Природа и Родина
(Из истории государственных природоохранных организаций России)
«Не будем, однако, слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит».
Ф. Энгельс, «Диалектика природы».
«Охрану природы я считаю делом святым. Это сохранение родины. Оно прямо пропорционально патриотизму…»
Л. Леонов.
«Есть такое твердое правило, - сказал мне позднее Маленький принц. - Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц».
Если вы действительно неравнодушны к родной природе, то вы сейчас вспомните о той самой маленькой речке, на берегу которой стояла бабушкина деревенька из вашего детства, о тех золотистых карасях, которых вы ещё мальчишкой на вечерней зорьке ловили в здешнём тихом озерке. Вспомните вы и о тех незабываемых первозданных уголках из мира вашего отрочества, спрятанных в самой глубине леса или в глухом степном овражке, где вам впервые открылись разные тайны, такие важные для каждого из нас в пору взрослении. И ещё вспомните о том, как в пору юности вы со своим будущим спутником жизни гуляли по тому таинственному лесу, как ставили палатку на берегу затерянной протоки, и как сидели в сумерках около уютного костра (рис. 1-6).
Скорее всего, именно с тех мест когда-то и начиналась та основа вашей жизни, которая есть у каждого человека, и которая зовется Родина. Все мы знаем, что под этим словом обычно подразумевают два значения. Во-первых, у каждого есть его малая родина – тот край, где человек родился и вырос. Во-вторых, мы ещё знаем Родину с большой буквы – это наша огромная Россия, общая для нас с вами страна, одна шестая часть суши. И вряд ли кто лучше и образнее смог сказать о единстве этих двух определений родины, чем поэт Константин Симонов:
«Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
То, что у вас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Которую изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал:
Клочок земли, припавший к трем берёзам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком…»
А теперь подумайте ещё о двух словах русского языка: «природа» и «родина». Вот они встали рядом - и мы сразу же увидели, что в обоих словах присутствует общий корень «род», и потому, по единодушному заключению лингвистов, они имеют общее происхождение. Конечно же, это не случайно. Автор глубоко убежден, что ни в одном государстве не может быть истинного патриотического воспитания без воспитания преданности и любви к природе своего родного края, где живет сам человек, и где живут его дети. Но, к сожалению, в нашей жизни мы слишком часто, просто непозволительно часто забываем об этой глубинной взаимосвязи Родины и Природы. Результаты этого невнимания к окружающему нас миру, а то и равнодушия, чаще всего пришедшего из нашего детства природы, мы видим на каждом шагу (рис. 7-13).
Нет, разрушение окружающей среды началось вовсе не в ХХ веке, и не сто, и даже не пятьдесят лет назад. Ещё на заре своей истории, когда в человеческом обществе не было в помине ни государств, ни классов, но уже были земледельцы и скотоводы, человек своим каменным топором и стадом скота ухитрился серьезно изменить лицо доисторической Европы.
Ещё в «Книге мертвых» древних египтян описаны действовавшие тогда запреты на добычу определенных видов животных в таких-то местах и в такие-то сроки. Ещё в известном кодексе царя Хаммурапи (II тысячелетие до нашей эры) мы сможем найти детально разработанный раздел об охране лесов. Ещё в Киевской Руси Ярослав Мудрый в своём своде законов «Русская правда» (XI век) ввёл первые ограничения на промысел диких зверей и птиц (рис. 14-16).
Но почему же тогда о проблеме сохранности окружающей среды человечество по-настоящему громко заговорило лишь относительно недавно? Скажем даже больше: до начала 60-х годов ХХ века практически ни в одном из прогнозов на будущее, делавшимися ведущими мировыми специалистами, экологическая проблема вообще никогда не вносилась в число наиболее важных вопросов развития человеческой цивилизации. Однако уже вскоре после этого задача сохранения и рационального использования окружающей среды оказалась на втором месте среди самых актуальных мировых проблем – сразу после задач всеобщего ядерного разоружения. Это и неудивительно: именно к тому моменту человечество наконец-то осознало, что и от того, и от другого условия напрямую зависит само существование всей жизни на планете Земля.
Как известно, в середине ХХ века мы воочию увидели результаты многих достижений науки и техники, которые в течение всего лишь нескольких десятилетий коренным образом перевернули жизнь всей человеческой цивилизации. Во-первых, как раз в это время люди узнали страшную силу ядерного, а затем - и термоядерного оружия. Тем самым у человечества впервые в его истории появилась техническая возможность полностью уничтожить самое себя, а вместе с собой - и целиком всю планету. Во-вторых, в конце 50-х годов благодаря реактивной технике деятельность человека распространилась за пределы Земли, а кругосветное путешествие стало возможным совершить всего лишь за час с небольшим. В-третьих, появление глобальных средств связи, и в первую очередь спутникового телефона и Интернета, и вовсе до предела сократило земные расстояния, сделав общение жителя Америки и России таким же простым делом, как разговор двух людей в одной комнате. Одним словом, к середине ХХ века деятельность человеческой цивилизации достигла принципиально нового - глобального уровня, когда буквально на протяжении жизни лишь одного поколения наша родная планета словно бы сжалась до размера небольшого хрупкого шарика (рис. 17-19).
Но, пожалуй, самый главный переворот тогда произошел в сердцах и душах людей. В это время все больше и больше жителей голубой планеты начало понимать, что Земля у нас - одна-единственная на всех, со своей неповторимой природой, и другой подобной планеты у людей уже никогда не будет. Ведь, по современным данным, нигде в Солнечной системе, кроме как на Земле, жизни больше пока не обнаружено, а от ближайших планетных групп нас отделяют невообразимые по нашим земным меркам расстояния. Мы всем человечеством словно летим в пустоте на огромной космической станции, ресурсы которой хотя и в какой-то мере возобновляемы, но все же сильно ограничены.
Многие наверняка помнят, что в 70-х годах ХХ века советскими кинёматографистами был снят великолепный фантастический фильм «Через тернии – к звездам». В нём рассказывается, как в отдаленном будущем земляне пришли на выручку жителям некоей планеты Десса, расположенной где-то в космической бездне, и спасли ее от глобального экологического кризиса. Но, по мнению большинства ученых, столь свободно преодолевать громадные расстояния за сравнительно небольшое время мы сможем только через сотни лет. Пока же пропасть космического пространства для людей, увы, непреодолима. Сейчас нет никаких подлинно научных данных также и в пользу существования вокруг нас на расстоянии миллиардов световых лет какой-либо другой цивилизации (рис. 20-22).
А чтобы наглядно понять, насколько мы затеряны в бесконечности Вселенной, и как трудно кому-либо будет прийти на помощь нашей планете, проведем такой мысленный эксперимент. Уменьшим все космические расстояния до наших земных, более привычных мерок – допустим, в 100 миллиардов раз (то есть в 1011 раз). Тогда все пространство, лежащее между Землей и Солнцем, можно будет показать на обычной школьной доске – от нашей планеты до центрального светила окажется всего лишь полтора метра по прямой линии. Солнце в этом масштабе предстанет перед нами полуторасантиметровым шариком, а Землю вообще будет трудновато разглядеть невооруженным глазом – ее диаметр составит всего лишь около одной десятой доли миллиметра.
Вопрос таков: где при таком уменьшении окажется ближайшая к нам звезда – Проксима, или альфа Центавра? Автор многим задавал этот вопрос. Мнения пришлось выслушать разные – кто-то говорил о соседней улице, другие относили звезду на окраину Самары и даже за Волгу, в соседние села. Между тем прикинуть получившееся расстояние лучше всего с помощью математических расчетов.
Установлено, что от Солнца до Проксимы 4,5 световых года. Луч света, как известно, проходит за год девять с половиной триллионов километров (9,5·1012 километров), за четыре с половиной года, следовательно, более 50 триллионов километров (5·1013 километров). При уменьшении в 100 миллиардов раз (1011 раз) это расстояние составит 500 километров.
А на удалении в пятьсот километров от Самары лежат такие города, как, например, Нижний Новгород, Тамбов, Ижевск. Несколько меньшее расстояние от нас отделяет Казань, Саратов, Оренбург и Уфу. Представьте теперь себе масштабы Вселенной: звезды – это всего лишь шарики диаметром в несколько сантиметров каждый, двигающиеся в пространстве буквально с улиточной скоростью: в нашем масштабе за сутки они «проползают» лишь доли нанометра. Да, при таких расстояниях и с такими скоростями прийти нам на помощь в случае глобальной катастрофы явно никто не успеет (рис. 23-29).
Сможет ли когда-нибудь человек преодолеть эти невообразимые расстояния и узнать, есть ли во Вселенной другие миры, хотя бы отдаленно напоминающие нашу прекрасную, неповторимую голубую Землю – на этот вопрос наука пока не имеет ответа. И сможем ли мы, семь с лишним миллиардов «царей природы», со всей армадой современной техники не погубить свою планету, не превратить в кинематографическую Дессу, а, наоборот, сохранить ее, как единственное свое подлинное сокровище, может быть, уникальное явление во Вселенной? Ведь для уничтожения Земли, к сожалению, мы уже сделали нёмало.
Именно в середине ХХ века на планете уже были накоплены чудовищные по размерам арсеналы ядерного, химического, бактериологического и другого оружия массового уничтожения, с помощью которого Землю можно десятки раз взорвать, отравить, заморозить и сжечь одновременно. Кроме того, к концу 50-х годов хозяйственная деятельность человека достигла такого уровня, что на поверхности нашей планеты больше не осталось уголков, где в той или иной степени не обнаружились бы следы ее пагубного воздействия. Примеры тому общеизвестны: это сельскохозяйственные ядохимикаты в печени пингвинов Антарктиды, где пестициды никогда не применялись, это консервные банки и пивные бутылки на дне глубочайшей в мире Марианской впадины, это пропитанный солями тяжёлых металлов лёд с вершин Гималаев, и многое другое. Что же тогда можно говорить о состоянии окружающей среды в куда более обжитых местах планеты, в том числе и на территории Самарской области, где живем мы с вами (рис. 30-32).
Перефразируя слова классика, скажем, что в начале третьего тысячелетия природа уже устала ждать милости от человека. И если ты неравнодушен к ее судьбе, а, значит, и к судьбе своих потомков, помоги ей. Начни с небольшого, но очень важного шага: наведи порядок сначала у себя дома, на своей малой родине. Ведь именно с нее, как уже было сказано, для каждого из нас и начинается Родина большая.
***
В эпоху технического прогресса судьба каждого уголка природы - леса, луга, речки, любого растения и животного, становится все более и более зависимой от деятельности человеческой цивилизации. Основные принципы взаимоотношений человека и природы были выработаны осенью 1978 года в Ашхабаде, где состоялась XIV Генеральная ассамблея Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Она приняла два важных документа: Хартию охраны природы и Всемирную стратегию охраны природы. В преамбуле Хартии есть замечательные слова – плод всестороннего обсуждения натуралистами из пятидесяти стран мира: «Природа содержит в себе как духовные, так и материальные ценности, вызывая в человеке уважение к жизни. Всякая форма жизни уникальна и достойна уважения вне зависимости от ее ценности для человека. Признавая право других существ на жизнь, человек добивается уважения к самому себе как к существу нравственному». Это поистине справедливо: лишь давая право на жизнь всем существам Земли, человек будет иметь право называться Человеком (рис. 33).
В настоящее время для защиты окружающей среды в каждой стране разрабатывается природоохранное законодательство, в котором присутствует раздел международного права и правовой охраны природы внутри государства, содержащий юридические основы сохранения природных ресурсов и среды существования жизни. Организация Объединенных Наций (ООН) в декларации Всемирной конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро, юридически закрепила два основных принципа правового подхода к охране природы. Во-первых, декларация предписывает всем государствам мира ввести эффективное законодательство в области охраны окружающей среды. Нормы, связанные с охраной окружающей среды, выдвигаемые задачи и приоритеты должны отражать реальную ситуацию в областях охраны окружающей среды и ее развития, в которой они будут реализовываться. Во-вторых, каждое государство должно разработать национальное законодательство, касающееся ответственности за загрязнение окружающей среды и нанесение другого экологического ущерба и компенсации тем, кто пострадал от этого. Из этих общих принципов правового подхода к охране природы следует, что все государства должны иметь жесткое и одновременно разумное природоохранное законодательство, однако до сих пор у многих членов ООН такого законодательства нет.
Согласно общепринятому в мире положению, решение экологических задач на современном этапе должно реализовываться как в деятельности специальных государственных органов, так и всего общества в целом. Целью такой деятельности является рациональное использование природных ресурсов, устранение загрязнения среды, экологическое обучение и воспитание всей общественности страны. Правовая охрана окружающей природной среды заключается в создании, обосновании и применении нормативных актов, которыми определяются как объекты охраны, так и меры по ее обеспечению. Эти меры образуют экологическое право, регулирующее отношения между природой и обществом. В целом же правовая охрана природы представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей человека жизненной среды в интересах настоящего и будущих поколений. Это система государственных мероприятий, закрепленных в праве и направленных на сохранение, восстановление и улучшение благоприятных условий, необходимых для жизни людей и развития материального производства.
***
Необходимость бережного отношения к природе и ее защиты со стороны человеческого общества понимали ещё философы древности. Например, древнегреческий философ-материалист Эпикур ещё в IV века до нашей эры пришел к выводу: «Не следует насиловать природу, следует повиноваться ей…». Все согласятся, что эта мысль не утратила актуальности и в настоящее время.
Уже говорилось, что самый первый из известных нам законов, касающихся охраны окружающей среды, был издан в Древнем Вавилоне царем Хаммурапи (1792-1750 годы до нашей эры). Данное положение из его знаменитого кодекса касалось рационального использования лесов Вавилонии, которые по царскому повелению были разбиты на отдельные участки, и за каждым из них закрепили лесничего, получавшего из казны плату за надлежащее выполнение своих обязанностей. В Индии примерно в 240 году до нашей эры император Ашоки издал эдикт, по которому во время охоты запрещалось убивать зверей, не достигших шестимесячного возраста, а также беременных самок. Кроме того, к этому документу был приложен список охраняемых животных (зверей, птиц и рыб), охота на которых полностью запрещалась до особого указа императора.
Из более поздних экологических законов ныне известны многочисленные указы короля франков Карла Великого (742-814 годы) о сбережении лесов. При английском короле Вильгельме I Завоевателе (XI век) полагалась смертная казнь за незаконный убой оленя, дикого кабана и даже зайца. Грамота мазовецкого князя Юрия-Болеслава Тройденовича (конец XIII века) и указ польского короля Владислава II Ягеллона (XIV век) были направлены на охрану лесов в их владениях, а также запрещали без специального разрешения охотиться на тура, зубра и тарпана. Конечно же, все эти средневековые законы в первую очередь защищали собственность крупных феодалов, однако объективно они в значительной степени сдерживали разрушение окружающей среды. Что же касается охраны атмосферного воздуха, то первым документом на этот счет считается эдикт английского короля Эдуарда I (XIII век), согласно которому по причине сильного задымления Лондона его жителям запрещалось использовать каменный уголь для отопления своих жилищ (рис. 34-38).
Первая государственная природоохранная служба, уже достаточно похожая на современную, была создана во Франции ещё в XIV веке. В это время там действовало специальное управление «Воды и леса» («Eauxetforets»), которое должно было заботиться о водах и реках государства, а также о сохранении их флоры и фауны. Столетием позже великий князь литовский Сигизмунд II опубликовал в «Уставе на волоки» (1557 год) первое известное нам запрещёние ловить рыбу в нерестовый период, и для контроля над этим законом на местах ввел специальные посты из служилых людей. Примерно в то же самое время датский король Христиан III издал указ о запрете уничтожения растительности на прибрежных дюнах во избежание наступления моря на берега полуострова. Исполнение королевского декрета было поручено военным и полицейским подразделениям прибрежных районов (рис. 39, 40).
Впоследствии законодательные акты природоохранного характера стали издаваться в большинстве государств Европы, в первую очередь во Франции, Англии, Нидерландах, Пруссии и других германских княжествах. В конце XIX – начале ХХ веков были предприняты первые попытки международной координации юридических документов, касающихся охраны природы и её отдельных сфер – воздуха, вод, лесов, флоры, фауны и так далее. Первое Международное совещание по вопросам охраны природы было проведено в Берне (Швейцария) в 1913 году. В его работе принимали участие представители многих государств, в том числе и России. Однако это фактически оказалась лишь ознакомительная «встреча по интересам», потому что никаких решений хотя бы рекомендательного характера здесь выработано не было.
***
Как уже говорилось, в Киевской Руси первые ограничения на промысел диких зверей и птиц были установлены при Ярославе Мудром («Русская правда», XI век). На практике это тоже была защита феодальных владений от простолюдинов-браконьеров. Точно также во Владимиро-Волынском княжестве в XIII веке запрещалась охота на животных на определенных территориях, в том числе и в знаменитой Беловежской пуще. Первые общерусские государственные законы, касающиеся природопользования, были внесены в «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича в 1649 году. Здесь регламентировались нормы использования лесов, земель и животного мира. Уточняющий указ, касающийся правил и сроков охоты и рыболовства, Алексей Михайлович подписал в 1667 году. Тогда же царь ради сохранения мест гнездования кречетов приказал заповедать небольшой архипелаг у Мурманского побережья под названием «Семиостровье» (рис. 41, 42).
Но больше всего для сохранения природных богатств России в то время было сделано при Петре I. В отличие от многих ранее принятых природоохранных законов в юридических актах, подписанных Петром Алексеевичем, явно была выражена общегосударственная заинтересованность о сохранении всех основных видов природных богатств страны. Так, в ряде указов императора предписывалось предотвращать эрозию почв и распространение оврагов в сельхозугодиях, проводить укрепление берегов рек, охранять их от загрязнения, а в других положениях устанавливались определенные правила и запреты при ведении охоты и рыболовства, а также регулирование сбора жемчужниц в некоторых северных реках. Наибольшее внимание в своей, как бы сейчас сказали, экологической законотворческой деятельности Петр I уделял охране и правильному использованию российских лесов, в особенности для нужд кораблестроения. Известен его указ, согласно которому незаконная вырубка деревьев в 50-верстовой зоне от берега судоходной или рыбопромысловой реки каралась очень жестко – вплоть до смертной казни (рис. 43).
При последующих российских правителях внимание к охране природных ресурсов было несколько ослаблено. Так, Екатерина II, вопреки петровским запретам, разрешила помещикам пользоваться лесами в принадлежащих им угодьях по собственному усмотрению, то есть при желании и вырубать. Неудивительно, что во второй половине XVIII века лесистость Европейской части России заметно сократилась – по разным сведениям, от 20 до 25 процентов. Правда, Павел I вскоре после своего восшествия на российский престол в 1796 году снова ввел значительные ограничения на рубки леса. Но зато Екатериной II был принят прогрессивный для того времени Закон об охоте, одно из положений которого запрещало добычу зверей и птиц в весеннее и раннее летнее время – с 1 марта по 29 июня. Эта норма продержалась в нашей стране около 150 лет, вплоть до Октябрьского переворота 1917 года (рис. 44, 45).
Достаточно серьезное место природоохранной тематике было уделено в «Уложении о наказаниях уголовных и исправительных Российской империи» (аналог современного Уголовного кодекса РФ), которое впервые было принято после судебной реформы Александра II 1864 года и в дальнейшем вплоть до 1917 года неоднократно изменялось и дополнялось (рис. 46).
Тем не менее в течение 50 с лишним лет в «Уложении…» практически в первозданном виде сохранялась глава 8 раздела VII, которая называлась «О нарушении постановлений о лесах» и включала в себя статьи с 822 по 830. За незаконную вырубку деревьев здесь предусматривалось наказание от крупного штрафа до тюремного заключения, на срок от трех до восьми месяцев, в зависимости от тяжести содеянного. Эти же статьи карали нарушителей закона «за укрывательство или покупку заведомо похищенного или самовольно срубленного леса» (штраф либо тюремное заключение до трех месяцев), «за угрозы лесным чинам или страже, сопровождаемые поднятием на угрожаемого оружия, топора или иного орудия» (заключение в тюрьму до восьми месяцев), за «вооруженное сопротивление лесным чинам или страже» (тюремное заключение до восьми месяцев с последующей ссылкой в Сибирь), и так далее (рис. 47).
В разделе VIII, главе 1 «Уложения…» целых три статьи (с 863 по 865) были посвящены ответственности за «нарушение правил для охранения чистоты воздуха и безвредности воды, а также безвредности съестных припасов». В частности, в статье 863 было записано следующее: «Если кто построит признанные по законам вредными для чистоты воздуха или воды фабрику, мануфактуру или завод в городе, или хотя и вне города, но выше оного по течению реки или протока, то сии заведения уничтожаются за счет виновного, и он подвергается аресту на время от семи дней до трех месяцев, или денежному взысканию до трехсот рублей». А статья 864 гласила: «За бросание (по-современному – за сброс) в воду вещёств ядовитых или сильнодействующих, могущих лишить кого-то жизни, виновный подвергается наказанию как за покушение на умышленное убийство». Комментарии, как говорится, излишни. Впрочем, как известно, в России строгость законов всегда компенсировалась необязательностью их исполнения: и в то время было известно нёмало случаев, когда заводчики при угрозе закрытия из предприятия, построенного не по закону, откупались от чиновников солидными взятками (рис. 48).
На рубеже XIX и ХХ веков в России начало формироваться общественное движение за охрану природы, которое вскоре стало заметно влиять на государственную политику в этой сфере. В частности, в 70-х – 90-х годах XIX столетия ряд губернских обществ любителей естествознания ставили вопрос перед правительством о создании минералогических заповедников на Урале и Прибалтике. В те же годы в русской печати и на общественных обсуждениях не раз поднимались вопросы об охране водоемов, лесов, флоры и фауны. В эти же годы знаменитый почвовед В.В. Докучаев не раз ставил перед правительством вопрос об охране эталонных участков природы в статусе заповедников, однако решение это вопроса затянулось на десятилетия (рис. 49).
В 1909 году на XII съезде русских испытателей и врачей академик И.П. Бородин впервые поднял вопрос о создании целой системы российских национальных заповедников. Здесь же он произнес свои знаменитые слова о памятниках природы, которые впоследствии вошли во все учебники по экологии и заповедному делу: «Это такие же уники, как картины, например, Рафаэля, - уничтожить их легко, но воссоздать нет возможности» (рис. 50).
В 1910 году Горным комитетом была создана специальная комиссия по изучению вопроса о сохранении мест находок остатков ископаемых животных. В 1914 году профессором Д.Н. Анучиным была издана книга «Охрана памятников природы». Неудивительно, что под влиянием научной общественности страны в 1916 году через Государственную Думу был проведен первый в российской истории Закон о государственных заповедниках. В дальнейшем парламентарии и ученые предполагали совместными усилиями усовершенствовать этот закон и подготовить его к применению на практике, однако уже вскоре в России грянули две революции 1917 года – Февральская и Октябрьская (рис. 51).
***
Историю развития экологического законодательства Советской России определили особые обстоятельства. Возникнув ещё в 1917— 1918 годах, оно длительное время развивалось в тесной связи с общим законодательством РСФСР и СССР, и потому было лишено самостоятельности и оригинальности. Ныне специалистами выделяется шесть основных этапов развития экологического законодательства в СССР.
* 1918—1922 годы — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов;
* 1922—1957 годы — активное развитие союзного законодательства природоресурсного направления при доминировании хозяйственной деятельности над охраной природы;
* 1953—1963 годы — принятие во всех республиках бывшего СССР природоохранных законов (в их числе был и «Закон РСФСР об охране природы», принятый в 1960 году);
* 1968—1980 годы — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства Союза ССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках;
* 1985—1990 годы — попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках;
* с 1991 года и до настоящего времени — пересмотр всего законодательства бывшей РСФСР, в том числе экологического, в связи с распадом Союза ССР и суверенизации России. В 90-е годы наиболее важными юридическими актами в этой сфере были Закон об охране окружающей природной среды (1991 год), Земельный кодекс (1991 год), Закон РФ «О недрах» (1992 год), Основы лесного законодательства (1993 год), Основы законодательства РФ об охране здоровья (1993 год), и некоторые другие. Многие из принятых в то время правовых экологических норм РФ действуют и по сей день. Тем не менее уже в ближайшее время в сфере природопользования нашей страны ожидаются существенные изменения, поскольку Государственная Дума РФ ныне ведет работу по совершенствованию экологического законодательства.
Самый первый юридический акт Советской России в сфере природопользования вступил в силу сразу же после Октябрьского переворота 1917 года – имеется в виду знаменитый «Декрет о земле». Другие советские законы, направленные на охрану животного мира страны, были приняты ещё в период гражданской войны. Так, 27 мая 1919 года В.И. Ленин подписал декрет «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие». В нём, в частности, содержались такие положения: повсеместный запрет охоты на лосей и коз (косуль), запрет на сбор птичьих яиц с любой целью, кроме научной, регламентация сроков охоты и тому подобное. Сюда же относятся и другие ленинские декреты - «О лесах» (1918 год) и «О недрах Земли» (1920 год) (рис. 52).
В период с 1919 по 1921 годы в РСФСР было создано несколько заповедников – Ильменский, Байкальский, Крымский, Кавказский, Красноярский (знаменитые «Столбы») и «Лес на Ворскле». Затем 16 сентября 1921 года был принят декрет «Об охране памятников природы, садов и парков». Ещё позже вступили в силу первые советские кодексы, касающиеся вопросов природопользования: земельный (1922 год) и лесной (1923 год).
В Уголовном кодексе РСФСР, принятом в 1926 году и действовавшем с изменениями и дополнениями до 1960 года, вопросам охраны природных ресурсов было посвящено несколько статей в главе 2 «Иные преступления против порядка управления». Самой строгой здесь была статья 85, которая карала за различные виды лесонарушений – вплоть до двух лет лишения свободы. Статья 86 предусматривала ответственность за незаконное рыболовство и добычу водных животных (лишение свободы до одного года), статья 86-1 – за незаконную охоту (лишение свободы или исправительные работы на срок до шести месяцев), а статья 87 – за нарушение правил разработки недр (до шести месяцев). С некоторой натяжкой сюда же можно отнести статью 87а, которая карала за нарушение законов о национализации земли и прочие незаконные операции с земельными ресурсами (до шести лет лишения свободы). Впрочем, сюда в основном относились преступления, которые не разрушали государственный земельный фонд, а лишь изменяли форму его собственности (рис. 53-55).
Что же касается нормативов о загрязнении окружающей среды (воды, воздуха, почв и так далее), то за это хозяйственного руководителя можно было уголовно наказать лишь по статье 108, где говорилось об ответственности за нарушение санитарных, производственных, пожарных или других установленных норм при проведении строительных работ. Какого-либо наказания за загрязнение природной среды непосредственно в ходе работы уже введенного в эксплуатацию промышленного или сельскохозяйственного предприятия Уголовным кодексом 1926 года не предусматривалось.
В 1925 году декретом ВЦИК Совнаркома РСФСР был организован Государственный комитет по охране природы, получивший достаточно обширные контролирующие функции. Однако уже в конце 20-х – начале 30-х годов в Советском Союзе возобладала экстенсивная концепция подхода к окружающей среде. В связи с этим Госкомитет по охране природы в 1930 году был преобразован в Межведомственный комитет содействия развитию и охране природных богатств РСФСР, который по своему положению стал лишь рекомендательным органом и почти полностью лишился контрольных полномочий. Но и в таком виде комитет мешал хозяйственной деятельности, в связи с чем в 1937 году он был ликвидирован. Взамен некоторые природоохранные функции были возложены на вновь созданный Комитет по заповедникам при Президиуме ВЦИК, который в 1939 году переименовали в Главное управление по заповедникам. В таком виде оно существовало до 1951 года, когда столь большое число заповедников в стране (тогда их было около 150) было признано чрезмерным, а направление их работы по сохранению эталонных участков территорий – ошибочным. Истинной целью деятельности заповедников в условиях социализма тогда же был провозглашен поиск новых путей преобразования природы, а не ее сохранения, в связи с чем в 1951 году в СССР их осталось менее 50, а остальные были ликвидированы, в том числе и Жигулевский. В том же году Главное управление по заповедникам прекратило свое существование.
Ученым того времени рекомендовалось философски и биологически обосновать право государства на беспредельное господство человека над природой и ее ресурсами. Именно в развитие этого тезиса в то время в нашей стране родился широко известный лозунг «народного академика» Т.Д. Лысенко и его подручного И.И. Презента, который приписывался И.В. Мичурину и как бы оправдывал насилие над окружающей средой: «Нам нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». Кроме того, для такого же оправдания приводилась цитата из работы Ф. Энгельса «Диалектика природы», где сказано: «…человек… заставляет ее [природу] служить своим целям, господствует над ней». Но на самом деле это высказывание классика все время искажалось, потому в следующих строках своего труда на тему власти человека над природой Энгельс записал следующее: «…все наше господство над ней состоит в том, что мы, в отличие от всех других существ, умеем познавать ее законы и правильно их применять» (рис. 56-60).
Несмотря на последующие развенчание учения Лысенко, в 50-е и последующие годы принцип «господства» над природой, приоритет «производственной необходимости» по-прежнёму продолжал доминировать над проблемами охраны окружающей среды. Отчасти это объяснялось требованиями выживания страны, необходимостью ее интенсивного развития, хотя такой подход не обеспечивал эффективной природоохранной деятельности и вел к деградации природы. При этом, говоря словами академика А.В. Яблокова, в то время «…любые, самые замечательные законодательные акты не могли быть реализованы без поддержки народа. А народ ещё недавно ориентировали на то, чтобы взять у природы все возможное, и побыстрее». Кстати, до сих пор такой подход довольно часто остается доминирующим (рис. 61).
В принятом в 1960 году Уголовном кодексе РСФСР, в отличие от предыдущего, природоохранным преступлениям было уделено довольно значительное место. Однако в этом УК все ещё не существовало какой-либо системы, объединяющей преступления экологического характеры, а соответствующие статьи оказались разбросанными по разным разделам кодекса. Так, в главу 6 «Хозяйственные преступления» были включены статьи от 163 до 169, предусматривающие наказание за незаконную добычу рыбы и прочих водных животных, за незаконную охоту и порубку леса, нарушение правил разработки недр и континентального шельфа, и некоторые другие. Наказание, предусмотренное за эти преступления, по тем временам было достаточно суровым: от крупного штрафа до лишения свободы, причем его максимальный срок за незаконную охоту мог быть до трех лет, а за незаконное рыболовство – до четырех лет (рис. 62-64).
Ещё две нормы природоохранного характера были включены в главу 10 УК РСФСР 1960 года, которая называлась «Преступления против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения». Это статья 223 «Загрязнение водоемов и воздуха» и статья 223-1 «Загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами». По обеим статьям в случае тяжких последствий (например, массовой гибели рыбы) судом могло быть наказание до пяти лет лишения свободы. Однако практика советского правосудия показала, что в целом процент уголовных дел по фактам природоохранных преступлений, дошедших до суда, в 60-е – 80-е годы был очень низким – менее 0,1 процента от общего числа судебных процессов, или в среднём 3-4 таких дела в год для каждого российского региона.
В целом в 70—80-е годы ХХ века управлением и охраной окружающей природной среды в СССР занималось сразу 18 различных министерств и ведомств. А такие природные объекты, как вода и воздух, находились в ведении нескольких ведомств одновременно, что на деле приводило к известной бесконтрольности, полностью оправдывая поговорку «У семи нянек дитя без глаза». При этом во многих случаях функции контроля над природной средой совмещались с функциями эксплуатации и использования природных объектов. Поэтому получалось, что министерство или ведомство от имени государства контролировало самого себя, но зато в стране отсутствовал общий координационный орган, который бы контролировал всю природоохранную деятельность целиком. Понятно, что такая система управления и контроля порождала преступное отношение к природе, и, прежде всего, со стороны самих министерств и ведомств, а также подчиненных им крупных предприятий, которые явились основными загрязнителями и разрушителями природной среды.
В результате перестройки организации охраны природы, начатой в 1988 году ещё в бывшем СССР и его республиках, во всех регионах страны были созданы Государственные комитеты охраны природы. Они должны были стать координаторами всей природоохранной деятельности, единым центром комплексного управления природопользованием взамен многочисленных ведомственных структур. Однако до конца решить эту задачу так и не удалось.
***
С начала 90-х годов кодификация экологического законодательства независимой России проходила на основе преемственности законотворчества, с учетом недостатков прежней системы правового регулирования: например, резко сократилось число порученческих норм, которыми были наполнены нормы Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, недрах, водах, лесах, законы о животном мире и атмосферном воздухе. В частности, значительно сократилась декларативная часть принимаемых законов, усилилась детализация законодательного материала.
С 1991 года российский Комитет по охране природы был упразднен, а вместо него было организовано Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В его состав вошли преобразованные в комитеты природоохранные службы Гидромета, лесного хозяйства, водных ресурсов, охраны и использования недр, рыболовства. На базе шести реорганизованных министерств и ведомств был создан природоресурсный блок, соединяющий в едином центре всю службу охраны окружающей природной среды. Однако и этот блок оказался неуправляемым, и годичная практика его функционирования показала, что он был не способен решать поставленные задачи.
В современную систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий: правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов; организация воспитания и обучения кадров, финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных действий; государственный и общественный контроль над выполнением требований охраны природы; юридическая ответственность правонарушителей. При этом в соответствии с российским экологическим законодательством объектом правовой охраны выступает природная среда — объективная, существующая вне человека и независимо от его сознания реальность, служащая местом обитания, условием и средством его существования.
Имеется большое количество законоположений, определяющих правовое регулирование природоохранных отношений. Совокупность природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта, предметов, принципов и целей правовой охраны, в России образует природоохранное (экологическое) законодательство. Источниками экологического права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Наконец, в числе источников экологического права большое место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние экологические отношения на основе примата международного права.
В целом современная система природоохранного законодательства в России имеет четыре уровня: законы, правительственные нормативные акты, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные решения органов местного самоуправления. Вершиной этой пирамиды является Конституция, в которой декларируются права человека на благоприятную окружающую среду, отражаются положения об охране природы и рациональном использовании природных ресурсов.
В ныне действующей Конституции РФ (принята 12 декабря 1993 года) отражены основные положения экологической стратегии государства и главные направления контроля состояния окружающей среды. Конституция РФ ввела в научный оборот определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности. В этом документе присутствуют две очень важные нормы, одна из которых (ст. 42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещёние ущерба, причиненного его здоровью или имуществу. Другое важнейшее положение (ст. 9, ч. 2) провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы. При этом первая из названных норм касается биологических начал человека, вторая — его материальных основ существования.
Конституция РФ также оформляет организационно-правовые взаимоотношения Федерации и субъектов Федерации. Согласно ст. 72 пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водным и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации. По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными на территории всей страны. Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов. Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положение Основного закона РФ конкретизируется в источниках экологического права.
Как уже говорилось, важнейшим правом каждого человека, закрепленным в Конституции РФ, является его право на благоприятную окружающую среду. В нынешнём российском законодательстве под качеством природной среды понимают такое состояние экологических систем, при котором постоянно обеспечиваются обменные процессы энергии и вещёств между природой и человеком на уровне, обеспечивающем воспроизводство жизни на Земле. Нынешним законодательством утверждены санитарно-экологические нормативы состояния окружающей среды, выраженные в цифрах предельно допустимых концентраций вредных вещёств (ПДК).
Исключительно важную роль в реализации основ природоохранного законодательства играют органы управления, контроля и надзора в области охраны окружающей природной среды России. Действующей структурой органов управления охраны окружающей природной среды предусматриваются две категории: органы общей и специальной компетенции.
К государственным органам общей компетенции относятся: Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума, правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы. Наряду с охраной окружающей природной среды эти органы ведают и другими вопросами, входящими в круг их компетенции. К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые выполняют природоохранные функции. При этом мониторинг химического и радиоактивного загрязнения окружающей природной среды осуществляют специальные службы Росгидромета Российской Федерации. Ряд контрольных функций в этой сфере также выполняют органы Госсанэпиднадзора, которые проверяют уровень звуковых, электромагнитных и радиационных излучений, а также ведут микробиологический контроль окружающей среды.
Ранее в соответствии с постановлением Правительства РФ № 279 от 5 апреля 1993 года природоохранные функции, а также функции рационального использования и охраны видов природных ресурсов, применяемых в экономике страны, отводились Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Однако, по общему признанию специалистов, последние функции были чисто символическими. Названное министерство не имело практических и юридических прав для их реализации. Все сводилось к таинственному слову «координация», правовое содержание которого в России не зафиксировано ни в одном документе. Не было их и в Положении о Минприроды России, и потому в его структуре соответственно не было и подразделений, осуществляющих данную функцию. Фактически же координация выполнялась Правительственной комиссией по охране окружающей среды и природопользованию.
С 1 января 1997 года в Российской Федерации вступил в силу новый Уголовный кодекс, который с дополнениями и изменениями действует и по сей день. В кодексе имеется глава 26 «Экологические преступления», которая включает в себя статьи с 246 по 262, касающиеся широкого спектра природоохранных правонарушений уголовного характера. Наказание здесь в основном предусмотрено за традиционные экологические преступления – в частности, за незаконные рыболовство и охоту, порубку лесов, загрязнение вод и воздуха, за порчу земли, и некоторые другие. Однако в ныне действующий УК впервые оказались введены наказания и за такие преступления, как «Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации» (ст. 259) и «Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов» (ст. 262). За совершение перечисленных выше преступлений УК РФ ныне предусматривает наказание от крупного штрафа до пятилетнего лишения свободы, а также запрет на занятие должностей в сфере государственного природопользования и экологического контроля.
В октябре 1996 года в России была утверждена новая структура органов управления и контроля над охраной окружающей природной среды на федеральном уровне. Природоохранные функции были распределены между Государственным комитетом РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) и Министерством природных ресурсов, созданными на основе упраздненного Минприроды. Все природоохранные функции перешли к Госкомэкологии. На Министерство природных ресурсов РФ тогда же было возложено осуществление функций рационального использования и охраны всех видов природных ресурсов, применяемых в экономике России. Однако по причине несовершенства нормативно-юридической базы работа Госкомэкологии РФ как контрольного органа по-прежнёму была крайне неэффективна. Это стало одной из причин того, что в мае 2000 года распоряжением Президента РФ В.В. Путина Государственный комитет РФ по охране окружающей среды был упразднен, и все его функции были переданы Минприроды РФ и его подразделениям на местах.
Лишь в 2004 году высшими органами власти РФ вновь была признана необходимость создания в стране специальной контролирующей экологической структуры. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 была создана Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и утверждено положение об этой организации. Ныне в его структуру, наряду с другими подразделениями, входят управление по надзору в сфере недропользования, управление особо охраняемых природных территорий, экологической экспертизы и разрешительной деятельности, управление морского, водного и лесного надзора и правовое управление. В дальнейшем приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 7 сентября 2004 года № 64 было создано Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области и утверждено положение о нём.
Конечно же, нынешнее экологическое законодательство России нуждается в значительном совершенствовании. В частности, в нашем государстве до сих пор нет закона о возмещёнии вреда, причиненного здоровью людей неблагоприятными воздействиями окружающей среды, связанными с хозяйственной или другой деятельностью, а также других необходимых актов. В связи с тем, что в ныне действующем УК РФ существует требование о необходимости доказывания материального ущерба в случае сброса вредных вещёств в окружающую среду, возникает нёмало трудностей в ходе расследования уголовных дел об экологических преступлениях. В связи с этим академик Н. Моисеев в обобщенной форме сложившуюся в стране ситуацию обрисовал так: «Дальнейшее развитие цивилизации возможно только в условиях согласования стратегии природы и стратегии человека» (рис. 65-67).
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Список литературы
10 лет Государственному комитету по охране окружающей среды Самарской области. Итоги научных исследований, природоохранные технологии. Экологическая безопасность и устойчивое развитие Самарской области. Вып.6. (Под ред. В.А. Павловского и Г.С. Розенберга). Самара. 1998. :1-257.
Арбатов А.А., Толкачев М.В. 1985. Что значит хозяйствовать экономно? М., Политиздат.
Виноградов А.В. 1999. История Всероссийского общества охраны природы. – В кн. «Природа и общество: в поисках гармонии». Самара, :3-23.
Виноградов А.В. 1999. История Самарской организации Всероссийского общества охраны природы. – В кн. «Природа и общество: в поисках гармонии». Самара, :23-32.
Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин В.М. 1975. Охрана природы. М., Просвещение.
Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ. Ч.1. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г. Действующая редакция от 22.10.2014 г.
Гражданский кодекс РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Ч.2. Принят ГД ФС РФ 22.12.1995 г. Действующая редакция от 31.12.2014 г.
Ерофеев В.В. 1989. Цена чистого неба. – В сб. «Зеленый шум». Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :34-51.
Ерофеев В.В. 1991. Экологическое невежество. – В сб. «Зеленый шум». Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :32-35.
Ерофеев В.В. 1990. Печали Самарской Луки. – В сб. «Самарская Лука». Альманах самарских писателей, вып.2. Сост. М.Я. Толкач. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во, :6-20.
Закон Российской Советской Федеративной социалистической республики об охране и использовании животного мира. М., 1991.
Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 28.09.2001 года. Действующая редакция от 29.12.2014 года.
Иконицкая И.А., Фомина Л.П. 2001. Земельное право. Юридическая энциклопедия. Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Изд-во «Юристъ».
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 20.12.2001 года. Действующая редакция от 31.12.2014 года.
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ. Принят ГД ФС РФ 08.11.2006 года. Действующая редакция от 21.07.2014 года.
Магидович И.П., Магидович В.И. 1970. История открытия и исследования Европы. М., Мысль.
О реорганизации природоохранных органов. – В журн. «Зеленый луч», № 1 – 2001 год, :11-16.
Об охране окружающей среды. 1979. М., Политиздат.
Одум Ю. 1975. Основы экологии. М., изд-во «Мир».
Павловский В.А., Сафронов В.В., Розенберг Г.С., Краснощеков Г.П. 1997. Экологическая экспертиза: теория и практика (опыт применения в Самарской области). Экологическая безопасность и устойчивое развитие Самарской области. Вып. 5. :1-192.
Петров В.В. 1984. Правовая охрана природы в СССР. М., Юридическая литература, 384 с.
Положение о первичных организациях Всероссийского общества охраны природы. М., тип. Изд-ва ДОСААФ, 1973 год.
Устав Всероссийского общества охраны природы. М., Изд-во «Московская правда». 1977 год.
Уголовный кодекс РСФСР. Официальный текст с изменениями на 1 марта 1957 г. и с приложениями постатейно-систематизированных материалов. М., Госюриздат. 1957.
Уголовный кодекс РСФСР. Официальный текст. По состоянию на 1 января 1984 года. М., Юридическая литература, 1984.
Уголовный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. По состоянию на 1 февраля 2005 года. М. НЦПИ, 2005.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1895 года. Издано Н.С. Таганцевым. Издание 7-е, пересм. и доп. СПБ, 1892.
Яблоков А.В., Остроумов С.А. 1983. Охрана живой природы: проблема и перспективы. М., Лесн. пром-сть, 269 с., илл.
Просмотров: 7822