обереги, то есть вступать в прямой контакт с потусторонними силами. Делается это так: в один из «страшных» вечеров, лучше всего в полночь на «старый Новый год», нужно взять два больших зеркала, желательно равной величины, а затем установить их друг против друга, осветив двумя свечами. Можно также одно зеркало держать в руках, а другое повесить на стену. Главное, чтобы лучи света из зеркал образовали бы длинный и уходящий вдаль коридор, словно бы озаренный огнями. При этом из бани следует удалить всех посторонних, кроме ваших подруг, одинаково интересующихся результатами гадания, а также кошек и собак. Но никому из оставшихся, кроме самой гадающей, нельзя глядеть в зеркало, нельзя также к ней подходить и с ней разговаривать. Это очень важный момент: гадающая имеет шанс увидеть в конце освещенного волшебного коридора судьбоносные знаки, предсказывающие ее ближайшее будущее. Хорошо, если привидится ей суженый - значит, девушка скоро выйдет замуж. А вдруг выглянет из зазеркалья звериная, или, того хуже, сатанинская рожа? То-то будет девке несчастье (рис. 71-73).

В течение всех Святок по дворам ходили толпы ряженых, которые пели особые песни – «колядки». Такое хождение в губерниях средней полосы России называлось «славянием», во время которого ходоки славили рождение Иисуса Христа, а в южных губерниях – колядованием. Хозяину двора полагалось выносить угощение для колядующих, после чего те отправлялись к другому двору.

Несмотря на православную привязку этих традиций к Рождеству Иисуса Христа, этнографами установлено, что она была проведена сравнительно недавно, уже после крещения Руси. Между тем по поверьям древних славян в ночь на 25 декабря (по новому стилю – на 7 января) родился Ярило (славянский бог Солнца), после чего на земле начиналось прибавление светового дня. В это время с неба на землю ненадолго сходили духи предков, чтобы полакомиться земной пищей. Вот потому-то в Древней Руси накануне Рождества Ярилы по дворам собирали «коляду» - новогоднюю пищу для своих предков. Как мы видим, даже долгие века христианства не смогли вытравить из славянских народов древний языческий обычай - славить новое рождение Солнца, который имеет очень древние корни, символизировавшие связь простого человека с природой (рис. 74-81).

Есть на Сочельник и погодные приметы. Например, смотрели в этот вечер на небо: коли в ночь под Рождество оно звездисто - будет богатый приплод скота и много ягод; каков в Сочельник иней на деревьях, таков будет и цвет на хлебе; ясный день и сильные холода на Сочельник - к хорошему урожаю.

7 января - Православное Рождество Христово. У верующих христиан это один из самых главных праздников в году. В Евангелиях записано, что будущий Мессия появился на свет в Вифлееме, где в тот момент находились его мать Мария и отец Иосиф. В момент рождения Иисуса произошло великое чудо. Над землей Палестины взошла новая яркая звезда, которую было видно не только ночью, но и днем. Ее увидели трое странствующих восточных волхвов, которые сразу же поняли, что означает небесное знамение: где-то в Палестине родился Спаситель мира. И волхвы тут же поспешили в эту страну на поклонение священному Младенцу. Согласно Евангелиям, произошло это в ночь на 25 декабря (рис. 82-84).

Как известно, именно с указанной даты световой день в северном полушарии Земли снова начинает прибывать на одну-две минуты в течение суток. А ныне хорошо известно, что это астрономическое явление наблюдательные люди отметили еще в глубокой древности. Вот почему начало декабрьского увеличения света жрецы многих цивилизаций еще тысячи лет назад праздновали как День Возрождения Солнца. Такой праздник был известен у американских индейцев - инков, майя и ацтеков, у древних славян-язычников, а также у народов Древнего Междуречья (Месопотамии) и Древнего Египта. Считается, что составители Евангелий две тысячи лет назад взяли дату Возрождения Солнца именно от египтян. А когда в будущий канонический текст Нового Завета ими записывалась легенда о рождении Спасителя, то датой его появления на свет вполне закономерно стал день 25 декабря (по нынешнему православному летосчислению – 7 января).

А в российском народном календаре об этом дне сказано так: на Рождество и солнце играет; зима - за морозы, мужик - за рождественские праздники. Днем смотрели на иней на деревьях: коли он лежит в первые три дня Святок - к обильному урожаю хлебов. Есть и другие погодные приметы святого дня: коли на Рождество тепло, то весна будет холодной; на Рождество снега глубоки - к хорошему урожаю трав и хлеба; метельная ночь на Рождество - пчелы хорошо роиться будут; коли в рождественскую ночь звезд в небе густо, то летом густо будет и ягод.

8 января - бабка Соломонида. В этот день почитают повивальных бабок в честь старушки, принявшей у Марии роды младенца Иисуса Христа. Правда, в Евангелии ее имя не называется, однако в народе святую бабку-повитуху окрестили Соломонидой. В честь ее в старых деревнях в этот день над младенцами читали заговор: «Соломонида бабушка, Христоправушка, Христа мыла-правила, нам окатышки оставила». Окатышки - это вода, которой окатывали новорожденного.

10 января - Рождественский Мясоед. Это не какой-то особый праздничный день, а начало целого периода в жизни православного христианина. Мясоед начинается после трехдневного празднования Рождества Христова и заканчивается перед Масленицей. В дни Рождественского Мясоеда разрешается есть мясо, однако все равно в среду и пятницу предписывается устраивать постные дни.

12 января - Анисья Желудочница. В этот день варят свиные желудки. Обычно в это время стоят лютые январские морозы: на Анисью холода над землею повисли.

14 января - Васильев день, старый Новый год. В петровской и послепетровской России Новый год встречали именно в ночь на 14 января (по старому стилю тогдашний день 13 января соответствовал нынешнему 31 декабря). На Васильев вечер стряпухи нажаривали, напаривали разные вкусные блюда, готовили щедрое угощение. Традиции крестьянского быта предписывали собираться в этот день всей семьей в отцовском доме, сытно ужинать, славить родителей, оказывать им всяческие знаки почтения.

Однако не забывали и о хозяйственных делах: в ночь на Василия садоводы шли в свой сад, чтобы встряхнуть яблони. По поверьям, это приносит богатый урожай яблок в ближайший летний сезон. А выпавший на Васильев день снег или хотя бы туман предвещает на осень большой урожай. Есть и другие приметы этого дня: полная прорубь воды и туман на Василия - к высокому половодью; ветер на Василия - к урожаю орехов.

15 января - Сильвестр. Этот святой считался покровителем домашней птицы. Поэтому на Сильвестра курятники окуривали смесью смолы с девясилом. По поверью, это оберегало несушек и петухов от любой хворобы, от дурного глаза и от прочих напастей.

16 января - Малахиев день. По народному поверью, только в этот день можно образумить порченого, то есть одержимого меланхолией. Вечером этого дня рекомендуется продолжить святочные гадания.

17 января - Зосима, покровитель пчел. Ежели в этот день снег сучья на деревьях гнет - летом пчелы роиться будут. Святочные гадания в этот вечер также вполне уместны.

18 января - Крещенский Сочельник, канун Крещенья. Последний день святочных гаданий. Считается, что если в ночь на Крещенье на деревьях много инея, год будет урожайным. В Крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, кому не должно родиться, остаются сухими. Звездная ночь на Крещение - к урожаю гороха и ягод. Яркие звезды в Крещенскую ночь - к приплоду овец. А вот если на Крещенье звезд вообще не видно - грибы не родятся.

Есть и другие приметы, связанные с этим святым праздником. Крещение наступает при полном месяце - к весенней большой воде. Метель на Крещение - к хорошему роению пчел. На Крещение собаки много лают - значит, летом и осенью будет много зверья и дичи. На Крещенье оттепель - к урожаю. Коли люди на Крещенье в Иордань пойдут, а при этом будет туман - хлеба уродится невпроед много; когда прорубь (Иордань) полна воды, разлив будет большой.

19 января - Крещенье. В средней полосе России в эту пору обычно устанавливаются самые сильные за всю зиму морозы, которые так и называют - крещенскими.

На Руси Крещение издавна праздновали широко и торжественно. Вплоть до свержения царя Николая II на Москве-реке около Кремля в этот день устраивался крестный ход. На льду ставили обитую серебряной тканью беседку о четырех столбах, которая накрывала собой огромную прорубь - иордань, или, как говорили в просторечии, ердань. Понятно, что ее название произошло от имени израильской реки Иордан, в водах которой почти две тысячи лет назад и крестился Спаситель рода человеческого.

Такой же обряд освящения волжской воды в день Крещения Христова ежегодно совершался и в Самаре. Проводил его обычно настоятель кафедрального собора, располагавшегося в то время на улице Соборной (ныне Молодогвардейская) в районе современной площади Куйбышева. Известно, что иордань на Волге под Заводским спуском (около нынешнего Речного вокзала) освящалась даже в течение первых лет Советской власти - до тех пор, пока во второй половине двадцатых годов в рамках борьбы с религией этот обряд не был официально запрещен.

Тем не менее вплоть до середины тридцатых годов, то есть до пика сталинских репрессий, самарцы, желающие принять холодное январское крещение, 19 января тайно ездили в церковь села Подгоры, где местный настоятель в ночь перед этим великим праздником освящал воду в проруби соседнего озера. Подгорскую церковь все-таки закрыли в 1937 году, но в память о «подпольном» крещении сотен и тысяч верующих это озеро до сих пор даже на официальных картах называется Иордань.

И по сей день ледяные купели, в которые в крещенские морозы окунаются любители острых ощущений, у нас именуются иорданями. Считается, что в ночь на Крещение, после того, как священники прочитают очистительную молитву, вода во всех естественных и искусственных водоемах становится святой, и потому омовение в ней снимает все хвори и порчи (рис. 85-100).

Народный календарь выработал немало примет погоды, связанных с днем Крещения Христова. Вот только некоторые из них. Считалось, что если крещенские морозы окажутся сильнее рождественских, то наступивших год обязательно будет урожайным. То же самое говорили, если на Крещение днем зарядят снег и поземка. А вот если в этот день бывало ясное небо, крестьянин грустил: значит, осенью будет недород.

20 января - Иоанн Креститель. Про него говорят, что Креститель праздники уводит. В старых деревнях в этот день начинались посиделки с зимней работой. Считается, что именно с Иоанна Крестителя наступает пора Перезимья.

21 января - Емельян - накрути буран. Коли на Емельяна подует с юга, будет грозовое лето.

23 января - Григорий Нисский, или Летоуказатель. Смотрели в этот день на стога и скирды: коли на них иней выпадет - быть лету мокрому.

В середине зимы крестьяне испокон веков проводили на полях снегозадержание, то есть с помощью специального снежного плуга создавали на своих полосах высокие валы, около которых ветер затем надувал целые сугробы. А по весне вся вода, образовавшаяся из накопленного снега, не стекала в овраги, а оставалась на поле. Когда на замену крестьянским лошаденкам пришли мощные трактора, колхозы стали проводить снегозадержание уже механизированным способом. Во многих хозяйствах эта операция по сей день дополняется также и вывозом на поля навоза – органического удобрения, необходимого сельскохозяйственным растениям для нормального развития (рис. 101-106).

24 января - Федосий Весняк. Коли на Федосия тепло - на раннюю весну пошло. А вот холода в этот день неблагоприятны для будущих яровых: Федосеевы морозы - худосеи, из-за них сев яровых поздним будет.

25 января - Татьянин день. Коли проглянет на него солнышко - к раннему прилету птиц, а повалит снег - к дождливому лету.

29 января - Петр-Полукорм. Запасенных с осени кормов для скота должно оставаться ровно половина, отсюда и название, которое дал народ этому святому. Про этот день говорили: на Петра скотина постится, коли хозяин корма не припас. В Петров день большие синицы начинают свои первые предвесенние песни.

30 января - Антон Перезимник. В этот день часто случаются оттепели. Однако наблюдательные люди говорили: не верь теплу на Антона - еще морозно будет.

31 января - Афанасий и Кирилл. Пришел Афанасий Ломонос - береги нос. Афанасьевские морозцы шутить не любят. Если на Афанасия вьюга да метель - весна затянется.

Согласно народному календарю, о погоде на ближайшие зимние дни могут многое сказать самые обычные приметы. Вот только некоторые из них. Кошка лапой морду закрывает - к метели, а собака на снегу валяется - к вьюге. Вечером вороньи стаи вдруг начинают метаться вверх и вниз - быть ночью метели; воробьи прячутся в хворосте - на мороз и на метель; вороны в небе устроили хороводы - к снегопаду (рис. 107-109).

Февраль

В народе про этот месяц говорили так: «Батюшка февраль пришел - мужик зиму перерос». Считается, что в феврале уже вовсю ощущается дыхание весны, и на этот счет в народе сложено много поговорок. Вот некоторые из них: в феврале зима с весной встречается впервой; февраль весну строит; февральский снег весною пахнет; февраль сшибает рога зиме (рис. 110-114).

Обычно в феврале не бывает холоднее, чем в январе, но народный календарь сохранил немало примет о благоприятности февральской стужи. Крестьянин заприметил, что коли в феврале стоят сильные морозы - значит, уже в марте сойдут снега. А вот ежели февраль окажется теплым, то весна придет не скоро и окажется холодной. Приметными считаются первые дни месяца: начало февраля погожее - и весну жди раннюю да пригожую. И в самом деле, в 1999 и 2000 годах в феврале температура воздуха в нашей области регулярно повышалась до +2, +3 градусов. После этого на фоне февральской капели явно не к месту выглядели майские холода. Особенно не повезло в этом отношении весне 2000 года: тогда в Самаре чуть ли не до 20 мая регулярно шел снег. И разве можно после этого говорить, что народные приметы погоды хотя бы иногда не сбываются?

В Среднем Поволжье рекорды по холодам держит, конечно же, январь, однако и февраль не очень-то уступает в этом отношении своему старшему брату. В частности, 18 февраля 1951 года температура воздуха в Куйбышеве была минус 33,2 градуса, а 2 февраля 1956 года - минус 36,9 градуса. Однако в иные годы февраль в нашем городе оказывался аномально теплым. Так случалось в 1939, 1958, 1966, 1973 и 1975 годах. Например, два дня подряд, 12 и 13 февраля 1973 года у нас днем температура воздуха поднималась до +2,3 градуса, а 21 февраля 1958 года - даже до +4,4 градуса. Пока для последнего месяца зимы в Самаре-Куйбышеве это – рекорд (22, 47, 48).

Правда, в упомянутые выше зимы 1999-2000 и 2000-2001 годов в Самарской области выпадало аномально много осадков. Если же брать конкретные цифры, то к концу февраля 2001 года в большинстве районов губернии снегозапасов накопилось по две – две с половиной среднегодовой нормы. При этом средняя толщина снежного покрова в Самаре достигала 60 сантиметров. Однако до «снежного» рекорда для нашего края та зима все же не дотянула. Согласно архивным данным, в зимы 1955-56 и 1961-62 годов белое покрывало в Куйбышеве к весне достигало толщины 62 сантиметров. Рекордной же в этом отношении считается зима 1962-63 годов: тогда в нашем городе к марту намело снега аж 67 сантиметров (рис. 115-119).

И все равно в феврале, как считают в народе, зима с весной встречается. В середине месяца хорошим признаком погоды считаются оттепели - мол, в этот день зима весну заморозить хочет, а сама от такого хотения только потеет…

1 февраля - Макариев день. На него говорили так: ясно и солнечно на Макария - к ранней весне, а если пасмурно или же метель к обеду разгуляется - весна будет долгая и холодная.

2 февраля - Ефим. На Ефимия метель - вся Масленая неделя будет метельная. А коли на Ефимия в полдень солнце - к ранней и теплой весне.

4 февраля - Тимофей Полузимник. В этот день пасечники осматривали пчел в омшаниках. Слушали их внимательно: если их еле слышно - весна еще не скоро, а вот если на Ефимия пчелы в омшанике разгуделись - к ранней и дружной весне.

6 февраля - Аксинья. Еще ее назвали Весноуказательницей, Полузимницей и Полухлебницей. Считалось, что 6 февраля происходит перелом зимы, когда в амбаре у хозяйственного мужика должна остаться половина запаса хлеба до будущего урожая. Что же касается примет погоды, то в этот день говорили так: какова Аксинья - такова и весна; метель на Аксинью - весь март мести будет; на Полухлебницу ясно и солнечно - весна будет красная.

В феврале (иногда в начале марта) славянские народы издавна праздновали Масленичную неделю, последним днем которой было так называемое Прощеное воскресенье. Масленичная неделя начинается за семь недель до Пасхи, и поэтому не имеет строго определенных дат. По новому стилю ее сроки могут располагаться в промежутке от 7 февраля до 12 марта, а Прощеного воскресенья – соответственно от 14 февраля до 19 марта.

В России испокон веков в течение всей Масленичной недели главным лакомством были блины, щедро сдобренные сливочным коровьим маслом. Их пекли в каждом доме, и за семь весенних дней в русских домах съедались горы блинов под хмельную чарку, да при этом не под одну. Например, писатель-разночинец Николай Помяловский оставил нам рассказ о том, как в середине XIX века один из петербургских извозчиков в первый день Масленицы в гостях у любезной кухарки в один присест съел 70 блинов и запил их полуведром сивухи. По словам писателя, русская столица до самого начала весны только и говорила, что об этом небывалом извозничьем достижении.

Почему же символом Масленицы стали именно блины? Оказывается, это праздничное ритуальное лакомство славянам-язычникам было известно задолго до крещения Руси. Блин, круглый и хорошо прожаренный, снятый «с пылу», был понятным всем и каждому образом солнца, и потому их во множестве пекли к новогоднему празднику русичей, который, как известно, приходился на 1 марта (по новому стилю - на 14 марта). А поскольку наши предки особо почитали Ярилу, древнеславянского бога Солнца, то весной вполне закономерным выглядел обряд употребления в пищу блинов - солнечных братьев, дающих человеку ту же могучую силу, благодаря которой настоящее солнце побеждает в своей извечной борьбе с зимней стужей (рис. 120-122).

Правда, само слово «блин» к русским пришло только после широкого распространения христианства. В Библии упоминаются «млины сковрадные», которыми царь Давид от щедрот кормил весь народ по случаю перенесения ковчега Господня. В русском же языке слово «млин» довольно быстро превратилось в «блин», которое выглядит гораздо более удобным для разговорной речи.

Каждый день Масленичной недели имеет свое название. Понедельник - встреча, поскольку в этот день встречали гостей, и застолье на него посвящалось началу Масленицы. Вторник - заигрыши, когда начинались катания на санях. Среда - лакомка, поскольку в этот день стряпали блины с самыми изысканными и вкусными приправами. Четверг - разгул, и само его название говорит о том, что же делали в России в этот день. Пятница – «тещины вечерки», когда зятья обязательно должны были ходить к теще на блины. Суббота – «золовкины посиделки», поскольку в этот день положено было навещать сестер мужа (золовок). Воскресенье же, как уже было сказано, считалось «прощеным днем», в который нужно было обойти всех родственников и попросить у каждого прощения за умышленные или случайные обиды и огорчения, причиненные в текущем году (рис. 123-126).

Еще в последний день масленичной недели на Руси издавна совершали ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены, или Моревны), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нем насчитывалось несколько сот лошадей). В костер с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье испокон веков также существовала традиция бросания в костер специальных масленичных кукол, с которыми в небытие уходили все невзгоды (рис. 127, 128).

10 февраля - Ефрем Сирин, Ефремов день. На Ефрема ветер - к сырому и холодному лету.

14 февраля - Трифон. На Трифона небо звездисто - к поздней весне. На Трифона звезд много - весне предстоит долгая и холодная дорога.

А еще 14 февраля отмечается Валентинов день – День влюбленных. Но сколько вы не будете искать в православных святцах это имя - не найдете. А объясняется это тем, что святого с таким именем почитают только католики и протестанты. Именно потому до недавнего времени о Валентинове дне практически ничего не знали в России, зато его всегда отмечали в Европе, в Америке и других государствах с преобладанием католического населения.

В средние века в таких странах у молоденьких девиц существовал обычай - в ночь на Валентина пришивать к каждому уголку подушки по лавровому листку, а под подушку класть портрет суженого. Если в эту ночь любимый вам приснится, значит, уже в этом году вы с ним заключите брачный союз. А вот юноше на Валентинов день нужно было узнать имя понравившейся ему девушки, которая для него становилась «Валентиной» (то есть возлюбленной) на весь следующий год. Юноша регулярно посвящал своей «даме сердца» лирические стихи, которые он посылал ей письмом в форме сердечка, называемым «валентинкой». Девушки это ценили, и не зря в шекспировском «Гамлете» Офелия поет песенку, в которой возлюбленному в качестве дорогого подарка к Валентинову дню преподносится она сама:

«С рассветом в Валентинов день

Я проберусь к дверям

И у окна согласье дам

Быть Валентиной вам».

В современных странах, где празднуется День Святого Валентина, согласно старинному обычаю, влюбленные дарят на него друг другу подарки и посылают письма-«валентинки» (рис. 129-131).

15 февраля - Сретение. С давних времен этот день считался первой встречей весны, а в старославянском календаре именно день Сретения открывал новый год. На Сретение солнце идет на лето, а зима на мороз. На Сретение кафтан с шубой встретились. Какова погода на Сретение, такова будет и весна. На Сретение снег - весна будет дождливой. Коли на Сретение холода завернут - к поздней и холодной весне.

Вечером на Сретение крестьяне заклинали солнце. Хлебопашец знал: коли солнце перед самым закатом проглянет сквозь облачную наволочь, это значит, что самые строгие морозы уже позади. А вот ежели солнце не покажется, то на 24 февраля ожидали новых суровых холодов – Власьевских…

16 февраля - Симеон и Анна. В народе этот день еще называют «Починки». Объясняется название просто: на Симеона крестьянин приступал к починке телеги и летней сбруи для лошади. Ведь телегу к дороге готовят зимой, а сани летом. Еще приметили, что с Симеона до Власия (24 февраля) предстоит семь крутых морозов-утренников, да еще три таких мороза будет после Власия.

17 февраля - Никола Студеный. Редкий год на Руси в этот день не бывало морозов. Говорили так: пережить бы Николу да Власия, а там уже и весна недалеко.

18 февраля - Агафья Коровятница. Считалось, что святая Агафья - покровительница домашнего скота. В этот день в хлевах вешали лапти, пропитанные дегтем, от которых, по поверью, коровий мор бежит из деревни без оглядки.

19 февраля - Вукол Телятник. На святого Вукола являются жуколы (так называли телят, рождающихся в феврале). Считалось, что именно жуколы оказываются наиболее здоровыми и крепкими из всего приплода.

21 февраля - Захарий Серповидец. В этот день молились о новом урожае, а бабы и девки окропляли серпы святой крещенской водой.

23 февраля - Прохор. До Прохора старуха охала: «Ох, студено!» Пришли Прохор да Влас: «Никак скоро весна у нас!»

24 февраля - Власий. Приходят Власьевские морозы, последние из сильных холодов этой зимы. Положено было с утра, выйдя из дома, крикнуть в небо: «Власий, сшиби рога зиме!» Но частенько в этот день бывают и оттепели: коли Власий пролил маслица на дороги, зиме пора уносить ноги.

28 февраля - Онисим Зимобор. Считается, что коли Власий начнет обламывать рога зиме (то есть придет оттепель), то Онисим завершит его работу, и к последнему дню февраля зима уже оказывается безрогой. Но бывает и так, что с Онисима весна отступает, а зима возвращается. На этот счет есть примета: коли на Онисима звездное небо - начинается весна, а коли звезд не видно из-за туч - зима еще до середины марта поцарствует.

У многих лесных животных начинается брачный период, и это связано в первую очередь с увеличением светового дня и активизацией всех жизненных процессов в природе. Звери и птицы тонко чувствуют все изменения погоды, извещающие о скором приближении весны (рис. 132-136).

А один раз в четыре года и в гражданском, и в народном календаре бывает 29 февраля – Касьянов день. В народе этого святого не любили – он считался символом всяческих бедствий. Поэтому его назвали так: Касьян-завистник, Касьян Злопамятный, Касьян Скупой, Касьян Немилостивый, Касьян Корыстник, Касьян Остудный. Соответствовали этому и поговорки по високосный день февраля: Касьян на что взглянет – все вянет; Касьян на скот взглянет – скот валится, дерево сохнет; Касьян на народ взглянул – народу тяжело; високосный год тяжелый и на людей, и на скотину.

Христианские легенды утверждают, что Касьян поначалу был светлым ангелом, но потом вступил в союз с Сатаной, рассказав ему о намерении Господа изгнать с небес всю дьявольскую силу, тем самым предав Создателя. Однако вскоре Касьян раскаялся в своем предательстве, и Бог пожалел грешника. В аду ему дали сравнительно легкое наказание: приставили к нему черта, который бил Касьяна по лбу три года, а на четвертый год давал ему отдых.

И по сей день Касьян живет в аду, где терпит муки в наказание за свои грехи. И только один раз в четыре года Создатель дает ему возможность посетить землю и посмотреть на мир Божий. На этом свете Касьян появляется в виде страшного монстра по имени Вий, которого мы хорошо знаем по народным преданиям, прекрасно обработанным Николаем Гоголем. Строчки из его повести «Вий» нам знакомы еще со школьной скамьи. Вспомните, как здесь о нем говорится: «И вдруг наступила тишина в церкви; взглянув искоса, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека… Длинные веки опущены были до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нем железное.

- Поднимите мне веки: не вижу! – сказал подземным голосом Вий. Все сонмище кинулось поднимать ему веки» (рис. 137-139).

Впрочем, в народных приметах, пословицах и поговорках все-таки гораздо чаще отражается доверительно-уважительное отношение русского мужика как к зимушке-зиме, так и к смене ее весной. Ведь неспроста он говорил: земля зимой отдыхает, а летом расцветает; зима снегом богата, а весна водой; зимнее тепло - летний холод, зимний холод - летнее тепло. А в конце февраля говорил хлебопашец, расстегивая тулуп: не пугай, зима - ведь все рано или поздно равно на российскую землю придет весна (рис. 140-142).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

75 лет Приволжскому УГМС. Самара, 2006. 22 с.

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. 408 с.

Александров Е. 2000. Одна снежинка – ещё не снег. – «Комсомольская правда», 28 января 2000 года.

Александров А. 2001. Зимняя рыбалка отменяется. – «Комсомольская правда», 12 января 2001 года.

Архангельская Г.П. 1985. Влияние засухи и супероптимальных температур на проницаемость корней ильмовых для воды. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 38-46.

Арянина О. 2000. Самара в снежном плену. – «Волжская коммуна», 28 января 2000 года.

Вдовин Н.В. 1983. Ветровой режим и турбулентный обмен приземного слоя воздуха на межполосных полях разной ширины в системе лесных полос. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 101-106.

Ефимов А.И. 2006. Приволжскому УГМС – 75 лет. – В сб. «Метеоспектр. Вопросы специализированного гидрометеорологического обеспечения», № 3. М., изд-во Росгидромета.

Ерофеев В.В. 1986. Времен связующая нить. – В сб. «Орленок», Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, стр. 129-148.

Ерофеев В.В. 1986. У природы нет плохой погоды. – «Волжский комсомолец», 11 марта 1986 года.

Ерофеев В.В. 1989. У природы нет плохой погоды. 3аписки натуралиста. – В сб. «Орленок». Литературно-художественный сборник для детей среднего и старшего школьного возраста. Сост. Никульшин И.Е., Богомолов Н.В. Куйб. кн. изд-во, стр. 187-209.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1991. Мороз-воевода. – «Волжская заря», 4 января 1991 года.

[Ерофеев В.В.] Погодин В. 1996. Солнце – на лето, зима – на мороз. – Газета «Алекс-информ», № 51, декабрь.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1997. По Самаре ходит мороз-воевода. – Газета «Алекс-информ», 27 декабря 1997 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1999. Декабрь старое горе кончает, Новому году счастьем дорожку стелет… - Газета «Числа», 8 декабря 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 1999. Солнце – на лето, зима – на мороз. – Газета «Числа», 25 декабря 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1999. Зимой 1709 года птицы замерзали на лету! – «Ведомости Самарской губернии», 31 декабря 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Звёзды на Рождество – к урожаю ягод, на Крещенье – к урожаю грибов. – Газета «Числа», 6 января 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Февраль весну строит, рога зиме сшибает. – Газета «Числа», 2 февраля 2000 года.

[Ерофеев В.В.] 2000. Побит «снежный» рекорд, державшийся 45 лет! – «Жизнь-Самара», 15 ноября 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Декабрь старое горе кончает, Новому году новым счастьем дорожку стелет. – Газета «Числа», 1 декабря 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Не бойся зимы – за нею весна! – Газета «Числа», 15 декабря 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Если звёздное небо в Новогодье – весна и лето будут счастливыми. – Газета «Числа», 29 декабря 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Синоптики сообщают: крещенские морозы неизбежны. – Газета «Числа», 17 января 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 2001. Придут ли в Самару сибирские морозы? – «Жизнь-Самара», 18 января 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Завтра уже февраль. Тот самый, который весну строит… - Газета «Числа», 31 января 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Как на масленой неделе из трубы блины летели. – Газета «Числа», 16 февраля 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Декабрь старое горе кончает, Новому году новым счастьем дорожку стелет. – Газета «Числа», 30 ноября 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Зеленин В. 2001. Мороз идёт на рекорд. – Газета «Будни», 19 декабря 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Завтра – самый короткий день в году. – Газета «Числа», 21 декабря 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2002. Крещенье нам грозит морозами. – Газета «Числа», 18 января 2002 года.

[Ерофеева Е.А.] Гребнева Е. 1996. Придёт ли Дед мороз на Новый год? – «Самарская газета», 24 декабря 1996 года.

[Ерофеева Е.А.] Гребнева Е. 1997. Новогодние рекорды погоды. – «Самарская газета», 6 января 1997 года.

Желтиков Ю.Т. 1967. Очерк о Приволжском УГМС. Куйбышев, изд-во Приволжского УГМС, 90 с.

Желтиков Ю.Т. 1994. Приволжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Самара, изд-во Приволжского УГМС. 286 с., 56 с. илл.

Желтиков Ю.Т. 2001. Приволжскому межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – 70 лет. – В журн. «Метеорология и гидрология», № 4, издательский центр «Метеорология и гидрология», Москва.

Желтиков Ю.Т. 1999. Приметы о погоде. Самара, изд-во Приволжского УГМС, 48 с.

Иванова Т. 1987. Снова трещат морозы. – «Волжская коммуна», 14 января 1987года.

Кабирова А. 2002. – Тольятти завалило снегом. – «Комсомольская правда», 11 января 2002 года.

Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.

Климат Куйбышева. Под ред. Ц.А. Швер. Л., Гидрометеоиздат, 1983, 224 с.

Кряквина А. 1990. Прощай, Масленица, здравствуй, весна! – «Волжская коммуна», 22 февраля 1990 года.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.

Лептова В. 2002. На улицах Самары весна в разгаре. – «Комсомольская правда», 13 февраля 2002 года.

Миклашевский В.М. 1992. Физико-географическое описание Куйбышевского заповедника (климатический обзор). – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 1/91. Самара», стр. 208-222.

Москвин Т.Г. 1945. История Куйбышевской геофизической обсерватории. Рукопись, архив Приволжского УГМС. 72 с., 3 с. прил.

Нигматуллин И.С. 1977. Прирост древесных пород в зависимости от метеорологических и гидрологических условий. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межвузовский сборник. Выпуск 2. Куйбышевский госуниверситет. (Ред. коллегия: Н.И. Ларина, Н.М. Матвеев, Д.П. Мозговой, В.И. Рощупкин, В.Г. Терентьев). Куйбышев. Изд-во «Волжская коммуна», стр. 50-55.

Нигматуллин И.С. 1983. Влияние погодных условий на рост и развитие ясеня пушистого в лесных полосах Тимашевской системы. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 68-73.

Охлябинин С.Д. 1920. Предварительный обзор осадков и температурных условий Самарской губернии, Самара.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч.1. СПб.

Памятная книжка Самарской губернии за 1864 год, Самара, 1864.

Потеряхина А. 2002. На этой неделе не было плохой погоды – только разная. – «Комсомольская правда», 1 февраля 2002 года.

Природа Куйбышевской области. Облгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Различные бедствия. – Журн. «Отечественные записки». № 2, отд.3, 1853 год, стр.23.

Решетина М. 2001. Дождались капели, а половодье – в апреле? – «Аргументы и факты», № 9 – 2001, февраль.

Селезнев В.А. 1994. Изменчивость ветра над акваторией водохранилища (В гл. «Современное состояние качества воды Куйбышевского водохранилища» - авт.). – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 63-64.

Сипров В. 1999. Стихийное бедствие. Обыкновенный февральский снегопад парализовал весь город. – «Самарское обозрение», 1 марта 1999 года.

Соколов А. 1999. Напал на город снег. – «Волжская коммуна», 8 декабря 1999 года.

Стрижев А. 1968. Народный календарь. – Журн. «Наука и жизнь», №№ 2,3,6,8,10.

Стрижев А. 1973. Календарь русской природы. М., Московский рабочий.

Стрижова И.М.1996. Организация фенологической сети наблюдений в крае в 1927-1937 г.г. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск VIII, посвященный 110-летию музея. Самара, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, стр. 85-88.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1931 год. Архив Приволжского УГМС.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1942 год. Архив Приволжского УГМС.

Укке Ю.Б. 1870. Метеорология города Самара. Самара.

Ушакова Н. 1999. Зима. Холода? В лужах талая вода! – «Комсомольская правда», 18 декабря 1999 года.

Фёдорова Т. 2000. Как снег на голову. – Газета «Репортёр», 28 января 2000 года.

Чураева О. 1999. Не увлекайтесь 40-градусной, и 30оС будут не так страшны. – «Комсомольская правда», 6 февраля 1999 года.

Шапеева Е.В. 1994. Климатические условия (Радиационный режим. Особенности атмосферной циркуляции. Ветер. Температура воздуха. Влажность воздуха. Атмосферные осадки. Снежный покров. Климатическое районирование. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз. Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН», стр. 98-108.

Шапеева Е.В. 1994. Оценка климатических факторов самоочищения атмосферы. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 109-116.

Шерстюков Б.Г., Разуваев В.Н., Ефимов А.И., Булыгина О.Н., Коршунова Н.Н., Апасова Е.Г., Анурова Л.Г., Шуруева Л.В. 2006. Климат Самарской области и его характеристики для климатозависимых отраслей экономики. Самара, изд-во ООО «Артель», 168 с.

Юдин В.Н. 1992. Дни величальные. Саратов, Приволжское книжное изд-во. 320 с.

Ukke J.B. 1863. Das Klima und die Krankheiten der Stadt Samara. Berlin.


Просмотров: 22224



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности