Самарская общая география

Людям понадобились сотни лет, чтобы окончательно нарисовать географический портрет далеко не самого большого по площади российского региона - современной Самарской области. Ныне на карте нашего края друг с другом тесно соседствуют ландшафты, одни из которых еще в значительной степени хранят первозданный облик, полученный ими от своего творца - природы, а другие своим появлением в основном обязаны хозяйственной деятельности последних десятилетий. Обычная географическая карта сможет немало рассказать о Самарском регионе - нужно только суметь внимательно ее прочитать. Кроме того, к настоящему времени издано немало литературы общего характера о природе Самарской области (рис. 1, 2).

Природные богатства

Мы вряд ли должны жаловаться на скупость природы - она щедро одарила наш край массой своих самых разнообразных творений и достопримечательностей. Самарская область находится на юго-востоке Великой Русской равнины, в среднем течении реки Волги, крупнейшей реки Европы, которая делит ее территорию на две очень разные по площади части - лево- и правобережную. Именно в нашем регионе Волга образует свою знаменитую излучину - Самарскую Луку, аналогов которой нет ни на одной другой реке России и всего бывшего Советского Союза. А появилась эта волжская петля только благодаря довольно молодому горному образованию - Жигулевской дислокации (ее возраст – около 15 миллионов лет), которая представляет собой наиболее высокую северную часть Приволжской возвышенности, где лежит практически вся правобережная часть нашего края.

Здесь, в правобережье, располагаются наиболее высокие отметки рельефа как Самарской области, так и всей территории бассейна Волги. По поводу наивысшей точки Жигулей в краеведческой литературе, изданной во второй половине ХХ века, имеются существенные разногласия: одни источники сообщают, что она равна 370,6 метрам над уровнем моря (обычно здесь называется гора Стрельная), другие - 375 метрам (некая безымянная точка близ бывшего поселка Гудрон). Эта неувязка вытекает из-за недостаточно четкого представления, что же все-таки нужно называть Жигулевскими горами, и от незнакомства с последними исследованиями топографов.

В начале XXI века проблему местонахождения самой высокой точке рельефа Самарской Луки и Жигулевских гор специально изучал геолог М.П. Бортников, который затем опубликовал результаты своих исследований в 13-м выпуске сборника «Краеведческие записки»(2004 год, стр. 121-125). В своей статье под заголовком «Орографическое значение Жигулевских гор» он пишет следующее: «Чтобы выяснить, где же находится «областной полюс высоты», достаточно воспользоваться топографическими картами данного района… Высота скального выступа «Шихан» составляет 340 м. Самая высокая точка Стрельной находится в лесу, на один километр юго-восточнее, и составляет 378 м. Восточнее Стрельной в 2,5 км расположена вершина, на которой находится трансформаторная подстанция и триангуляционная вышка. Абсолютная высота этого места составляет 370 м. А еще в километре восточнее этой вершины, между Зольным и Воровским оврагами, находится высота с абсолютной отметкой 381,2 м. Вершина эта представляет собой небольшую поляну со старой металлической вышкой, служившей ранее для нужд нефтяников. И выше этого места ни в Жигулях, ни в Самарской области нет». Далее М.П. Бортников сообщает: «И подходящее название этой горы есть: Наблюдатель. (Впервые о ней упоминает краевед М.А. Емельянов, и это название хорошо известно сотрудникам Жигулевского государственного заповедника)» (рис. 3, 4).

Итак, теперь можно констатировать, что самая высокая точка рельефа Самарской области – это гора Наблюдатель в Жигулевских горах, высота которой равна 381,2 метра над уровнем моря. По М.П. Бортникову, эта вершина является также самой высокой на Приволжской возвышенности, так как Самарская Лука и Жигули относятся к этому орографическому району. Кроме того, гора Наблюдатель является одной из самой высоких точек Восточно-Европейской равнины. В этом отношении она уступает лишь вершинам Бугульминско-Белебеевской возвышенности (479 метров), Тиманского кряжа (471 метр) и Общего Сырта (405 метров). Однако, как отмечает М.П. Бортников, все указанные возвышенности находятся на периферии Восточно-Европейской равнины и тяготеют к горным странам, а если говорить о внутренних частях Европейской России, то Жигули здесь находятся вне конкуренции.

Для остальной территории самарского правобережья наивысшей точкой является отметка высотой 315 метров над уровнем моря, расположенная неподалеку от истоков Усы, в Рачейском бору, к востоку от села Смолькино Сызранского района. Для левобережья нашего края наивысшей считается точка к северу от села Русско-Добрино Клявлинского района, достигающая 322 метров.

Здесь сразу же возникает вопрос: а где в таком случае располагается точка Самарской области, меньше всего приподнятая над урезом Балтийского моря, от которого, как известно, и ведется отсчет высот рельефа в нашей стране? Оказывается, она лежит даже и не на суше, а на поверхности Саратовского водохранилища, в том месте, где волжские воды пересекают границу Самарской и Саратовской областей. Высота этой отметки над уровнем моря составляет около 20 метров. Таким образом, разница между самой высокой и самой низкой точками поверхности нашего края равна 355 метрам, и это - наиболее резкий контраст высот для всех регионов Поволжья.

В целом же установлено, что территория Самарской области образована экзогенными (буквально - возникшими снаружи) геологическими процессами, и потому в поверхностных слоях нашего края находят лишь исключительно горные породы осадочного происхождения. В связи с этим наши недра оказываются богаты нефтью, которая найдена в слоях карбоновой, пермской и девонской систем. В куда более молодых юрских отложениях Самарской области обнаружена лишь «недоразвитая» нефть - горючие сланцы или битуминозные породы. Кроме того, морские отложения карбона и перми оставили нам залежи известняков и доломитов, гипса и самородной серы, каменной соли и глины. Гораздо позже них образовались отложения мела Шигонского района, еще позже - палеогеновые песчаники и диатомиты Сызранского района, а аллювиальные пески долин Волги и Самары и глины бывшего Акчагыльского моря в геологическом отношении возникли и вовсе недавно – «всего лишь» несколько миллионов или даже сотен тысяч лет назад. В общей же сложности ныне в нашем регионе разведано более 300 месторождений различных полезных ископаемых (рис. 5-8).

Основой водной системы Самарской области является река Волга (рис. 9-11).

Однако ныне на территории области уже практически нет ни одного участка волжского русла, сохранившегося в первозданном состоянии. После масштабного гидротехнического строительства Волга в нашем крае представляет собой зарегулированный водосток, состоящий из отрезков двух водохранилищ - Куйбышевского и Саратовского. При этом их заливами в 50-е – 70-е годы стали также многие малые реки в своем нижнем течении. Из них основными (то есть притоками первого порядка) следует считать Большой Черемшан, Сок, Самару, Чапаевку, Безенчук, Чагру, Большой Иргиз, Усу и Сызрань. Всего же на территории нашего края ныне насчитывается примерно 200 малых рек.

Что касается климата Самарской области, то он характеризуется как континентальный по причине удаленности края на сотни километров от любых морей (рис. 12-15).

Поэтому нашему региону присущи большая разница температур между зимними и летними месяцами (свыше 90 градусов между максимальными значениями), а также быстрый переход от холодного к жаркому сезону весной и осенью. Средняя температура самого теплого месяца года - июля у нас составляет около плюс 21 градус, а самого холодного, января - около минус 13 градусов. В целом среднегодовая температура в Самарской области равна + 3,5 градусам, то в северной, лесостепной половине она составляет лишь + 3,2 градуса, а в южной, степной части - около + 3,7 градусов.

Удаленность от морей объясняет еще одну особенность нашего климата - общую его засушливость с довольно значительным дефицитом атмосферных осадков. В то же время «ветровая открытость» территории нашего края приводит к хорошо известному каждому самарцу явлению – к неустойчивости нашей погоды. Летом к нам регулярно приходят холодные воздушные фронты из Арктики или из Сибири, принося с собой неожиданные заморозки на почве или даже в воздухе. Зимой же здесь неоднократно бывают периоды, когда температура воздуха по причине смены направления ветра с северного на южное вдруг резко повышается – и тогда начинается оттепель.

Однако наша теплая погода – все же недостаточное условие для получения высоких урожаев. Главный фактор, сдерживающий развитие земледелия в Самарском регионе - дефицит влаги. Подсчитано, что нормальное количество осадков, необходимое для развития большинства сельскохозяйственных растений, на нашей широте северного полушария должно составлять не менее 500 миллиметров в год. Но даже в самых влажных местах Самарской области снега и дождя в общей сложности выпадает на 30-50 миллиметров меньше.

У самого края лесов

Особенностями климата, геологическими условиями и неравномерностью в распределении водных ресурсов объясняется значительное разнообразие наших природных ландшафтов. Левобережье Самарского края (его называют также Заволжьем) по характеру рельефа делится на две основные части: Низменное и Высокое Заволжье. Низменное Заволжье ограничивает с запада река Волга, с востока - возвышенность Общий Сырт. Отроги этой возвышенности вклиниваются в южную часть области: это Каменный Сырт (наибольшая высота - 186 метров, в восьми километрах к юго-западу от села Колокольцовка Красноармейского района) и Синий Сырт (его высота - до 262 метров, а лежит эта точка близ поселка Каменнодольск Большеглушицкого района, на границе с Оренбургской областью). К Низменному Заволжью относится также часть территории области, лежащая к западу от реки Кондурчи (в пределах Ставропольского, Красноярского и Кошкинского районов).

Провинция Высокого Заволжья занимает весь северо-восток области и ограничена она реками Кондурчой, Большим Кинелем и Кутулуком. Сюда заходят отроги Бугульминско-Белебеевской возвышенности, а вдоль рек Сок и Большой Кинель навстречу этим отрогам тянутся Сокольи горы, Сокские и Кинельские яры. Высота некоторых отметок этих цепочек возвышенностей приближается кое-где даже к жигулевским: 287 метров - у села Успенка Сергиевского района и 322 метра – к северу от села Русско-Добрино Клявлинского района.

Как считает большинство ученых, по территории Самарской области ныне проходит граница между двумя природными зонами - степной и лесостепной (рис. 16, 17).

Если смотреть с запада, то сначала она идет по реке Волге, затем - по нижнему течению реки Самары и далее - по реке Большой Кинель. При этом на территории нашего края также выделяются и участки самых настоящих реликтовых лесов. К таким местам обычно относят северную часть волжского правобережья, в том числе Самарскую Луку. Сюда же включают отдельные участки в Ставропольском и Красноярском районах, а также Бузулукский бор. Одним словом, Самарская губерния в буквальном смысле этого слова находится у самого края лесной природной зоны.

Согласно официальным данным, ныне в Самарской области леса занимают 12,6 процента ее территории. В то же время в правобережье (Сызранский и Шигонский районы) лесами покрыто более 30 процентов территории, а на Самарской Луке – и вовсе 60 процентов местности. В то же время в Высоком Заволжье, севернее реки Самары, средняя лесистость падает до 14 процентов, а к югу от этой реки леса покрывают всего около четырех процентов территории. В целом же по составу лесов территорию области можно разделить на девять почвенно-растительных районов.

Согласно классическим исследованиям самарских ботаников В.П. Глуховцева и И.С. Сидорука, в число этих районов входят: Приволжская правобережная лесостепь (северная часть Сызранского и вся территория Шигонского районов); Самарская Лука; Волжско-Кондурчинское междуречье (леса левобережной части области, к северу от Самарской Луки, лежащие на надпойменных террасах реки Волги); лесостепь северо-восточного Самарского Заволжья (между реками Кондурчой и Большим Кинелем); лесостепь междуречья Самары и Большого Кинеля; степь Сыртового Заволжья (территория, ограниченная на юге реками Большой Иргиз и Каралык, а на севере - Волгой и Самарой); и сухая степь Сыртового Заволжья (к югу от рек Большой Иргиз и Каралык, на территории Большечерниговского и части Большеглушицкого района).

Каждой природной зоне и каждому типу ландшафтов соответствует вполне определенный перечень видов животных и растений, присущий только весьма ограниченному участку местности. В настоящее время в Самарской области насчитывается 75 видов млекопитающих животных, около 210 видов птиц, 11 видов пресмыкающихся, 10 – земноводных, 60 видов и подвидов рыб, десятки (а возможно – и сотни) тысяч видов беспозвоночных животных, около 1,5 тысяч видов одних только высших растений.

Многие наши природные уголки признаны уникальными образованиями, неповторимыми произведениями природы, в связи с чем они внесены в каталоги памятников природы различного значения – от местного до федерального. Среди них – многие вершины Жигулевских гор, отдельные скалы-останцы, водные источники, озера и болота, участки лесов и степей, места обитания редких животных, природные уголки с исчезающими видами растений, и так далее. В общей сложности, по разным оценкам, на территории Самарской области ныне насчитывается от 300 до 600 памятников природы, каждый из которых требует всемерной охраны (рис. 18).

Изменения ландшафтов до середины ХХ века

К началу ХХ столетия территория современной Самарской области в географическом отношении была изучена весьма досконально. Все основные объекты естественного происхождения оказались открытыми и нанесенными на достаточно подробные карты; самыми крупными искусственными образованиями нашего края были города Самара, Ставрополь и Сызрань. Но если сравнить современную карту Самарской области с картой этих же мест начала ХХ века, то разница между ними окажется достаточно ощутимой. Ведь в годы советской власти проходила активная работа человека по изменению облика географической оболочки (как тогда говорили - по коренному преобразованию природы) на огромных пространствах Среднего Поволжья.

В конце 20-х годов начал претворяться в жизнь проект ГОЭЛРО - план электрификации России, автором которого, как известно, был Г.М. Кржижановский, родившийся и долгое время живший в Самаре. Согласно ему, на Волге у Жигулей должна была встать одна из самых мощных ГЭС страны и Европы (рис. 19-21).

В конце 1927 года проблемой Волгостроя по заданию ЦК ВКП (б) начали вплотную заниматься самарские губернские власти. Инженерами в то время предлагался к реализации проект комплекса ГЭС на Самарской Луке, согласно которому 20 процентов волжского стока направлялось бы в Переволокский гидроузел, а остальные 80 процентов – в Жигулевский. В 1930 году ЦК ВКП (б) принял постановление, в котором Госплану СССР поручалось «повернуться лицом к Волгострою, составить проект, выявить все возможности его сооружения». Предполагалось, что уже в 1937-1938 годах этот важнейший народнохозяйственный объект будет принят в эксплуатацию.

Однако еще раньше, в начале 1931 года, в Жигулевские горы прибыли особые изыскательские партии института «Водно- и инженерно-геологические исследования для Волгостроя», которые работали здесь под общим руководством инженера А.С. Баркова. После обследования Самарской Луки геологи сделали неутешительный вывод: из-за громадного числа трещин, пустот и полостей почти сразу же после сооружения плотины начнется утечка воды из водохранилища в обход гидроузла. Именно благодаря этим изысканиям правительство СССР в 1940 году было вынуждено отказаться от проекта возведения ГЭС в Жигулевских воротах. Уже после Великой Отечественной войны ее строительство было перенесено на север Самарской Луки.

Как известно, в 30-е – 50-е годы в СССР, в том числе и в Самарской-Куйбышевской области, действовала целая сеть Главного управления лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР с громадным числом заключенных. Объясняется это тем, что, согласно практике того времени, такие лагеря всегда создавались рядом с местом строительства любого крупного промышленного или энергетического предприятия для обеспечения их рабочей силой. Именно поэтому практически все оборонные заводы и объекты энергокомплекса 30-х – 50-х годов, ныне составляющие основу индустриальной мощи Самарской области, были построены благодаря дешевому труду заключенных. Крупнейшими лагерными управлениями тех лет в нашей области были следующие: Самарлаг при Волгострое (существовал в 1937-1940 годах), Безымянлаг при Управлении Особого строительства (1940-1946 годы) и Кунеевлаг при Куйбышевгидрострое (1949-1953 годы) (рис. 22-24).

В течение весны и лета 1940 года гитлеровские войска победоносно промаршировали по всей Европе. Понимая возможность серьезного военного конфликта с фашистской Германией, руководство страны осенью того же года приняло решение о возведении крупных оборонных предприятий в различных городах страны. В число этих важнейших объектов вошла группа авиационных заводов и вспомогательных производств того же направления, местом дислокации которых были определены пригороды Куйбышева. Поэтому в середине сентября вышло закрытое решение Совнаркома о консервации Самарлага и строительства Куйбышевского гидроузла, которое шло на берегах Волги еще с лета 1937 года.

Сразу же после этого председатель СНК СССР В.М. Молотов подписал другой секретный документ - постановление от 25 сентября 1940 года о создании в Куйбышевской области Управления особого строительства (Особстроя) и приданного ему Безымянского исправительно-трудового лагеря (Безымянлага) с размещением их в районе железнодорожных станций Безымянка и Кряж в окрестностях Куйбышева. Это название Самара получила в январе 1935 года, после кончины председателя Госплана СССР В.В. Куйбышева.

В 1940 году центральные кварталы областного центра располагались примерно в тех же пределах, в которых город Самара находился к моменту Октябрьского переворота 1917 года. С северо-запада и юга его границами были берега рек Волги и Самары, а с востока и юго-востока - улицы Полевая и Вокзальная (ныне Агибалова). А сразу же за городской чертой предвоенного Куйбышева начинались окраинные поселки. В районе Сухой Самарки располагалась Засамарская слобода, возникшая еще в начале XIX века. Позже появились поселок Железнодорожный (до революции – Мещанская слобода, а ныне - территория микрорайона имени братьев Кузнецовых), поселок Солдатская слобода (территория нынешнего Мичуринского микрорайона), поселок имени Шмидта (бывший поселок Запанской) и поселок Новый Оренбург (ныне поселок у станции «Речная»).

На стрелке реки Самары, в районе нефтехранилища и дровяных складов, в конце XIX века появился поселок Щепновка. Кроме того, еще до 1917 года между улицей Полевой и Трубочным заводом (впоследствии завод имени А.М. Масленникова) возникли обширные поселки Монастырский, Афон, Новый Афон и Молоканские сады (ныне это территория Октябрьского района между проспектом Ленина и берегом Волги). В 1933 году к ним прибавился рабочий жилой массив, возведенный вокруг завода КАТЭК (ныне завод А.М. Тарасова). Все эти окраинные поселки заметно отличались от городской кирпичной застройки резким преобладанием одноэтажных деревянных домов. Общая территория Куйбышева в то время не превышала 27 тысяч гектаров (ныне – 469400 гектаров).

Сразу же за поселками имени Шмидта и Новый Оренбург, между линией железной дороги и берегом реки Самары, в сторону станции Безымянка шла сплошная стена густого леса, лишь изредка прерываемая небольшими участками лугов и степей. Тогда здесь не было ни дач, ни каких-либо других построек, ни тем более крупных зданий и промышленных предприятий. Лишь неподалеку от станции Безымянка, за линией железной дороги, еще в период между 1912 и 1914 годами был построен Самарский железнодорожный ремонтный завод, или, как его в то время называли, завод «Сажерез». Впоследствии на его территории расположился 9-й государственный подшипниковый завод (9-й ГПЗ). Еще дальше располагались поселки Зубчаниновка и Пятилетка, население которых в основном занималось сельским хозяйством, ремеслами и обслуживанием железной дороги.

В остальном же эта огромная территория, протянувшаяся вдоль правого берега реки Самары к востоку от Куйбышева, в конце 30-х – начале 40-х годов ХХ столетия в хозяйственном отношении была освоена очень слабо (69). А поскольку она располагалась в непосредственной близости от оживленной железной дороги Куйбышев – Оренбург, то представляла собой очень выгодное место для компактного размещения крупных оборонных предприятий. Именно поэтому осенью 1940 года в окрестностях станции Безымянка и была заложена огромная строительная площадка, на которой стали сооружаться предприятия, имеющие важное стратегическое значение для всей страны.

Согласно первоначальным планам правительства, силами Особстроя и Безымянлага в окрестностях Куйбышева предполагалось возвести два авиационных завода, в проекте получившие номера 122 и 295, моторный завод № 337 и заводской аэродром, произвести реконструкцию и расширение Куйбышевской ТЭЦ (ныне Куйбышевская ГРЭС), а также завершить строительство Безымянской ТЭЦ. План капиталовложений для Особстроя на 1941 год был установлен в сумме 800 миллионов рублей (по истечении года он оказался перекрытым более чем в два раза). Однако в ходе корректив, внесенных в эти планы после начала Великой Отечественной войны, конечным результатом грандиозной работы Управления особого строительства и Безымянлага НКВД СССР стали следующие объекты:

Самолетостроительный завод № 1, перевезенный из Москвы и разместившийся на территории, первоначально предназначенной для завода № 122 (в дальнейшем – Куйбышевский авиационный завод имени И.В. Сталина, а ныне ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс»);

Самолетостроительный завод № 18, переехавший из Воронежа на территорию завода № 295 (впоследствии – Куйбышевский авиационный завод имени К.Е. Ворошилова, а ныне - АО «Авиакор»);

Моторный завод № 24, разместившийся на площадке завода № 337 (позднее - моторостроительное производственное объединение имени М.В. Фрунзе, ныне - АО «Моторостроитель»);

Завод стрелкового вооружения № 525 (в военное время - завод «Машстрой», а впоследствии - производственное объединение «Металлист»);

Агрегатный завод № 35 (агрегатное производственное объединение);

Завод гидроавтоматики № 305 (производственное объединение «Гидроавтоматика»);

Завод аэродромного оборудования № 454;

Завод самолётных бронекорпусов № 207 (центральный механический завод, АО «Салют»);

Заводской аэродром (ныне - аэродром «Безымянка»);

Карбидный завод (кислородно-карбидный завод);

Склады Госрезерва в недрах Сокольих гор близ поселка Красная Глинка.

После начала Великой Отечественной войны Особстрою и Безымянлагу было поручено также возведение секретной правительственной радиостанции близ села Семейкино (спецобъект № 15) и радиостанции ТАСС на Семейкинском (ныне Московском) шоссе (спецобъект № 30-31). В самый напряженный момент наступления вермахта на Москву, 18 октября 1941 года, дала первый ток Безымянская ТЭЦ. Кроме этого, в том же году заключенные Безымянлага заложили в Сокольих горах новые гравийные карьеры, а на Безымянке возвели немало предприятий пищевой промышленности.

Тогда же за счет кадров и средств Особстроя было построено более сотни многоквартирных жилых домов для персонала (ныне поселок Юнгородок), ряд кирпичных заводов, продукция которых шла на возведение жилья и зданий промышленных предприятий, а также сооружен ряд бытовых объектов и многочисленные коммуникации – в частности, телефонные и телеграфные линии, газопровод, водопровод и канализация. Кроме того, в военные годы силами Управления особого строительства и Безымянлага были решены многие транспортные проблемы региона: построена трамвайная линия от улицы Полевой до заводов №№ 18 и 24, электрифицирован 12-километровый участок железной дороги на отрезке «Куйбышев-Безымянка», а Семейкинское (ныне Московское) шоссе соединено асфальтированной трассой с Безымянским промузлом. В наше время эта трасса называется проспектом Кирова.

Сразу же после разгрома вермахта под Сталинградом Особстрой начал возведение завода № 443, или Крекинг-завода (впоследствии - Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод). Его главным сырьем должна была стать нефть, огромные запасы которой тогда же были обнаружены в ряде мест Самарской Луки, главным образом близ поселков Зольное и Яблоневый овраг. В это же время опять же силами заключенных Безымянлага началась прокладка нефтепровода «Зольное – Кряж», который позволил подавать сырье на Крекинг-завод из вновь открытых месторождений. Его первая очередь была сдана в эксплуатацию уже после окончания Великой Отечественной войны - 8 сентября 1945 года. Тогда же близ 1105-го километра Куйбышевской железной дороги (район нынешнего Новокуйбышевска) был заложен ряд объектов будущего Куйбышевского нефтехимкомбината. Официальное же расформирование Управления Особого строительства НКВД СССР и Безымянского лагеря произошло в феврале 1946 года. К этому времени в Куйбышевской области в основном было завершено строительство всех ранее запланированных промышленных предприятий (рис. 25-27).

Изменения ландшафтов второй половины ХХ века

Самым грандиозным актом преобразования природы нашего края в ХХ веке стало строительство Куйбышевской гидроэлектростанции мощностью 2 миллиона киловатт, которое было начато в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1950 года. Как уже говорилось, ее плотину было решено перенести на 80 километров выше Куйбышева по течению Волги, в окрестности небольшого городка Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти), который в то время был маленьким населенным пунктом. Кстати, мало кто знает, что еще в феврале 1924 года в связи со значительным сокращением численности после катастрофического поволжского голода Ставрополь вообще лишился звания города, получив статус села, а еще через два года у него также отобрали и статус уездного центра. Только в январе 1946 года Ставрополь снова был признан городом местного значения, и лишь с 18 апреля 1951 года для облегчения управления гидростроительством Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Ставрополь был преобразован в город областного подчинения.

Местом дислокации плотины проектировщиками был определен створ между только что образованным на правобережье Волги рабочим поселком Жигулевск и левобережным селом Кунеевка. Вскоре после публикации постановления Совета Министров СССР для возведения ГЭС было создано специализированное управление Куйбышевгидрострой, подчинявшееся непосредственно МВД СССР. При нем сразу же стал действовать Кунеевский исправительно-трудовой лагерь (Кунеевлаг). В настоящее время село Кунеевка уже не существует: его затопило еще в 50-е годы при подъеме уровня водохранилища. А примерно на том месте, где оно когда-то стояло, ныне частично располагаются шлюзовой канал и прочие шлюзовые сооружения, а частично – кварталы Комсомольского района Тольятти.

Кунеевлаг существовал до 1953 года, когда после смерти И.В. Сталина строительство ГЭС из системы МВД было передано во вновь образованное Минэнерго СССР. Как известно, Волжская ГЭС имени В.И. Ленина была сдана в эксплуатацию в августе 1958 года. При этом плотина гидроэлектростанции образовала Куйбышевское водохранилище площадью 6,5 тысяч квадратных километров, которое и поныне остается самым большим искусственным водоемом Европы. А после того, как в 1968 году у города Балаково Саратовской области встал еще один энергогигант волжского каскада, участок Волги ниже плотины ГЭС имени В.И. Ленина превратился в Саратовское водохранилище. Таким образом, в конце ХХ века, после завершения строительства всей гирлянды волжских гидроэлектростанций, Волга как река практически перестала существовать. Ныне она представляет собой лишь цепочку водохранилищ – водоемов с совершенно другим гидрологическим режимом и другой флорой и фауной, нежели незарегулированная река (рис. 28-30).

В целом же гидротехническое строительство ХХ века на Волге привело к крупнейшим изменениям средневолжских ландшафтов. В частности, из-за угрозы затопления на несколько километров в сторону был перенесен город Ставрополь (ныне Тольятти), а напротив него, в правобережье, на месте бывшего села Отважное возник молодой город Жигулевск. Появившиеся в 50-х годах Жигулевский известковый завод и Жигулевский комбинат строительных материалов активно начали проводить карьерные разработки волжских склонов Жигулей, серьезно и во многом непродуманно изменив их внешний облик.

Не меньшую роль в преобразовании наших ландшафтов принадлежит также открытию и разработке месторождений Волго-Уральского нефтеносного района – «Второго Баку». Известно, что первый фонтан «черного золота» ударил из недр области еще в 1936 году близ города Сызрани. В 1944 году началась разработка нефтяных запасов также и на Самарской Луке. Сразу же после окончания войны буровые работы развернулись и в Куйбышевском Заволжье, где к середине 50-х годов были открыты богатейшие нефтяные месторождения, самыми крупными из которых и поныне являются Мухановское и Кулешовское. Конечно же, «большая нефть» нашего края уже вскоре вызвала к жизни нефте- и газопроводы (и, соответственно, просеки в лесах для них), затем - строительство нефтеперерабатывающих заводов, а при них - крупных населенных пунктов. Так, разработке месторождений нефти обязаны своим появлением на карте области города Отрадный и Похвистнево, поселки городского типа Нефтегорск и Мирный, а предприятиям нефтяной и химической промышленности - город Новокуйбышевск (рис. 31-33).

Что же касается маленького городка Ставрополя-на-Волге, то уже в середине 50-х годов, почти сразу же после переноса на новое место, занимаемая им территория стала увеличиваться стремительными темпами. К тому моменту, когда в 1964 году этот город был переименован в Тольятти, здесь уже был возведен ряд предприятий химической и строительной промышленности. Еще быстрее он стал развиваться после того, как правительство СССР приняло решение о размещении в Тольятти крупнейшего в стране завода по выпуску малолитражных автомобилей, а затем еще нескольких химических заводов-гигантов. Уже в 70-х годах Тольятти был вторым (после Куйбышева) городом нашей области по численности населения и по объемам промышленного производства.

Значительным изменениям в ХХ веке подверглись и сельскохозяйственные ландшафты на территории Самарского края. Как известно, в период массового освоения целинных и залежных земель за кратчайшие сроки были распаханы огромные степные массивы в южных районах области. Так, только в 1954 - 1955 годах в колхозах и совхозах области было поднято более 115 тысяч гектаров целинных и залежных земель. В течение столь небольшого промежутка времени на значительных пространствах крайне резко изменился характер почвенного и растительного покрова, состав местной фауны, и это не могло не сказаться на облике и структуре степных ландшафтов в целом. Резко изменились также засушливые южные районы по причине проводимых ухе в 70-е – 80-е годы обширных мелиоративных работ, особенно в результате строительства Самарского обводнительно-оросительного канала (длина его в пределах области составляет 279 километров). При этом внешний облик степных и лесостепных местностей сильно изменили посадки лесополос, особенно в зоне интенсивного сельскохозяйственного использования земель. Как известно, лесополосы достаточно сильно влияют на климатические, почвенные, гидрологические факторы открытых ландшафтов (рис. 34-36).

Конечно же, весьма ощутимыми оказываются перемены, привносимые в ту или иную местность лесоразработками и лесопосадками. В течение ХХ века сплошные рубки проводились во многих районах области, в том числе и в местах расположения наиболее ценных лесных массивов: на Самарской Луке, в Бузулукском и Рачейском борах, в Красносамарском лесничестве, и так далее. Хотя площади новых лесных посадок в те же годы у нас были тоже велики, все равно молодой лес никак не может быть приравнен к лесу старому, существовавшему здесь до вырубки.

В данном обзоре нужно упомянуть еще один очень важный антропогенный фактор, играющий значительную роль в формировании облика и структуры любой местности - транспорт и его коммуникации. Первые крупные железнодорожные магистрали пересекли Самарскую губернию во второй половине XIX века. К началу 70-х годов Моршано-Сызранская дорога доходила только до Сызрани. В 1876 году была сдана в эксплуатацию линия Обшаровка-Оренбург, а в 1880 году близ Сызрани над Волгой встал крупнейший в Европе железнодорожный мост, соединивший оба волжских берега. При этом нужно отметить, что свыше 30 лет после этой даты на реке Самаре у губернского центра стоял лишь временный железнодорожный мост, который приходилось разбирать каждую весну, во время паводка. Постоянный же пассажиропоток из Заволжья по этой линии в наш город пошел лишь после 9 июля 1904 года, когда был открыт металлический железнодорожный мост через реку Самару.

С 1888 года начал действовать участок дороги Кинель-Уфа, а в 1897 году была проложена ветка от Кротовки до Серноводска, которая в основном обслуживала курорт Сергиевские минеральные воды. Уже в советское время, в ходе строительства Волжской ГЭС имени В.И. Ленина, железнодорожной линией были соединены Куйбышев, Ставрополь и Сызрань. Таким образом, в середине 50-х годов Самарская Лука оказалась полностью опоясанной кольцом железной дороги. В начале 80-х годов ХХ века завершилось строительство участка линии Погромное-Пугачевск, которая прошла по самому югу нашей области через районный центр Большая Черниговка.

Но наиболее интенсивно в эти годы и у нас, и по всей стране росла сеть автомобильных дорог с твердым покрытием. Еще в 1948 году асфальтированные шоссе в Самарской области были редкостью. Широкое дорожное строительство в нашем регионе развернулось лишь в ходе возведения Куйбышевской ГЭС. Конечно же, главной рабочей силой здесь опять стали заключенные. Специально для целей дорожного строительства приказом МВД СССР от 12 октября 1949 года было создано Управление ИТЛ Гушосдора МВД СССР. После этого в течение 1950-1953 годов заключенные в разных уголках Куйбышевской области построили сотни километров магистральных автодорог.

Так, в течение зимы 1950-1951 года, заключенные «автодорожных» лагерей Гушосдора приступили к сооружению моста через реку Сок неподалеку от той точки, где она впадает в Волгу. Строительство же самого автомобильного шоссе «Куйбышев – Ставрополь» началось несколькими месяцами позже, для чего у подножия Сокольих гор, в Курумочской пойме и в Задельнинском лесничестве была прорублена широкая просека. При этом в подготовке трассы, вырубке леса, отсыпке земли, песка и щебня участвовали не только заключенные, но и вольнонаемные рабочие из числа населения окрестных сел – Большой Царевщины, Курумоча, Винтая и Зеленовки.

А в начале 1951 года на реке Самаре в областном центре силами двух лагерей началось сооружение постоянного железобетонного моста, который был крайне необходим для постоянного транспортного сообщения между центром города и районом строящегося нефтеперерабатывающего завода близ поселка Стромилово. Но после смерти И.В. Сталина приказом МВД СССР от 29 апреля 1953 года Гушосдор был закрыт, а все его участки переданы гражданским строительным управлениям. Что же касается автомобильного моста через Самару, то все работы на этом объекте завершились 15 сентября 1954 года, когда по нему было официально открыто движение. Уже вскоре после возведения мостов через Сок и Самару асфальтированные дороги связали областной центр с Красным Яром и Дубовым Уметом. В последующие 15 лет асфальтовые магистрали протянулись ко всем районным центрам Куйбышевской области. Ныне же дороги с твердым покрытием проведены к каждому крупному селу нашего края. Однако из-за того, что сейчас автомобиль может достаточно легко проникнуть практически в любую точку нашего края, он стал фактором, значительно влияющим на состояние ландшафтов Самарской области (рис. 37-40).

Таким образом, приходится констатировать, что в начале III тысячелетия в области не осталось ни единого уголка природы, в той или иной степени не затронутого антропогенной деятельностью. Наиболее существенное воздействие на окружающую среду в нашем регионе оказывают 10 городов, и в первую очередь - более чем двухмиллионный Самарско-Тольяттинский мегаполис, вобравший в себя основное население края. В целом же нынешняя Самарская область представляет собой один из основных центров машиностроения, химической и нефтеперерабатывающей промышленности страны, регион с глубоким хозяйственным освоением территории и с соответствующим уровнем влияния на природную среду.

Административное деление

Почти сразу же после провозглашения в России советской власти начался процесс перекраивания административной карты страны, который в сильнейшей степени затронул и территорию Самарской губернии. Так, в апреле 1919 года Ставропольский уезд был разделен на два – Ставропольский и Мелекесский. Затем в течение того же года от Самарской губернии несколько раз «отрезали» значительные куски ее территории. В частности, в марте к Башкирии отошла часть Бузулукского уезда, в апреле южные волости Новоузенского и Пугачевского уездов вошли в состав только что образованной Трудовой коммуны немцев Поволжья, а в августе к Саратовской губернии присоединили оставшуюся часть Новоузенского уезда. Затем в мае 1920 года к Татарии отошел почти весь Бугульминский уезд. А приобретать новые территории Самарская губерния начала только в октябре 1921 года, когда из Сызранского уезда Симбирской губернии к нам присоединили Рождественскую волость. В итоге к началу 1923 года в Самарскую губернию входили Балаковский, Бугурусланский, Бузулукский, Мелекесский, Пугачевский, Самарский и Ставропольский уезды (рис. 41, 42).

В течение последующих пяти лет административные преобразования происходили только внутри нашего региона, где шло постепенное укрупнение уездов. В феврале 1924 года по решению ВЦИК СССР и в связи с сокращением населения город Ставрополь был переименован в село того же названия. Соответственно Ставропольский уезд тогда ликвидировали, а его территория оказалась разделенной между Самарским и Мелекесским уездами. В мае того же года был упразднен Балаковский уезд, территория которого перешла в подчинение городу Пугачеву (бывший Николаевск). В сентябре 1925 года из Симбирской в Самарскую губернию была передана Сосново-Солонецкая волость Сызранского уезда, и, таким образом, вся Самарская Лука вплоть до села Переволоки перешла в подчинение нашему городу. А в августе 1927 года рабочий поселок Троцк (до 1918 года - Иващенково) получил статус города и был переименован в Чапаевск.

С весны 1928 года в СССР проводилась самая крупная в истории страны административно-территориальная реформа. Началом ее считается 14 мая 1928 года, когда ВЦИК принял постановление об укрупнении европейских губерний Советского Союза и их переименовании. В числе прочих на карте СССР с указанного дня появилась и Средне-Волжская область с центром в Самаре, в состав которой вошли Пензенская, Самарская, Ульяновская и Оренбургская губернии. Одновременно был объявлен переход от губернского, уездного и волостного административного деления территории СССР на областное, окружное и районное. С 16 июля 1928 года произошло разделение Средне-Волжской области на 9 округов: Мордовский (23 района), Самарский (10 районов), Бугурусланский (12 районов), Бузулукский (7 районов), Пензенский (14 районов), Сызранский (8 районов), Ульяновский (15 районов), Оренбургский (15 районов) и Кузнецкий (12 районов) (рис. 43).

К этому моменту в Средне-Волжской области насчитывалось 116 районов. Однако 21 января 1929 года Бузулукский округ был упразднен, а все его районы, кроме одного, вошли в Самарский округ. В том же году переименования и изменения продолжились. Решением правительства 20 октября 1929 года Средне-Волжская область была переименована в Средне-Волжский край, а с 29 июля 1930 года по постановлению ВЦИКа и СНК СССР в стране было вовсе упразднено окружное административное деление как ошибочное. По этой причине после 1 октября того же года все полномочия бывших окружных советов были переданы районным исполнительным комитетам.

Впоследствии такие же значительные по размерам территориальные образования были созданы на всей территории СССР. Их возникновение, как и в наши дни, объяснялось стремлением центральных властей уменьшить численность бюрократического управленческого аппарата на местах и тем самым снизить затраты государства на их содержание. Однако уже в первый год существования этих «административных монстров» стало очевидно, что управленческие расходы в областях и районах не только не уменьшились, но, наоборот, весьма заметно выросли.

В первую очередь это было связано с плохой управляемостью столь громадных территориальных образований из единого центра, с увеличением числа низовых административных структур (округов, районов и сельсоветов), но больше всего – с резко возросшими тратами на разъезды чиновников, не считая командировочных расходов различных заводских, сельских и общественных представителей. Судите сами: Средне-Волжский край, например, вытянулся в длину почти на 600 километров, и, стало быть, любая поездка на совещание из отдаленных районов в Самару (особенно коллективная) оборачивалась для государства внушительными денежными суммами. Что же касается рядовых граждан, то для них визит в областной центр за какой-нибудь справкой или другим важным документом теперь становился серьезным испытанием не только для нервов (надо ведь было на 2-3 дня отпрашиваться с работы), но и для кошелька.

Неудивительно, что уже с середины 30-х годов в стране пошла постепенная обратная реорганизация структуры краевого административного деления. В Средне-Волжском крае она началась с постановления ВЦИК от 10 декабря 1934 года, согласно которому из его состава выделилась Оренбургская область. Еще одним постановлением ВЦИК от 20 декабря 1934 года была образована Мордовская АССР. После смерти В.В. Куйбышева и переименования Самары в соответствии с постановлением ВЦИК от 27 января 1935 года Средне–Волжский край превратился в Куйбышевский край, а с принятием Конституции СССР от 5 декабря 1936 года он стал именоваться Куйбышевской областью. В октябре 1937 года разделение продолжилось: в состав вновь образованной Тамбовской области вошли 23 района тогдашней Куйбышевской области. В феврале 1939 года из нашего региона выделилась Пензенская область, а в январе 1943 года на основе ее западных районов решением правительства была образована самостоятельная Ульяновская область. После этого границы Куйбышевской (Самарской) области больше не менялись (рис. 44, 45).

Во второй половине ХХ века процедуре «укрупнения-разукрупнения» не раз подвергалась внутренняя административная структура нашего региона. Во многом это было связано с хозяйственным использованием территории области. Сначала по причине бурного роста нефтедобычи и нефтепереработки в январе 1944 года рабочий поселок Кинель получил статус города, в январе 1946 года село Ставрополь было преобразовано в город районного подчинения, а в июле того же года село Отважное стало рабочим поселком того же названия. В конце 1949 года, когда первые отряды приступили к развертыванию строительства Куйбышевской ГЭС, поселок Отважный был переименован в Жигулевск.

В дальнейшем укрупнения и преобразования продолжились. Так, в связи с ростом объема газо- и нефтедобычи поселок Похвистнево был переименован в город районного подчинения, а в 1950 году село Зольное стало рабочим поселком. В феврале 1952 года рабочие поселки Жигулевск и Новокуйбышевск получили статус городов, а в 1956 году на карте Куйбышевской области появилось еще два новых города - Октябрьск и Отрадный. Одновременно в течение 1954-1960 годов происходило укрупнение сельских районов области. Если в 1945 году их было 36, в 1954 году - 33, то в 1960 году в Куйбышевской области осталось лишь 13 сельских районов.

В течение последующих четырех с лишним лет становилось все более и более очевидным, что при проведении районной административной реформы была повторена та же самая серьезная ошибка, которая была допущена в 1928 году в масштабах всего СССР. Очень большие по площади сельские районы оказались крайне громоздкими образованиями, которыми было неудобно управлять из единого центра. Поэтому почти сразу же после освобождения от своего поста Н.С. Хрущева, который был сторонником слияния низовых территориальных структур, по всей стране начался процесс разукрупнения сельских районов. Уже в 1965 году в нашей области вместо 13 их стало 23, а в 1966 году – 25. А следующие административно-территориальные преобразования в Самарской губернии произошли только в 90-х годах, когда на ее карте возникли два новых района – Елховский и Камышлинский. На этом «укрупнение-разукрупнение» внешней и внутренней структуры нашего региона к настоящему времени завершилось (рис. 46).

Валерий ЕРОФЕЕВ.

Список литературы

150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. 408 с.

Гладков Н.А., Михеев А.В., Галушин И.М. 1975. Охрана природы. Учеб. пособие для студентов биол. специальностей пед. ин-тов. М., Просвещение. 299 с.

Глуховцев В.П. 1951. Почвы. – В кн. «Природа Куйбышевской области», Куйбышевоблгосиздат, стр. 110-147.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.

Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.

«Зеленая книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области». Сост. Захаров А.С., Горелов М.С. Самара: Кн. изд-во. 1995. 352 с.

Карманная книга натуралиста и краеведа. М., Географгиз, 1961, 264 с.

Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. 278 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. 406 с.

Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. 350 с.

Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. 520 с.

Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 78 с.

Магидович И.П., Магидович В.И. 1970. История открытия и исследования Европы. М., Мысль.

Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.

Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.

Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. 440 с.

Одум Ю. 1975. Основы экологии. М., изд-во «Мир».

Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. 160 с.

Природа Куйбышевской области. Куйбышевоблгосиздат, 1951, 405 с.

Природа Куйбышевской области. Куйб. кн. изд-во, 1990, 464 с.

Самарская область (география  и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара, 1996. 670 с.

Средняя Волга. Социально-экономический справочник. Ср.-Волж. краев. изд-во. М.-Самара, 1932. 174 с.

Учайкина И.Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 112 с.

Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».

Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 128 с.

Юрицына Н.А. 1994. Разнообразие ландшафтов Самарской области как характеристика потенциальной устойчивости территории. – В сб. «Экологическая ситуация в Самарской области: состояние и прогноз». Под ред. Г.С. Розенберга и В.Г. Беспалого. Тольятти, ИЭВБ РАН, стр. 178-179.

Яблоков А.В., Остроумов С.А. 1983. Охрана живой природы: проблема и перспективы. М., Лесн. пром-сть, 269 с., илл.


Просмотров: 23853



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности