Самарское лето

Каждый школьник скажет: лето – это лучшая пора года, когда на улице бывает тепло, и когда начинаются каникулы. А вот строгие каноны метеорологической науки дают на этот счет иное определение. Согласно ему, лето - это время года, когда среднесуточная температура воздуха устойчиво держится выше плюс десяти градусов. Исходя из этого определения, лето в Самарской области оказывается короче зимы. У нас оно в среднем длится 143 дня - с 3 мая по 22 сентября (рис. 1-7).

Характерной чертой средневолжского лета является отсутствие резких контрастов в течение всего сезона, хотя последнее частенько отмечается и зимой, и весной. В целом же летом в Самарской области преобладает жаркая и сухая погода, и при этом в течение одного сезона число дней со среднесуточной температурой выше плюс 20 градусов может достигать 49, а выше плюс 30 градусов - 19. Объяснить же и такой тип летней погоды в нашей области, и отсутствие здесь резких погодных контрастов можно довольно легко. Дело в том, что в это время года обычно резко уменьшается количество вторгающихся в Среднее Поволжье циклонов, и одновременно увеличивается число антициклонов, которые, как известно, обеспечивают летом сухую и жаркую погоду, и к тому же долго стоят на одном месте.

Чаще всего жару к нам приносят ветры с востока, то есть из Средней Азии и Казахстана. За последние полвека в Самарской области самым жарким было лето 1972 года, когда в июле было 16 дней с температурой воздуха 30-34 градуса, а в августе тогда насчитали 22 (!) таких дня. При этом в июле того года осадков выпало меньше нормы на 30 процентов, в августе же они не выпадали вообще.

Совершенной противоположностью ему было наше лето следующего, 1973 года. Циклоны, приходящие к нам тогда из Северной Атлантики, вызвали снижение среднесуточной температуры воздуха на весь период с июля по сентябрь, причем в среднем она тогда оказалась на два-четыре градуса ниже нормы. К тому же и осадков летом 1973 года в области выпало гораздо больше положенного (в июле и в августе - почти по две месячные нормы).

Вообще же летней порой в Самарской области дожди в среднем идут один раз в три дня. Как правило, это оказываются ливневые дожди, порой выдающие нам всего лишь за один час месячную норму осадков. Так, согласно данным многолетних наблюдений, в течение июня из атмосферы на областной центр в среднем выпадает 40 миллиметров влаги, а за июль - 50. Но иногда дождь ставит поразительные рекорды: например, ливень, прошедший над Куйбышевом 9 июля 1936 года, вылил из туч лишь за один час 54 миллиметра осадков, 24 июня 1960 года за два часа - 57 миллиметров, а 17 июля 1978 года всего лишь за полчаса в нашем городе выпало 68,2 миллиметра осадков. Во всех трех случаях этот объём влаги существенно превысил месячную норму (рис. 8-14).

Если же во время дождя начинается мощный подъем от поверхности земли влажной воздушной массы, то атмосфера приходит в неустойчивое состояние - и тогда возникают грозы. В Самаре в среднем за год отмечается 28 дней с грозами, при этом наибольшее их число (43) зарегистрировано в 1964 году. Чаще всего грозы случаются в теплое время года - примерно с апреля по сентябрь, однако дважды (в 1958 и 1970 годах) они у нас гремели и в феврале, а в 1971 году - в марте. В среднем грозы продолжаются не более 1-2 часов, однако 20 июня 1975 года над Куйбышевом гроза бушевала девять с половиной часов без перерыва (рис. 15, 16, 17).

За весь период наблюдений самыми дождливыми у нас были лето 1961 года - 329 миллиметров осадков, а также лето 1976 года - 330 миллиметров (при средней летней норме 235 миллиметров). Но подобные «мокрые» годы и сильные ливни - очень редкое явление в нашем крае. Ведь в среднем за один летний дождь у нас выпадает не более пяти миллиметров осадков.

Очень опасными для сельскохозяйственных культур бывают длительные летние периоды без осадков, но с сухими восточными и юго-восточными ветрами (суховеями). В такие годы у нас оказываются неизбежными засухи, порой очень сильные. Только в семидесятых годах ХХ века они дважды (в 1972 и 1975 годах) посещали Куйбышевскую область. Судите сами: в период с апреля по июнь 1975 года в нашем крае выпало лишь 24 миллиметра осадков, что составило только пятую часть нормы. А в не менее засушливом 1957 году в Куйбышеве было отмечено 92 дня с суховеями (следовательно, они продолжались две трети всего лета).

Рекордным для нашей области во многих отношениях было лето 1984 года. Самаре крупное его «достижение» - это невиданное за последние сто лет безводье в первой половине теплого сезона. За апрель, май и июнь того года в области в среднем выпало лишь два миллиметра осадков! Для сравнения скажем: в трагическом 1921 году, когда засуха и неурожай охватили пятую часть страны, а от голода, вызванного неурожаем, умерли миллионы человек, количество осадков, выпавших за те же месяцы в Самарской губернии, в среднем равнялось семи миллиметрам - в три с лишним раза больше, чем в 1984 году!

Если говорить о летнем времени в целом, то до недавнего времени самым жарким за последние полвека в Самарской области считалось лето 1972 года. Тогда средняя температура июня была близка к обычной, зато июль оказался на 2 градуса выше нормы, а август - на 5 градусов выше. До экстремальных значений температуры для тех или иных конкретных суток летом 1972 года почти ни разу не дошло, однако практически весь тот сезон, особенно в июле и в августе, столбик термометра днем никогда не опускался ниже 30 градусов Цельсия, а порой - и ниже 34-35 градусов тепла.

Но совсем недавно этот температурный рекорд был побит. Лето 2010 года оказалось самым жарким не только в начавшемся XXI столетии, но и вообще за всю историю метеонаблюдений в Самаре. Тогда уже во второй половине июня температура воздуха в областном центре и в большинстве сельских районах устойчиво держалась выше 32 градусов Цельсия, достигая в отдельные дни 35-36 градусов.

Июль 2010 года тоже не принес облегчения. С первых дней месяца температура била рекорды практически каждый день. Самым жарким днем в этом месяце выдалось 30 июля, когда столбики термометра в Самаре поднялись до 39.4 градусов Цельсия, тем самым перекрыв на 0,6 градуса предыдущий рекорд июля, зафиксированный в 1952 году.

Однако абсолютный рекорд жары для нашего региона был зарегистрирован чуть позже – 2 августа 2010 года, когда в Самаре столбик термометра поднялся до 40,4 градуса выше нуля, а в поселке «Авангард» Волжского района – до 41,2 градуса. Пока что это самая высокая температура воздуха в тени, зафиксированная на территории Самарского региона за всю историю регулярных метеонаблюдений.

До того дня самая высокая температура воздуха в Самаре-Куйбышеве за 100 с лишним лет была отмечена 2 июля 1931 года (+40°С). Лишь немного до этой цифры не дотянула жара 26 июля 1952 года, когда столбик термометра в тени поднимался до отметки 38,8°С. Стоит отметить, что почти до таких же значений поднималась температура воздуха и в самые жаркие июльские дни совсем недавнего 2001 года. Тогда в час дня показания термометров в Самаре колебались между 38,1 и 38,3°С выше нуля.

Что же касается аномально жаркого лета 2010 года, то в Самаре синоптики тогда зарегистрировали свыше 20 температурных рекордов для отдельных дней. Как уже было сказано, наиболее жаркими для жителей нашего региона тогда оказались конец июля и первая декада августа. В эти дни в отдельных районах температура воздуха поднималась до 39-40 градусов со знаком плюс. По Самарской области превышение максимальных температур в течение всего лета в разные дни фиксировалось в размере от 0,1 до 6,6 градусов.

По данным Самарского гидрометеоцентра, тем летом температура воды в Волге у берегов превысила максимум прошлых лет почти на 2 градуса и остановилась на отметке в 26 градусов тепла, побив рекорды жаркого 1998 года. Этот факт вызвал раннее цветение воды, и Волга «зазеленела» уже в 20-х числах июля.

 

Июнь

Когда приходят первые дни июня, мы радостно вздыхаем: наконец-то наступило долгожданное лето с солнечными деньками и теплой погодой. Особенно приятно, если июньское тепло приходит после затяжных майских холодов (рис. 18-24).

Впрочем, в отдельные годы в нашей губернии не слишком тепло бывало и в июне. Очень холодным оказался первый летний месяц в 1950, 1961, 1963, 1967 и 1969 годах, особенно его первая его половина. В частности, 4 июня 1967 года была зарегистрирована пока самая низкая для этого месяца температура воздуха в Самаре-Куйбышеве, равная -0,4 градуса. А 11 июня 1963 года у нас были отмечены самые поздние заморозки на почве. Тогда холода почти во всех хозяйствах области побили взошедшие в открытом грунте огурцы и высаженные еще в мае помидоры.

Почти запредельными перепадами температуры воздуха отметился июнь 2007 года. В частности, если в 14 часов дня 1 июня в Самаре температура воздуха поднималась до +32,3 градуса, то уже к 20 часам она упала на 16 градусов – до +16. Такой резкий перепад вызвал сильнейшие шквалистые ветры в тот вечер, а также ночью. Наибольшие их порывы были зафиксированы в Курумоче – до 26 метров в секунду. А в середине следующего дня, 2 июня, в Самаре было лишь 13,1 градуса тепла.

Впрочем, лучше забыть об этих «холодных» неприятностях и вспомнить, что июнь – это все-таки первый месяц лета. Ему, согласитесь, гораздо больше идет быть теплым и солнечным. Пока что рекордно высокая температура для первого летнего месяца в Куйбышеве была отмечена 29 июня 1952 года, когда столбик термометра «прыгнул» до отметки аж 38,4 градуса выше нуля. Немногим прохладнее у нас было в 1975, 1984 и 2001 годах, когда в отдельные дни среднесуточная температура воздуха колебалась от 19 до 21 градуса, а дневная максимальная - от 31 до 38 градусов.

Ниже вы сможете прочитать, чем оказываются примечательны те или иные дни лета согласно русскому народному календарю. Все даты здесь приводятся по новому стилю.

2 июня в народе отмечается день Фалалея Тепловея, или Огуречника. Считается, что если в мае погода не позволила тебе высадить огурцы в открытый грунт, то не позже Фалалеева дня это нужно сделать обязательно. Потом в такой посадке уже не будет никакого смысла.

3 июня - Елена и Константин. Святой Елене, или Алене, крестьяне надавали много «сельскохозяйственных» прозвищ: Алена Льносейка, Алена Длинные Льны, Алена Льняные Косы. Ей соответствовали и приметы: в этот день льны - Алене, огурцы - Константину; посеешь лен на Алену - вырастишь длинные льны; ярицу, лен, гречу, ячмень и позднюю пшеницу сей с Аленина дня; сей коноплю с Аленина дня. Есть для нее и погодная примета: коли на Алену ненастье, то и осень будет ненастной.

4 июня - Василиск. Крестьянин считал, что на Василиска нельзя ни пахать, ни сеять, а то в поле родятся одни только васильки. Василиск считался соловьиным днем: на него в ночь ходили слушать этих невзрачных, но голосистых птичек.

5 июня - Леонтий Конопляник. Считалось, что это лучшее время для посева конопли. Примечали в этот день: если на рябине обильный цвет - конопле быть урожайной.

7 июня - Иоанн Предтеча, Ферапонтов день. Считалось, что с Иванова дня на траву падают медвяные росы, вредные для растений, но целебные для человека. Еще со времен Древней Руси верили, что в ночь на Иоанна Предтечу или ранним утром того же дня роса на лугу приобретает особые оздоровительные свойства, и если в эту пору обнаженным поваляться в росистой траве, то излечишься от многих болезней, а также избавишься от скверны.

Особенно любили совершать этот обряд юные девушки: они верили, что ночное купание в росе даст каждой из них телесную красоту и способность рожать здоровых и крепких детей. Поэтому в старину на ночных лугах, а также в свете утренней зари можно было видеть стайки из десятков деревенских девчат, самозабвенно предающихся этому языческому обряду (рис. 25-30).

11 июня - Феодосья Колосяница. Время колошения ржи и посева гречихи. С этого дня появляются первые грибы-колосовики: взошел гриб белый, да моховик красный, да подосиновик смелый. Но еще Феодосьев день считается самым несчастливым в году: по мнению крестьян, он один стоит всех понедельников.

12 июня - Исакий Змеевник. Считается, что в этот день на землю приходит великий Змеиный праздник. Говорили так: пришел Исакий - из нор выползает гад всякий; на Исакия змеи скопляются, поездом едут на змеиную свадьбу; средь ряски - змеиные пляски. А учеными установлено, что в первой половине июня змеи и в самом деле проявляют наибольшую активность в деле продолжения рода, а если выдаются солнечные дни, то они в массе выползают на открытые места, чтобы погреться (рис. 31, 32, 33).

13 июня - Еремей Распрягальник. К этому времени должен быть полностью закончен всякий сев озимых. Поэтому на него и говорили: всяк Еремей для себя разумей, когда сеять, когда жать, а когда в скирды метать.

14 июня - Устин и Харитон. Для этого дня есть много сельскохозяйственных примет: красное утро на Устина - красный налив ржи; пасмурное утро на Устина - к урожаю яровых; Устин тянет вверх коноплю, а Харитон - лен.

16 июня отмечается день Лукьяна, или Луки Ветреника. С ним связано довольно много погодных примет: на Луку южный ветер - к урожаю яровых, северо-западный - к сырому лету, восточный к наносным (простудным) болезням; ветер с восхода - к поветрию (то есть к болезням); сиверок с Лукьяна - ржи дождями зальет.

17 июня - Митрофан. На этот день было принято просить у небес благодатного дождя. Порой крестьяне всей деревней выходили за околицу и кликали ветер: «Ты подуй-ка теплом теплым, ты пролей-ка, ветер-ветрило, на рожь матушку, на яровину-яровую, на поле, на луга дожди животворные, к поре, да ко времечку».

18 июня - Дорофей. На Дорофея примечают направление ветров, да с такими же приметами, что и на Митрофана. Говорили, что на Дорофея утро вечера мудренее.

19 июня - Илларион. С этого дня обыкновенно начинали прополку льна, проса и яровых хлебов. Говорили так: пришел Илларион - дурную траву с поля вон; подтыкай, девки и бабы, хоботье, начинай в яровом полотье.

20 июня - Федот. Святой Федот тепло дает, в рожь золото ведет; коли святой Федот на дождь поведет - будут ржаные колосья тощими.

21 июня - Федор Летний, Федор Стратилат или Федор Колодезник. Одна из важных дат в народном календаре, когда предсказывают погоду на период сенокоса и уборки хлебов. Поскольку Федор открывал самую влажную и грозовую пору лета, говорили про него так: Стратилат грозами богат; на Стратилата гром поутру - мужику не к добру: с сеном не уберешься, его сеногной погноит; гроза на Федора Летнего - плохая уборка сена; роса на Федора - к урожаю льна и конопли; большие росы на Стратилата - лето даст урожай хороший.

А название «Федор-Колодезник» пошло от того, что именно с этого дня начинали свою работу мастера по рытью колодцев (колодезники). Вечером на Федора мастера в нескольких примеченных заранее местах клали на землю железные сковороды. Утром сковороду поднимали и смотрели на нее: коли оказывалась покрытой водяными струями - значит, здесь под землей проходит водная жила, а коли сухая оставалась, то, стало быть, рыть здесь колодец - бестолковое занятие.

22 июня - Кирилл. Самый длинный день в году, когда начинается период летнего солнцестояния. Крестьянин в эту пору говорил так: Кирилл - конец весны, почин лету; на Кириллу земля отдает солнышку всю свою силу; что с Кириллина дня солнышко даст - то и у мужика по осени будет в амбаре.

25 июня - Петр Афонский, Петр-Поворот. Считается, что в течение нескольких дней (с Кирилла до Петра) высота солнца на небе не меняется, оно как бы стоит на месте (отсюда и термин – «солнцестояние»). А вот с Петрова дня его высота над горизонтом хоть и ненамного, но уже начинает уменьшаться. Поэтому Петр Афонский и считается днем летнего Солнцеворота. В народе об этом говорили, что солнце поворачивает на зиму, а лето - на жару; солнце укорачивает свой ход, а месяц идет на прибыль.

В это время нередкими бывают неожиданные шквалы и даже кратковременные ураганы. Иногда посреди яркого солнечного дня вдруг налетают тучи, начинается резкий ветер, который усиливается с каждой минутой. Порывы его порой достигают такой силы, что ломаются стволы деревьев, обрываются провода, а некоторые дома лишаются части крыши, особенно если она плохо закреплена. Шквал может сопровождаться дождем, однако он совсем не обязателен. Побушевав минут пятнадцать-двадцать и подняв в воздух тучи пыли, ураган улетает также быстро и внезапно, как и появился. А людям после разгула стихии приходится убирать с улиц рухнувшие деревья и чинить крыши (рис. 34, 35).

26 июня - Акулина Гречишница. Сей гречиху за неделю до Акулины, либо неделю спустя. На Руси в этот день справляли «праздник каш», когда зажиточным мужикам полагалось варить огромные котлы каши и кормить ею нищую братию. Но еще этот день называли «Акулина Задери Хвосты». Столь неблагозвучное для святой великомученицы имя объясняется просто: на конец июня приходится пик размножения жалящих насекомых (слепней, комаров, мух и так далее), от укусов которых скотина с ревом разбегается из стада, и пастухи порой оказываются не в силах собрать коров вместе.

29 июня - Тихон. В народе говорят, что на Тихона солнце идет тихо. Тем самым приметливый народный наблюдатель уловил интересное астрономическое явление, полностью доказанное наукой. Оказывается, в конце июня Земля и впрямь движется по своей орбите с наименьшей за весь год скоростью! Удивительно, но ученые достоверно установили этот факт только в нынешнем столетии, после точнейших лазерных измерений с применением космических аппаратов. А вот простой русский хлебопашец непостижимым образом смог заметить «тихий ход» Солнца еще сотни лет назад.

С этим днем связан еще один эротический земледельческий обычай, в народе получивший название «праздник обнаженных дев» и очень распространенный вплоть до 20-х годов ХХ века в Поволжье, в Центральной России, на Украине и в Белоруссии. Перед началом прополки овощей, в ночь на Тихона, девушки собирались гурьбой на огородах. Ровно в полночь все раздевались догола и начинали обегать гряды вокруг. Считалось, что вот такое обегание посадок чистыми непорочными девами оберегает овощи от всяческих худых напастей: и червь их не станет трогать, и лютые медвяные росы не нападут, и солнце не будет сильно припекать, и дожди не зальют.

30 июня - Мануил. Наливаются и цветут луга, начинается самый бурный за все лето рост растительности, и крестьянин активно готовится к сенокосу. На ночном небе обычными гостями становятся дальние зарницы. Примечали в этот день: если на Мануила часты зарницы - будет теплый июль и хороший урожай хлебов. Идут самые жаркие дни (рис. 36-41).

На носу июль, макушка лета, который на юге России называют сенозарником, или страдником. Крестьянин говорил, что в июле на дворе пусто, да в поле густо. Еще месяц - и начнется заготовка на зиму хлебов на полях, плодов в садах и грибов в лесах, а сенокосная страда уже совсем близко (рис. 42-45).

 

Июль

В Самарской области июль - единственный месяц года, в течение которого метеорологи ни разу не фиксировали заморозков за всю историю наблюдений за погодой. И в самом деле, даже когда-то отмеченные синоптиками минимальные суточные температуры воздуха в этом месяце достаточно высоко «перепрыгивают» нулевую отметку. Пока что самыми холодными днями «макушки лета» в Самаре-Куйбышеве остаются 31 июля 1947 года (тогда температура воздуха в областном центре достигла только +6,3 градуса), и 9 июля 1973 года (в тот день у нас было всего лишь +6,6 градуса).

Гораздо чаще в ХХ веке июль на Средней Волге бывал либо жарким, либо очень жарким. За последние полвека такими оказались, в частности, 1952, 1962, 1971, 1975, 1984, 1998 и 2001 годы. Как уже говорилось выше, этому месяцу принадлежит и высший температурный рекорд для нашего города: в середине дня 2 июля 1931 года столбик термометра в Куйбышеве достиг отметки +40 градусов по Цельсию в тени (рис. 46-53).

В начале июля созревали травы на лугах и рожь на полях. Крестьяне в это время готовились к сенокосу (рис. 54-60).

В связи с этим июльские дожди, особенно затяжные, по этой причине всегда считались нежелательными для заготовки кормов для скота. Однако в то же время они благоприятны для «тихой охоты», и потому в народе знали: коли июль дождлив, то можешь остаться без сена, зато обязательно будешь с кадушками грибов.

Как январь считается временем перелома зимы, так и июль - переломом лета. Если еще в середине месяца чаще всего наблюдаются самые высокие дневные температуры воздуха, то уже после 25-28 июля уже порой чувствуется поворот к завершению жаркого сезона.

Впрочем, чаще всего в конце июля и даже в августе еще ничто не напоминает о грядущей осени. В отдельные годы эта пора даже оказывается самой жаркой за весь календарный год. От июльского тепла расцветают луга, которые в мае заливались полой водой, и здесь наливаются солнцем самые лучшие травы (рис. 61-67).

3 июля по российскому народному календарю - Мефодиев день. Крестьянин говорил: если на Мефодия дождь - то с перерывами он будет идти сорок дней. Еще Мефодиев день считался праздником перепелятников. Его также называли паутинным днем: коли на Мефодия над озимыми носятся тенетник и мошки - будет улов перепелов.

6 июля - Агриппина (Аграфена). Еще его именовали Аграфеной Купальницей, потому что это был канун праздника Ивана Купалы. По старому стилю этот день соответствовал 23 июня, и древние русичи считали, что именно с него можно купаться в реках и озерах, не рискуя простудиться или встретить русалку или водяного.

7 июля – знаменитый Иван Купала. В народе по сей день считают, что только в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений где-то в чаще леса открывается таинственный цветок папоротника. Тот, кто его найдет, получит дар ясновидения и станет несметно богатым, поскольку с цветком папоротника можно найти любой, даже самый древний клад. Хотя за сотни и тысячи лет никто из людей цветущего папоротника ни разу не видел, все равно считается, что собранные в эту ночь травы и коренья имеют особую целебную силу (рис. 68-74).

Ночь на Ивана Купалу – еще и главный языческий праздник года у всех славянских народов (по церковному календарю - праздник Иоанна-Крестителя), который по старому стилю отмечался 24 июня, а по новому - 7 июля. Еще с вечера 6 июля, то есть в день Аграфены-Купальницы, парни и девушки собирались в лесу у реки, водили хороводы и жгли купальские костры (рис. 75-83).

А когда лес окутывала таинственная ночная тишина и наступала полночь, начинались главные купальские действа. Молодежь с шутками и прибаутками раздевалась и бежала к реке - купаться.

А те, кто уже успевал окунуться в теплую ночную воду, разводили костры посильнее и начинали прыгать через огонь. По поверьям, такие прыжки очищают человека от худых напастей и болезней. Особенно старались девушки: они верили, что купальский костер излечит их от всех женских недугов и даст им красоту лица и тела, но самое главное - детородную силу, без которой не сохранить ни мужьей верности, ни домашнего очага. А затем парни и девушки группами и парами пускались по ночному лесу в поисках своего счастья. Считалось, что только в ночь на Ивана Купала и всего на один час распускаются цветы папоротника, волшебной травы, и потому всякому, кто под покровом тьмы его найдет, будет обеспечена радостная жизнь до скончания века (рис. 84-96).

Тот факт, что даже после христианизации Руси языческие обычаи и традиции продолжали бережно храниться в народе, вряд ли можно считать случайным. За сотни лет эти обряды, конечно же, сильно видоизменились, но тем не менее многие из них вплоть до наших дней донесли сквозь века эротизм и сексуальность древних славян.

Считается, что птицы в лесах поют только до Иванова дня, потому что после этого в гнездах появляются птенцы, и родителям становится уже не до веселых песен. В течение всего июля птицы с раннего утра и до позднего вечера должны постоянно кормить своих чад, которые растут очень быстро, и к концу лета уже становятся на крыло. Подсчитано, что в течение светового июльского дня (примерно с 4 часов утра до 9 часов вечера) насекомоядные птицы совершают от 50 до 70 полетов в лес за добычей (в основном за личинками жуков и гусеницами), и за это время каждый птенец съедает больше пищи, чем он весит сам (рис. 97-99).

9 июля - Тихвинская, или День Тихвинской иконы Божьей Матери. На Тихвинскую земляника-ягода поспевает, красных девок в лес зовет (рис. 100).

На Тихвинскую пчела вылетает за поноской - за медовым сбором.

10 июля - Самсон Сеногной. Считалось, что если на Самсона начинается дождь, то он будет идти семь недель, и крестьянин останется без кормов на зиму для скота. Зато если на Самсона сухо, то сена зимой будет столько, что коровке его хватит до новой весенней травы. Впрочем, и при дожде голод мужику не грозил: на Самсона сено зелено - каша черная (гречишная), а коли сено черное (подгнившее от дождей) - то каша белая (пшенная).

12 июля - Петр и Павел, Петровки. Разгар лета, праздник солнца. В народе говорят об этом дне так: Петр-Павел жару прибавил; в Петровки сухо и день велик; к Петрову дню вода в реке умеженится (то есть спадет); на Петровки солнышко играет.

В этот день испокон веков сохраняется обычай умываться петровскою водицею из трех ключей-родников. Наши предки свято верили: кто этот обычай с младых лет соблюдает - проживет не меньше века.

Много связано с Петровками и сельскохозяйственных примет: с Петрова дня - красное лето и зеленый покос; доставай серпы и косы к Петрову дню; не хвались, баба, что на лугу зелено, а смотри, каков день Петров - мокр или сух; Петр - с колоском, а Илья (2 августа) - с колобком; на Петров день дождь - урожай не худой, два дождя - хороший, а три дождя - богатый.

В Петров день уже можно судить об осени и зиме. Говорили так: прошли Петровки - опало по листу, прошел Илья - опало и два. А еще крестьянин знал: если кукушка перестанет куковать за неделю до Петрова дня, то и зима ляжет за неделю до Рождественского заговенья, а ежели она кукует и после Петровок, то через столько же дней после заговенья и зима придет.

В это время в лесу после дождей появлялись первые грибы этого лета – свинушки, маслята, моховики, сыроежки. Детей отправляли на первую «тихую охоту». Если по вечеру шел дождь, то в лес надо было идти рано утром, иначе соседи к тому времени уже успеют добраться до лучших грибных мест и собрать все «дары леса» (рис. 101-104).

14 июля - Кузьма и Демьян. Кузьма-Демьян пришли - на покос пошли. Самый разгар сенокосных работ. Еще в эту пору активно идет прополка огородов. Крестьянин знал: летом на скамье пролежишь - зимой с сумой побежишь. В это время начинает постепенно затихать бурная жизнь пернатого царства. У всех птиц вывелись птенцы, и потому главам семейств больше не до песен: с самой ранней зари они кормят молодых…

17 июля - день Андрея Наливы. О погодных приметах на него судили так: каков Андрей Налива, таков и Калинник (11 августа). Этот день считался важным для сельского хозяйства: на Андрея озими в наливах дошли, а батюшка овес до половины дорос; на Андрея овес в кафтане, а на грече и рубахи нет; на Андрея озими в наливе, а греча на всходе.

18 июля - Афанасий Афонский. Ранним утром на Афанасия крестьяне выходили смотреть на «играние месяца»: если месяц при восходе виден как бы играющим, то осенью урожай хлебов будет отменным.

А метеорологи объясняют это явление следующим образом. Известно, что в восходящих потоках воздуха на утренней заре луна действительно всего за несколько минут может изменить свой цвет с желтого (оранжевого) до голубого (зеленого). Если в этот момент на небе бывают предрассветные облака (что в середине июля бывает далеко не всегда), то тогда месяц и выглядит как бы «играющим». А поскольку все описанные выше метеорологические явления говорят о наступлении длительной теплой и ясной погоды, то получается, что крестьянин насчет примет на Афанасия о хорошем урожае отметил совершенно верно.

21 июля - Казанская, или Прокопий Жатвенник. В этот день начинали уборку ржи, или, как говорили в старину, «зажинали» рожь. Считалось, что коли на Казанскую черника поспеет, то следом поспевает и рожь.

25 июля - Прокл. Говорили, что на святого Прокла поле от росы промокло, или так: на святого Прокла - великие росы. Это погодное явление в народе считается целебным, а потому крестьянин твердо верил, что Проклова роса - от семидесяти хворей, но в первую голову - от очного призора (то есть от глазных болезней). Считалось, что «Прокловой росой», собранной на рассвете на заливном лугу, можно излечить и трахому, и глазной ячмень, и даже свести глазные бельма и снять близорукость (рис. 105-108).

28 июля - Кирик, Владимир и Улита. Считалось, что в этот день нужно отдыхать от полевых забот: кто на Кирика и Улиту жнет, то маньяки (то есть галлюцинации) видит, а на Владимира Красное Солнышко солнце краснее светит, в поле идти не велит. Отсюда же возникло и выражение: «Улита едет - когда-то будет», поскольку в Улитин день ездить на базар с выращенными овощами считалось плохой приметой. Поэтому крестьянин предпочитал отправляться на базар Улитиным вечером, что прибыть к торговым рядам поутру на другой день.

29 июля - Афиноген, или Финогей. Этот день имел большое значение для начала жатвы: первый колосок - Финогею на голову, а последний - Илье (2 августа) на бороду. С этим днем связано много погодных примет: придет Финогей с теплом да со светом - уберешься загодя со жнитвом; коли Финогей с дождем - наступит копногной, когда хлеб в снопе прорастет; на Финогея молись солнышку, проси Бога о ведрышке; Финогеев день к Илье-пророку навстречу идет, жнитво солнышком блюдет.

Крестьянин примечал: на Афиногена пташки задумываются, заметно притихают. А это значит, что уже не за горами осень. В последние дни июля в реках и озерах уже заметно холодеет вода, а день в то же время заметно сокращается. В эту пору уже почти перестают петь птицы, а на деревьях появляются первые желтые листья. Как говорят в народе, в конце июля лето перешагивает свой знойный возраст (рис. 109-111).

 

Август

Это последний летний месяц, который в средней полосе России (не говоря уже о российском севере) называют «предосеньем». Даже если днем в первой половине августа стоит жара, то вечером в эту пору, а особенно по ночам, становятся отчетливо заметны первые признаки надвигающейся осени (рис. 112-119).

За вторую половину ХХ столетия самым жарким в Самаре-Куйбышеве этот месяц был в 1972 году, когда средняя температура августа оказалась выше нормы на 5 градусов. Этот рекорд 35-летней давности был перекрыт в августе 2007 года, который в целом оказался на 5,7 градуса выше нормы. Конечно же, в прошлом у нас и другие годы, когда почти до конца последнего летнего месяца дневная температура устойчиво держалась выше 30 градусов Цельсия. А рекорд для дневной температуры этого месяца в Куйбышеве, установленный 20 августа 1935 года (+37,8 градуса), держался 75 лет, и был побит только 2 августа 2010 года. В тот день, как было сказано в начале статьи, в Самаре столбик термометра поднялся до 40,4 градуса выше нуля, а в поселке «Авангард» Волжского района – до 41,2 градуса. Пока что это самая высокая температура воздуха в тени, зафиксированная на территории Самарского региона за всю историю регулярных метеонаблюдений.

Но все-таки аномально жарким август на территории Среднего Поволжья бывает довольно редко - не больше одного раза в 10-12 лет. Гораздо чаще в эту пору лето довольно быстро сходит на нет, и тогда в нашем крае уже в середине августа наступает настоящая осенняя погода с дневной температурой воздуха не выше 12-15 градусов. А самые холодные дни этого месяца у нас отмечались 3 августа 1963 года (+5,8 градуса), 28 августа 1950 года (+4,8 градуса) и 26 августа 1944 года (+4,1 градуса).

Погода в августе не постоянна: иногда приходят черные тучи без дождей, а порой, наоборот, дождь льет не из туч, а из почти ясного неба. А иногда ведренную погоду в августе приносят не южные, а северные ветры. И жизнь животных постепенно замирает: птицы готовятся к отлету в теплые края, а звери обучают выросшее потомство (рис. 120-125).

В это время в низких местах у нас не редкость заморозки на почве. И если в Самаре-Куйбышеве самый ранний из таких заморозков наблюдался 31 августа 1976 года, то на Самарской Луке, в первую очередь в долине Ширяевского оврага в среднем один раз в 4-5 лет почва остывает до нуля градусов уже к 25-27 августа. А на севере области, в Шенталинском, Клявлинском и Челно-Вершинском районах, в том же 1976 году заморозки на почве начались уже с 23 августа.

1 августа по российскому народному календарю отмечается день Макриды. Крестьянин считал, что Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) - зиму. Поэтому и говорили: смотри осень по Макриде - она мокра, и осень мокра; коли на Макриду мокро, то и страдная пора ненастная; Макрида ведерная - осень сухая; коли на Макриду дождь, то орехов в лесу не будет: все повымокнут.

2 августа - день Ильи-пророка. Важнейшая погодная и сельскохозяйственная дата. С Ильина дня начинается поворот всего года на осень, хотя иногда летняя жара стоит еще долго. На Илью заканчивается сенокос: Илья-пророк - косьбе вышел срок.

Но одновременно в этот же день начинается жатва хлебов, в честь которой в старину отмечали праздник «зажин». Для этого всей деревней крестьяне отправлялись в поле, а по пути пели обрядовые песни. В поле жали первый сноп, украшали его лентами и цветами, а затем несли обратно в деревню и ставили в «красный» угол. При этом приговаривали: «Вот тебе, Илья, борода, а на будущий год уроди нам хлеба города». После этого за праздничным столом разрезался каравай хлеба, а первый ломоть подносился самому старшему по возрасту мужчине, жителю деревни. Он должен был благословить хлеб на удачную и богатую жатву (рис. 126-130).

С Ильиным днем связано множество примет. Все знали, что Илья-пророк разъезжает по небу на огненной колеснице (то есть в эту пору часто бывают грозы); если до Ильи и поп дождя не вымолит, то после Ильи и баба фартуком дождь нагонит (то есть начинается пора дождей). Также говорили, что после Ильи и камень прозябнет (начинается ночное похолодание); до Ильина дня тучи по ветру идут, а после Ильи – против него.

4 августа - Мария Магдалина. Этот день в народном календаре считается добрым. Примечали так: коли на Марию сильные росы - льны будут серы и косы. Есть у этого дня и другое название - Мария Ягодница, потому что в эту пору в садах и лесах вовсю идет сбор малины и черники, красной и черной смородины.

6 августа - Борис и Глеб Летние. Крестьянин говорил: Борис и Глеб - поспел хлеб; на Бориса и Глеба падают копны (полевая страда в самом разгаре).

7 августа - Анна Зимоуказательница, или Анна Холодная. По этому дню крестьянин-хлебопашец смотрел, какова будет предстоящая зима. Считается, что если на Анну приходят холодные утренники, то и зима будет ранняя и холодная, а если на нее идет дождь, то зима наступит снежная. Кроме того, если на Анну стоит светлая и теплая погода, то и зима не будет суровой, а если в этот день идет теплый дождик, то зимой снегопады будут мокрые. В целом же считалось: какова погода на Анну до обеда, такова будет зима до Нового года, а послеобеденная погода этого дня указывает на погоду второй половины зимы.

9 августа - Пантелеймон Целитель. На Пантелеймона капуста в кочаны завивается.

11 августа - Калинник. В этот день крестьянин опасался утренних холодов, предпочитая им туман, почему и говорил: «Пронеси, Господи, Калинники мороком (туманом), а не холодами». При этом теплый, да еще с туманом Калинник обещал мужику сохранность ячменей и овсов: «На Калинника туман - припасай косу для овса с ячменем».

12 августа - Сила. Святой Сила прибавляет мужику силы. Про этот день говорили так: на Силу святителя и бессильный богатырем живет - от сытной пищи, от нового хлеба; дожить бы бабе до Силина дня да с яровым управиться, так засилья прибавится; озимая рожь, посеянная на Силу, на будущий год родится сильно.

13 августа - Евдоким. Начинается Евдокимово заговенье перед Успенским постом, про который в народе говорят: Успенский пост не голодный. И правда: в эту пору много скоромной, но сытной пищи - нового хлеба, овощей, плодов и ягод.

14 августа - Первый Спас. Его еще называют Медовым Спасом, потому что на него пчеловоды на пасеках начинают качать мед из сотов. Этот Спас считается также временем первых проводов лета: с первого Спаса - холодные росы; на первый Спас защипывай горох, готовь гумна и овины; Спасов день покажет, чья лошадка соседа обскачет (то есть кто первым закончит уборку хлеба); у Спаса всего в запасе: и дождь, и ветер, и вёдро, и разнопогодье.

15 августа - Степан Сеновал. В это время на лугах заново отрастала скошенная в начале июля трава - отава, которую еще называли «вторым сеном». Со Степанова дня начинали ее косьбу: отавка - сену прибавка. Еще в этот день примечали: какова погода на Степана, такова и весь сентябрь.

В середине августа при дождливой и теплой погоде начинается грибной сезон. В старой русской деревне «дары леса» считались важным подспорьем в крестьянском питании, и поэтому в эту пору крестьянские дети каждый день ходили в лес по грибы да по ягоды. Если с вечера шел дождь, то на «тихую охоту» следовало идти рано утром – иначе соседи раньше добирались до грибных мест, и потому любителю поспать приходилось возвращаться домой с пустым лукошком. При этом знатокам было известно, что в каждой губернии и в каждом уезде существовали свои особые способы заготовки грибов и консервации их на зиму (рис. 131-143).

И, конечно же, каждого юного грибника родители с младых ногтей учили, как отличать съедобный гриб от несъедобного (рис. 144-148).

16 августа - день Исаакия и Антона Вихровея. На него говорили: каков Антон Вихровей, таков и октябрь, а каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря). Есть и еще примета: на Исаакия южный ветер с вихрями - зима будет снежная.

17 августа - Евдокия, или Авдотья. Русский крестьянин Авдотью также называл Малиновкой, потому что к этому дню созревает лесная малина, Огуречницей, так как на нее в огороде поспевают огурцы, а также Сеногнойкой, потому что в эту пору часты дожди, мешающие заготовке сена.

19 августа - Преображение, или Второй Спас. Его еще называют Яблочным Спасом. В старой русской деревне этот день был большим праздником, когда отмечалась вторая встреча осени (рис. 149-151).

Крестьянин считал, что с Преображения и погода, и хозяйственные работы преображаются: пришел Второй Спас - всему час плоды зреют. До этой поры не ели никаких овощей и фруктов, кроме огурцов и вишни, а на Второй Спас в церкви освещали плоды, в первую очередь яблоки. Тогда-то и начиналась их массовая заготовка. Поэтому говорили: Второй Спас яблочком разговляется; на Второй Спас и нищий яблочко съест; у Яблочного Спаса не без припаса; Яблочный Спас любит нас.

Есть также и немало погодных примет, связанных с этой датой: каков день на Второй Спас, таков и Покров (14 октября); сухой день на Второй Спас предвещает сухую осень, мокрый - дождливую, ясный - снежную зиму; каков Второй Спас - таков и январь; после Второго Спаса дождь - к хлебогною.

21 августа - Мирон Ветрогон. В этот день, как видно из названия, нередки сильные ветры с пыльной бурей. В народе знали: каков Мирон Ветрогон, таков и январь.

23 августа - Лаврентий. В полдень на Лаврентия смотри на воду: коли тиха, не волнуется, а лодки стоят спокойно - к осени тихой и к зиме без вьюг и злых метелей. Если же на Лаврентия стоит сильная жара или льют сильные дожди, то это продлится в течение всей осени.

27 августа - Михей. Этот день известен своими ветрами, по силе которых судят о предстоящей погоде. Говорили так: Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается; Михей с бурей - к ненастному сентябрю; коли на Михея дуют ветры-тиховеи - к вёдерной осени; коли на Михея журавли к югу полетят, то в середине октября наступят морозы, а если журавлей не видно - зима будет поздняя.

28 августа - Успение, важнейший осенний праздник для русского крестьянина-хлебопашца. В этот день отмечали конец поста: Успенский пост спожинками разрешается; Успение кончает дожинки; Успение провожай - осень встречай.

Именно на это время, согласно российскому народному календарю, приходится начало так называемого «молодого бабьего лета», когда на короткое время словно бы возвращаются летнее тепло и летние погожие деньки. Оно продолжается до 11 сентября. А погодные приметы гласят, что ежели молодое бабье лето вёдреное, то нужно ждать ненастья в старое (с 14 по 21 сентября).

В старой русской деревне Успенье считалось днем окончания жатвы. Ее окончание всегда обставлялось празднично, неуклонно соблюдались особые успенские обряды. Например, древний крестьянский обычай требовал от рачительного хозяина обязательно оставлять на полосе горсть несжатых колосьев, которые завязывали узлом (мужики говорили – «заламывали бороду»), а затем пригибали к земле со словами: «Миколе на бородку, чтобы святой угодник на будущий год нас не оставил без урожая». А рядом с «бородой» в землю непременно закапывали краюху хлеба и щепоть соли, чтобы эти продукты у хозяина земли и в будущем году не переводились на столе.

В советский период ушли в прошлое многие народные обычаи и традиции дореволюционной эпохи. Однако вплоть до перестроечных времен во многих хозяйствах в конце августа проходили праздники урожая, когда воздавали почести лучшим хлеборобам, которые вложили свой труд в уборку хлеба и пополнение закромов Родины (рис. 152-155).

29 августа - Спожинки, или Третий Спас. Его также называли Хлебным Спасом, и отмечали в этот день третью встречу осени. Про него говорили так: Третий Спас хлеба припас; хорош Третий Спас - зимой будет квас. А погодные приметы предписывают в эту пору смотреть за отлетом птиц на юг: ласточки не отлетают до Третьего Спаса - зима будет поздней и суровой; коли журавль пойдет в лет к Третьему Спасу, то на Покров будет мороз, а коли нет, то зима будет поздней.

31 августа - Фрол и Лавр. Эти святые на Руси считались покровителями лошадей: умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра; на Фрола и Лавра лошадиный праздник. Этот день считался окончанием сева озимых: коли на Фрола не отсеешься - то фролы (то есть сорняки) и родятся.

В старой русской деревне в конце августа начинались «засидки», когда по вечерам к незамужним девкам, занятым коллективной выделкой холстов или прядением шерсти, «совершенно неожиданно» гурьбой заваливались неженатые парни. При этом деревенская общественность смотрела на такие вольности сквозь пальцы. Ведь полевые работы уже почти закончились, а на Покров (14 октября) было принято засылать сватов в дом невесты. Ежели к этому времени какая-то девка замужнего возраста оставалась без внимания потенциальных женихов, она имела полное право винить в этом родителей, слишком уж жестко ее оберегающих от таких игрищ.

В конце августа уже совсем близко слышится дыхание осени. Все в природе постепенно замирает, птицы собираются к отлету на юг, насекомые и прочие беспозвоночные, ощущая приближение первых заморозков, готовятся к зимнему анабиозу, а жизнь многих и вовсе затухает. Летняя пора на исходе (рис. 156-160).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

75 лет Приволжскому УГМС. Самара, 2006. 22 с.

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. 408 с.

Александров Е. 2000. Ураган порадовал бездомных собак. – «Комсомольская правда», 21 июня 2000 года.

Архангельская Г.П. 1985. Влияние засухи и супероптимальных температур на проницаемость корней ильмовых для воды. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 38-46.

Арянина О. 1999. Ураган прошёл, как дикий зверь. – «Волжская коммуна», 26 июня 1999 года.

Белоносов И., Лавров И. 1999. Природа сошла с ума? Очередной ураган унёс ещё одну человеческую жизнь. – «Пульс Поволжья», 8 июля 1999 года.

Белугина Л. 1999. Лучшее убежище от шквала – подъезд. – «Комсомольская правда», 9 июля 1999 года.

Борунов В. 1993. Смерч над Приволжьем. – «Аргументы и факты», № 27 – 1993, июль.

Вдовин Н.В. 1983. Ветровой режим и турбулентный обмен приземного слоя воздуха на межполосных полях разной ширины в системе лесных полос. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 101-106.

Власова Н. 1999. «Это – конец света». – Газета «Будни», 7 июля 1999 года.

Двоицкий А. 1999. Шквал № 2. Будет ли третий? – «Самарские известия», 7 июля 1999 года.

Ефимов А.И. 2006. Приволжскому УГМС – 75 лет. – В сб. «Метеоспектр. Вопросы специализированного гидрометеорологического обеспечения», № 3. М., изд-во Росгидромета.

Ерофеев В.В. 1986. Времен связующая нить. – В сб. «Орленок», Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, стр. 129-148.

Ерофеев В.В. 1986. Не бойтесь плохой погоды. – «Волжский комсомолец», 1 июля 1986 года.

[Ерофеев В.В.] Викторов В. 1987. Самый грибной месяц. – «Волжская заря», 22 августа 1987 года.

Ерофеев В.В. 1989. У природы нет плохой погоды. 3аписки натуралиста. – В сб. «Орленок». Литературно-художественный сборник для детей среднего и старшего школьного возраста. Сост. Никульшин И.Е., Богомолов Н.В. Куйб. кн. изд-во, стр. 187-209.

Ерофеев В.В. 1992. Ощути мир всей душой. – «Волжская заря», 17 июня 1992 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1992. Кончается лето. – «Волжская заря», 25 августа 1992 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1998. Такой жары не было уже полвека. – Газета «Числа», 17 июня 1998 года.

[Ерофеев В.В.] Засуха изжарила посевы на корню. – «Ведомости Самарской губернии», 27 июня 1998 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 1999. Смерч натворил немало бед. Но это не рекорд. – Газета «Числа», 3 июля 1999 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Июнь: солнце на зиму, лето на жару. – Газета «Числа», 17 июня 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Ветров В. 2000. Шквал чуть не разнёс Самару по кирпичику. – «Ведомости Самарской губернии», 23 июня 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Июль бывает или жарким, или очень жарким! – Газета «Числа», 30 июня 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. В конце июля пташки задумываются. – Газета «Числа», 14 июля 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Август – пора предосенняя. – Газета «Числа», 2 августа 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2000. Я так хочу, чтобы лето не кончалось… - Газета «Числа», 16 августа 2000 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Небеса уже выполнили план по дождям. – Газета «Числа», 20 июня 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Июль в Самаре будет жарким. – Газета «Числа», 29 июня 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Июль: не успело лето начаться, а уже осень не за горами. – Газета «Числа», 18 июля 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Зеленин В. 2001. Некоторые любят похолоднее… Газета «Будни», 27 июля 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Август в звёздные метели гонит нас из дома. – Газета «Числа», 1 августа 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Лето вроде бы вернулось в Самару, но дни его сочтены. – Газета «Числа», 17 августа 2001 года.

[Ерофеев В.В.] Игнатов В. 2001. Август уже за плечами, как опустевший рюкзак… - Газета «Числа», 31 августа 2001 года.

Ерофеева Е.А. 1996. Трусы и рубашка лежат на песке… - «Самарские известия», 16 июля 1996 года.

Желтиков Ю.Т. 1967. Очерк о Приволжском УГМС. Куйбышев, изд-во Приволжского УГМС, 90 с.

Желтиков Ю.Т. 1994. Приволжское территориальное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Самара, изд-во Приволжского УГМС. 286 с., 56 с. илл.

Желтиков Ю.Т. 2001. Приволжскому межрегиональному территориальному управлению по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – 70 лет. – В журн. «Метеорология и гидрология», № 4, издательский центр «Метеорология и гидрология», Москва.

Желтиков Ю.Т. 1999. Приметы о погоде. Самара, изд-во Приволжского УГМС, 48 с.

Капралова О. 2000. Во время урагана крановщик поседел от страха. – «Ведомости Самарской губернии», 30 июня 2000 года.

Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.

Килина О. 1999. Жертвы урагана. – «Ведомости Самарской губернии», 2 июля 1999 года.

Китаев Г. 1999. Стихи жаждет новых жертв? – «Волжская коммуна», 7 июля 1999 года.

Китаев Г. 1999. Бог послал нам второе испытание. – «Волжская коммуна», 6 июля 1999 года.

Климат Куйбышева. Под ред. Ц.А. Швер. Л., Гидрометеоиздат, 1983, 224 с.

Комин В. 1999. Последствий урагана могло бы быть меньше. – Газета «Числа», 10 июля 1999 года.

Круговой И. 2000. Какой большой ветер напал на наш город! – Газета «Числа», 21 июня 2000 года.

Лавров И. 1999. Наш торнадо не ровня американскому. – «Пульс Поволжья», 6 мая 1999 года.

Лавров И. 1999. Шквал. Впервые в Самарской области ураган унёс с собой человеческую жизнь. – «Пульс Поволжья», 1 июля 1999 года.

Лавров И. 2000. Шквал уронил башенный кран. – «Пульс Поволжья», 29 июня 2000 года.

Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.

Меркулов А. 1999. 12-летнюю Наташу в Самаре убил ураган. – «Комсомольская правда», 7 июля 1999 года.

Миклашевский В.М. 1992. Физико-географическое описание Куйбышевского заповедника (климатический обзор). – В сб. «Бюллетень «Самарская Лука» № 1/91. Самара», стр. 208-222.

Москвин Т.Г. 1945. История Куйбышевской геофизической обсерватории. Рукопись, архив Приволжского УГМС. 72 с., 3 с. прил.

Н.В. 1999. Ах, гроза, что ты, подлая, сделала… - «Волжская коммуна», 14 июля 1999 года.

Нигматуллин И.С. 1977. Прирост древесных пород в зависимости от метеорологических и гидрологических условий. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межвузовский сборник. Выпуск 2. Куйбышевский госуниверситет. (Ред. коллегия: Н.И. Ларина, Н.М. Матвеев, Д.П. Мозговой, В.И. Рощупкин, В.Г. Терентьев). Куйбышев. Изд-во «Волжская коммуна», стр. 50-55.

Нигматуллин И.С. 1983. Влияние погодных условий на рост и развитие ясеня пушистого в лесных полосах Тимашевской системы. – В сб. «Вопросы лесной биогеоценологии, экологии и охраны природы в степной зоне». Межведомственный сборник. Под ред. Н.М. Матвеева. Куйбышев, изд-во КГУ, стр. 68-73.

Николаев Л. 1994. Ураган над сёлами. – «Аргументы и факты», № 25 – 1994, июнь.

Николаев Л. 1999. Не Елховка, а Венеция. – «Волжская коммуна», 14 июля 1999 года.

Окружнов А. 1987. Ураган в степи. – «Волжская коммуна», 26 июля 1987 года.

Охлябинин С.Д. 1920. Предварительный обзор осадков и температурных условий Самарской губернии, Самара.

Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям Российской империи, ч.1. СПб.

Памятная книжка Самарской губернии за 1864 год, Самара, 1864.

Природа Куйбышевской области. Облгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Различные бедствия. – Журн. «Отечественные записки». № 2, отд.3, 1853 год, стр.23.

Рябинина Т. 1987. «Сияет солнце, воды блещут…» - «Волжская заря», 4 июля 1987 года.

Сафонова С. 1998. Пляж на грани открытия. – «Губернский вестник», 19 июня 1998 года.

Светская А. 1998. Впрок сухари сушить не будем. – «Комсомольская правда», 14 августа 1998 года.

Селезнев В.А. 1994. Изменчивость ветра над акваторией водохранилища (В гл. «Современное состояние качества воды Куйбышевского водохранилища» - авт.). – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 63-64.

Сергеева Н. 1999. На женщину сдуло кирпич, а на мужчину рухнуло дерево. – «Аргументы и факты», № 26 – 1996 года, июнь.

Соколов А. 2000. Шквал. – «Волжская коммуна», 21 июня 2000 года.

Стрижев А. 1968. Народный календарь. – Журн. «Наука и жизнь», №№ 2,3,6,8,10.

Стрижев А. 1973. Календарь русской природы. М., Московский рабочий.

Стрижова И.М.1996. Организация фенологической сети наблюдений в крае в 1927-1937 г.г. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск VIII, посвященный 110-летию музея. Самара, Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина, стр. 85-88.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1931 год. Архив Приволжского УГМС.

Таблицы метеорологических наблюдений метеостанций Приволжского УГМС за 1942 год. Архив Приволжского УГМС.

Танькова Я. 1999. Самару едва не сдуло. – «Комсомольская правда», 26 июня 1999 года.

Т.Ф. 1999. Пронесся шторм. Есть жертвы. – «Самарская газета», 26 июня 1999 года.

Укке Ю.Б. 1870. Метеорология города Самара. Самара.

Ушакова Н. Шаровая молния держала в страхе Кинель-Черкассы. – «Комсомольская правда», 19 июня 2001 года.

Чирков Л. 1987. «Грибной поры услада…» - «Волжская коммуна», 12 июля 1987 года.

Чирков Л. 1987. Уже не лето, ещё не осень. – «Волжская коммуна», 2 августа 1987 года.

Чирков Л. 1987. Прощай, лето!.. – «Волжская коммуна», 30 августа 1987 года.

Шапеева Е.В. 1994. Климатические условия (Радиационный режим. Особенности атмосферной циркуляции. Ветер. Температура воздуха. Влажность воздуха. Атмосферные осадки. Снежный покров. Климатическое районирование. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз. Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН», стр. 98-108.

Шапеева Е.В. 1994. Оценка климатических факторов самоочищения атмосферы. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 109-116.

Шерстюков Б.Г., Разуваев В.Н., Ефимов А.И., Булыгина О.Н., Коршунова Н.Н., Апасова Е.Г., Анурова Л.Г., Шуруева Л.В. 2006. Климат Самарской области и его характеристики для климатозависимых отраслей экономики. Самара, изд-во ООО «Артель», 168 с.

Юдин В.Н. 1992. Дни величальные. Саратов, Приволжское книжное изд-во. 320 с.

Ukke J.B. 1863. Das Klima und die Krankheiten der Stadt Samara. Berlin.


Просмотров: 14811



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности