Гибель «Виктории»
Пожар на танкере «Виктория» у города Октябрьска, который вспыхнул в ночь с 29 на 30 августа 2003 года, удалось ликвидировать лишь утром 1 сентября. По оценкам специалистов, столь масштабной огненной катастрофы на речном судне в Самарской губернии не было ни разу за всю историю областной пожарной службы. Вдобавок ко всему экологи подсчитали, что из-за разлившихся по реке сотен тонн сырой нефти инцидент с танкером оказал весьма значительное воздействие на окружающую среду всего региона Средней и Нижней Волги, а его последствия сказывались вплоть до следующего года (рис. 1).
А город подумал – ученья идут
Предварительное расследование инцидента сразу же показало, что взрыв нефтяных паров на танкере с их последующим возгоранием произошел как минимум за час до зарегистрированного сообщения в пожарную службу. Все это время команда судна безуспешно пыталась справиться со стихией собственными силами, но из-за того, что «Виктория» была оснащена безнадежно устаревшими средствами пожаротушения, пламя быстро перешло в наступление и стало захватывать одну за другой огромные нефтяные емкости танкера.
То ли из-за ночного времени, то ли по причине неверия в возможность серьезного происшествия на нефтебазе никто из жителей Октябрьска в течение этого часа так и не удосужился позвонить по номеру «01». Лишь к тому моменту, когда на судне горело уже четыре танка из восьми, огонь наконец-то заметили на берегу и сообщили о происшествии в пожарную службу.
Самая первая запись в журнале службы пожарной связи, относящаяся к этому инциденту, гласит следующее: «В 00 часов 56 минут 30 августа в ПЧ-106 ОГПС-37 г. Октябрьска от диспетчера железной дороги Тургеневой поступило сообщение о загорании на танкере «Виктория» водоизмещением 2858 тонн, на борту которого находятся 8 танков общим объемом 2000 тонн, заполненных легкой нефтью, стоящего у нефтеналивного причала частной нефтебазы «Ортини МКС Транс ЛТД».
Уже через несколько минут на место происшествия прибыли первые пожарные подразделения из Октябрьска, а чуть позже – и из Сызрани. Уже в момент выезда пожару автоматически был присвоен второй номер сложности, а к моменту прибытия сюда первой группы огнеборцев по всему областному управлению государственной противопожарной службы было объявлено о начале борьбы с пожаром № 3 – высокой опасности. Такой номер означает сбор на месте службы всего руководящего и водительского состава областного УГПС.
Справка. Танкер «Виктория» был построен в 1977 году, и к настоящему времени, по оценкам специалистов, он еще не выработал свой предельный ресурс. Владельцем судна является махачкалинская фирма «Anship», которую несколько лет назад учредила кипрская оффшорная компания «Limassol». Для транспортировки нефти танкер арендовала одна из московских фирм, само сырье принадлежало Тюменской нефтяной компании, а владельцем нефтебазы, на которой в ту злополучную ночь происходила загрузка, является ООО «Ортини», которую учредило находящееся в Сызрани ЗАО «Орион». Кстати, о танкере «Виктория» и о его экипаже отовсюду получены только положительные отзывы (по словам контролирующих органов, судно считается образцовым).
На передовой линии
Первыми в бой с огненной стихией вступили 12 пожарных подразделений из ОГПС-37 Октябрьска и ОГПС-7 Сызрани. Сначала пламя заливали водой и одновременно выводили отсюда всех людей, а уже через четверть часа у огнеборцев было все готово к проведению первой пенной атаки. Об этом в журнале регистрации сказано так: «30 августа, 01 час 14 минут. На тушение пожара и охлаждение конструкций подаются 1 лафетный ствол и 2 ствола «А». Произведена эвакуация экипажа танкера в количестве 12 человек, предположительно 1 член экипажа погиб. Наблюдается открытое горение на палубной надстройке танкера, общая площадь горения 100 квадратных метров, для тушения подан 1 ствол ГПС-600 (пеногенератор производительностью 600 кубометров пены в минуту – В.Е.). Открытое пламя исчезло на несколько минут, затем горение возобновилось».
В половине второго часа ночи огонь стал вырываться не только с палубной надстройки танкера, но и из машинного отделения, расположенного на корме. К этому моменту площадь горения увеличилась до 200 квадратных метров, и возникла реальная угроза вскипания остающейся в танках нефти и ее выброса. Тем не менее прибывшие на место происшествия начальник ОГПС-37 капитан Е.А. Трупанов и начальник ОГПС-7 полковник В.А. Матиевский принимают решение о новой пенной атаке сразу четырьмя стволами ГПС-600. Атака была произведена в 2 часа 50 минут и создала фронт работы для отсечения от очага пожара четырех носовых танков «Виктории». Тем не менее этой пенной лавине снова не удалось подавить огонь, вырывающийся из недр гибнущей «Виктории».
Более того: в 3 часа 11 минут произошел первый выброс горящей нефти из пылающих танков, после чего штаб пожаротушения дал команду личному составу отойти от пламени на безопасное расстояние. На палубе осталась только группа бойцов в специальных теплоотражательных костюмах. Именно благодаря их героическим усилиям в 3 часа 18 минут была завершена установка водяного охлаждения на четырех носовых танках с нефтью, которые тем самым оказались полностью отсечены от очага пожара. С этого момента огнеборцы вели борьбу только лишь с пламенем, охватившим палубную надстройку, корму судна и машинное отделение, а также мощными струями воды из пожарных стволов охлаждали огромные нефтяные емкости, стоящие на причале.
- Если бы не героизм и быстрые действия пожарных из 37-го и 7-го отрядов Октябрьска и Сызрани, то последствия аварии на танкере «Виктория» могли бы быть поистине катастрофическими, - говорит начальник областного управления государственной противопожарной службы Михаил Орлов. – Судите сами. В четырех носовых танках, до которых пламя еще не успело добраться, находилось более тысячи тонн нефти. Если бы они тоже загорелись, то здесь мог бы произойти сильнейший взрыв с выбросом горящей нефти на многие сотни метров вокруг. Тогда огонь накрыл бы и весь причал с нефтяными емкостями по пять тысяч кубометров каждая, и прилегающие жилые кварталы Октябрьска. Никому не нужно говорить, к каким катастрофическим последствиям для города и для всей Волги привел бы этот огненный смерч…
Дальнейшие события показали, что пожарные очень вовремя отсекли от огня носовые нефтяные танки «Виктории» и установили на них охлаждение. В 3 часа 35 минут ночи из-за высокой температуры кормовой участок корпуса судна лопнул сразу в нескольких местах. Вода хлынула внутрь танкера, а потоки нефти сразу же пошли в акваторию Волги. Поступление воды в очаг пожара почти никак не сказалось на силе пламени, а только лишь резко увеличило вероятность выброса перегретого пара вместе с пылающей нефтью. Вдобавок ко всему корма «Виктории» с этого момента стала быстро оседать, и уже через несколько минут танкер прочно сел на грунт, что полностью исключило возможность его отбуксировки в безопасное место.
Помощь пришла вовремя
Тем временем на место происшествия продолжали подходить все новые и новые силы для пожаротушения. В 3 часа 39 минут из Сызрани прибыл пожарный поезд с большим запасом пенообразователя, а в 4 часа 18 минут к горящему танкеру подошел еще и сызранский пожарный катер из ОГПС-7. Ближе к утру к нему присоединился и катер «Геннадий Яровой» из Самары. Водометные лафетные установки обоих катеров тут же ударили по пылающей палубной надстройке и почти полностью ее потушили. А в 4 часа 52 минуты были пущены в действие только что подвезенные запасы пенообразователя. Горящее машинное отделение было атаковано потоками пены сразу из пяти стволов ГПС-600, благодаря чему огонь здесь на некоторое время удалось подавить.
Именно в эти минуты пожарным в теплоотражательных костюмах удалось проникнуть внутрь заполненного пеной отделения. Внутри помещения они обнаружили обгоревший труп человека. Тело вынесли наружу, и члены команды опознали в погибшем 25-летнего матроса Сергея Прочука, который в ту роковую ночь, когда на танкере начался пожар, нес вахту около судовой машины…
К 5 часам утра на место происшествия одна за другой стали подъезжать колонны со спецтехникой и грузом пенообразователя из Самары, Тольятти и Новокуйбышевска. Одновременно с ними к горящему судну прибыли и тут же включились в борьбу с огнем спецавтомобили с пеногенераторами из регионального центра «ЮКОС».
Приближался холодный августовский рассвет, а огонь на терпящем бедствие танкере «Виктория», как вскоре выяснилось, вовсе и не собирался сдаваться на милость человека. Уже через несколько минут после того, как огнеборцы обследовали машинное отделение и нашли здесь погибшего матроса, здесь внезапно вспыхнули цистерны с запасом дизельного топлива. Как потом выяснилось, в этих емкостях перед аварией находилось более 30 тонн горючего, которое в один прекрасный момент из-за прогара стенок бурным потоком хлынуло прямо в очаг пожара. В результате пламя вспыхнуло с новой силой, а огнеборцы стали готовить новую пенную атаку, благо, что на место происшествия продолжали подвозить все новые и новые цистерны с пенообразователем (рис. 2-4).
Именно в этот момент в машинном отделении произошел очередной взрыв воздушно-газовой смеси, что едва не привело к новым человеческим жертвам. Мощность ударной волны оказалась такова, что находящихся в этот момент на палубе командира отделения ПЧ-85 26-летнего Алексея Корсеева и пожарного той же части 20-летнего Алексея Рожкова с силой за борт судна. При падении оба ударились о металлические конструкции танкера и на какое-то время потеряли сознание. Лишь благодаря тому, что рядом находился пожарный катер, пострадавшие уже через несколько минут были выловлены из воды и отправлены в городскую больницу Октябрьска. Здесь обоим поставили диагноз «сотрясение головного мозга». Уже вскоре огнеборцы пошли на поправку и через несколько дней были выписаны (рис. 5).
А на танкере в это время полным ходом шла борьба с огненной стихией. К 8 часам утра 30 августа на месте происшествия собрались уже все руководители управления государственной противопожарной службы Самарской области: начальник УГПС полковник М.И. Орлов и его заместители Ю.В. Куров, С.А. Баранов и В.И. Исаев. Тогда же был образован штаб по ликвидации чрезвычайного происшествия, который возглавил вице-губернатор Самарской области Виктор Казаков.
В 16 часов 30 августа на место происшествия прибыл начальник Главного управления ГО и ЧС Самарской области генерал-майор Н.П. Зайцев. Он связался с Приволжско-Уральским региональным центром МЧС РФ, и в результате уже в 16 часов 27 минут из Саратова в Октябрьск вышел пожарный катер, а в 16 часов 37 минут из Ульяновска сюда же отправились два пенных хода с семью тоннами пенообразователя. Тем же вечером эти подразделения прибыли на место пожара, и их помощь в значительной степени способствовала победе над огненным зверем.
Поплыла по Волге черная пленка
В течение всего дня 30 августа горение внутри танкера продолжалось, хотя благодаря работе множества лафетных и водометных стволов силу пламени удалось значительно ослабить. Однако положение усугублялось тем, что из-за поступления воды в пылающие танки и образования внутри них паровой подушки резко участились выбросы из недр судна горящей нефти. Отдельные огненные выплески разлетались на 70-80 метров от береговой линии, и если бы не оперативность пожарных расчетов, то каждый такой островок огня смог бы быстро превратиться в новый очаг пожара. Так продолжалось до тех пор, пока на место происшествия не прибыло подкрепление из Саратовской, Ульяновской и Оренбургской областей. С доставкой дополнительного запаса пенообразователя и введение его в действие быстро наметился перевес в борьбе с огнем в пользу человека, хотя поначалу пена приносила только временный результат.
Вечером 30 августа из Ульяновска в Октябрьск вышел специализированный танкер, переоборудованный для сбора разлившейся нефти с поверхности воды. Впрочем, еще до этого, в середине того же дня, диспетчером ОАО «Волготанкер» к месту пожара из Самары было направлено судно с грузом боновых заграждений и сорбентом, собирающем нефть в небольшие комочки, безопасные для окружающей среды. К вечеру акватория Волги в районе места происшествия в основном было оцеплено тройной линией плавучей защиты. Тем не менее многие тонны несгоревшей черной массы к тому моменту уже успели уйти довольно далеко вниз по течению, из-за чего на Волге образовалось огромное маслянистое пятно шириной около 80 метров и длиной более километра. Кроме того, на протяжении 12 километров, то даже за пределами сызранской городской черты, правый берег реки почти сплошь покрылся нефтяным загрязнением шириной до 10-15 метров.
Для сбора разлившейся по Волге нефти, кроме спецтанкера из Ульяновска, в Октябрьск из Самары вскоре вышли судно-нефтесборщик и три буксира ОАО «Волготанкер». Сюда же направились автомашины со скинерными установками из Новокуйбышевского и Сызранского НПЗ и из фирмы «Сервисэкология» (г. Отрадный). Немного позже к ним присоединились 12 автомашин с соответствующим оборудованием для сбора и утилизации нефтяных разливов из ОАО «Оренбургнефть».
Вот как прокомментировал работу по ликвидации экологических последствий аварии вице-губернатор Самарской области Виктор Казаков:
- По предварительным оценкам, дальше Сызрани вниз по течению нефтяные пятна не прошли. Часть их прибило к берегу. Сразу после подавления пожара вся береговая полоса загрязнения была разбита на участки, на которых расставлены специальные ловушки для сбора нефти, а более двух тонн специального сорбента рассыпали по воде. К работе по уборке загрязнений подключились и военнослужащие Приволжско-Уральского военного округа. Толщина нефтяной пленки на берегу не превышает 1-2 миллиметров, поэтому ее можно убрать буквально в течение недели. Так что жители области могут быть спокойны.
Печальные итоги пожара
В общей сложности только в течение 31 августа на очаг пожара было проведено семь пенных атак разной мощности, благодаря чему огненную стихию в конце концов удалось загнать глубоко внутрь покореженных стальных емкостей. В некоторые моменты руководителям пожаротушения казалось, что огонь уже почти побежден, однако уже через несколько минут после очередного наступления пены огненная стихия вновь набирала силу – и тогда на палубу обреченного судна и берег обрушивался новый огненный дождь.
В целом же в течение этого дня произошло еще несколько таких же мощных пылающих выбросов из внутренностей танкера, из-за чего периодически вспыхивали нефтяные островки на берегу, а также на прилегающей водной поверхности Волги. Но в то же время растекшаяся по реке черная масса в районе порта «Октябрьск» время от времени продолжала вспыхивать вплоть до глубокой ночи. Однако распространение пламени по Волге все время ограничивалось водометными установками с пожарных катеров, а после того, как в 22 часа 52 минут к тушению подключился новейший пеногенератор «Пурга» пламя в береговой зоне было полностью подавлено.
В течение вечера 31 августа открытого горения на полузатопленном танкере «Виктория» больше не наблюдалось. В это время проходило лишь контролируемое выжигание отдельных островков нефти в акватории реки, а также велось постоянное охлаждение покореженных конструкций судна. Ночь с 31 августа на 1 сентября прошла спокойно, а на судне велся поиск возможных оставшихся очагов огня. Но лишь в 6 часов 45 минут утра 1 сентября было объявлено о полной ликвидации пожара.
Уже первые итоги происшествия оказались очень печальными. Как уже говорилось, при самом первом взрыве нефтяных паров на «Виктории» погиб один человек, а при ликвидации аварии было ранено еще двое. Кстати, более серьезных жертв удалось избежать лишь чудом, о чем говорит такой пример: в 1986 году, при тушении аналогичного пожара на речном нефтеналивном судне в Горьком в результате взрыва погибло 13 пожарных.
Сам танкер «Виктория», по оценкам специалистов, восстановлению более не подлежал, и после откачки нефти, оставшейся в носовых танках, он вскоре будет разрезан на металлолом. Из 2000 тонн сырой нефти, находившейся на его борту в начале аварии, около половины сгорело или вылилось в акваторию Волги (рис. 6-8).
Один лишь материальный ущерб от катастрофы, по предварительным оценкам, составляет не менее $5 миллионов, а экологический урон, нанесенный нефтяным загрязнением Волги и сильным задымлением атмосферы Октябрьска, еще предстоит подсчитать. Во всяком случае, он наверняка окажется не меньшим, чем эта сумма. Однако областным властям, скорее всего, еще предстоит выдержать немало административных тяжб и судебных процессов, чтобы все виновные в этом происшествии понесли заслуженное наказание и возместили ущерб, нанесенный населению нашего края и его природе.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Литература
Ерофеев В.В. Бесславная гибель «Виктории». – Газета «Секретные материалы», № 23 – 2003 год, ноябрь.
Просмотров: 4040