Зарево над «Куйбышевазотом»
Город Тольятти больше всего известен не только в России, но и во всем мире, как признанный центр автомобилестроения. Безусловно, Волжский автозавод - одно из основных промышленных предприятий Тольятти, однако нельзя не признать, что в тени автогиганта как-то потерялись другие крупные объекты волжского города - в первую очередь химические. И уж тем более почти никто из обывателей не задумывается, какую опасность для жизни каждого тольяттинца несет столь высокая концентрация взрывоопасных производств на этом небольшом «пятачке» левобережья Волги. Огненный шквал, пронесшийся над объединением «Куйбышевазот» в середине летнего дня 1993 года - грозное тому подтверждение (рис. 1-3).
Из оперативной сводки происшествий: «9 июля 1993 года в 13 часов 01 минуту по неустановленной причине произошел взрыв в корпусе 905а цеха № 35 по производству капролактама объединения «Куйбышевазот» (департамент агрохимии РФ) с последующим возгоранием фонтанирующего циклогексанона на трех уровнях. В результате взрыва разрушено наружное ограждение цеха и технологическое оборудование. В ожоговое отделение с ожогами 50-60 процентов кожного покрова госпитализирован старший аппаратчик цеха № 35 Мартынов И.И., при взрыве погибли заместитель начальника цеха № 35 Бухарев Н.П. и аппаратчик Кирсанов С.И. В ликвидации аварии принимали участие пожарные подразделения Тольятти и Самары, 20 единиц пожарной техники, 122 человека личного состава во главе с заместителем начальника противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД администрации Самарской области В.Ф. Кондаковым. Размер материального ущерба от аварии устанавливается».
Но из этого сухого сообщения не видно ни размера угрозы, нависшей в те тревожные минуты над сотнями тысяч жителей Тольятти, ни степени самоотверженности пожарных, которые с громадным риском для собственной жизни отвели от города очень даже реальную катастрофу. Чтобы понять ее возможные масштабы, нужно вкратце познакомиться с местом аварии.
То самое злополучное здание, в котором и произошла трагедия, было построено в 1991 году по проекту московского института ГИАП. В нем располагаются два корпуса - 905а и 906а, каждый из которых имел размеры 54x12 метров. В корпусе 906а (его высота 18 метров) находятся ректификационные колонны, в которых и происходит реакция синтеза легковоспламеняющихся жидкостей. Корпус же 905а разделен продольной бетонно-кирпичной перегородкой на две неравные части. В первой из них, шириной 12 метров и высотой шесть метров, до взрыва располагалось насосное отделение. Эти электрические насосы непрерывно перекачивали уже готовый циклогексанон в три огромные емкости-хранилища (каждая из них имеет объем в 250 кубометров), которые расположены во второй половине корпуса 905а. К моменту аварии все три цистерны были почти доверху заполнены крайне взрывоопасной и легковоспламеняющейся жидкостью циклогексаноном.
Комментарий заместителя начальника противопожарной и аварийно-спасательной службы УВД администрации Самарской области В.Ф. Кондакова: «Если бы во время аварии произошло возгорание и взрыв этих хранилищ, то последствия для Тольятти могли бы быть катастрофичными, Судите сами: тут же взлетел бы на воздух соседний ректификационный цех, затем взрывная волна докатилась бы до находящихся неподалеку сферических емкостей со сжиженным газом. Огненный шквал пошел бы на расположенные буквально «забор в забор» объединения «Куйбышевфосфор» и «Синтезкаучук», где также стали бы рваться емкости с легковоспламеняющимися веществами. Взрывная волна уже через несколько минут накрыла бы почти все жилые кварталы Центрального района Тольятти, ближайшие из которых начинаются в 500 метрах от промышленного массива. Сколько жизней унесла бы с собой катастрофа - гадать не берусь, но ее последствия, безусловно, были бы ужасны».
Но вернемся к злополучному 35-му цеху объединения «Куйбышевазот» и попытаемся восстановить хронологию тех трагических событий. Заранее необходимо извиниться за возможные неточности, так как некоторые участники событий, как уже было сказано, больше никогда не смогут ответить на вопросы государственной комиссии.
9 июля, около 12 часов дня. Аппаратчик 35-го цеха Кирсанов обнаружил, что корпус 214а-1 сильно нагрелся и доложил об этом старшему аппаратчику Мартынову. Вообще расследованием было установлено, что корпус насоса стал греться задолго до девятого июля, но в тот день перегрев стал по-настоящему угрожающим. Причина этого явления так до сих пор и не установлена - скорее всего, из-за отсутствия своевременного профилактического осмотра износились подшипники. На промышленных предприятиях подобное случается сплошь и рядом, но на взрывоопасных химических производствах такое пренебрежение правилами техники безопасности особенно недопустимо.
Около 12 часов 15 минут. Мартынов по телефону доложил о перегреве корпуса насоса заместителю начальника 35-го цеха Бухареву. Тот находился в соседнем здании, поэтому в насосную после звонка пришел не сразу.
Около 12 часов 40 минут. Бухарев, Кирсанов и Мартынов втроем осмотрели неисправный насос. Бухарев дал команду переключить систему на соседний запасной агрегат, а затем попытаться найти причину перегрева.
Около 12 часов 50 минут. Насос 214а-1 отключен. Кирсанов и Мартынов начали поиск неисправности.
12 часов 55 минут. Из-за разрыва трубопровода или из-за неквалифицированных действий аппаратчиков из насоса произошел выброс циклогексанона в воздух цеха. Проще говоря, из агрегата под давлением десять атмосфер ударила струя раскаленной (около 1600о С) легковоспламеняющейся жидкости (температура воспламенения 2600о С). Вырываясь на волю, циклогексанон тут же переходил в газообразное состояние, и уже через две-три минуты все пространство насосной станции было заполнено газовоздушной смесью. Даже неспециалисту понятно, что взрыв стал практически неминуем.
12 часов 59 минут. После безуспешных попыток самостоятельно перекрыть смертоносный фонтан из насоса Бухарев приказал Мартынову немедленно бежать к телефону и сообщить о происшествии на центральный пульт управления. Однако аппаратчик успел добежать только до выхода из насосной станции. В это момент и произошел взрыв. Его причиной, скорее всего, послужила случайная искра в любом из множества элементов электрооборудования цеха.
13 часов 00 минут. Взрывной волной Мартынова, который в тот момент находился в проеме противопожарного выхода из насосной станции, с силой выбросило из помещения. Прибывшие позже спасатели нашли его с тяжелыми ожогами и в бессознательном состоянии за пределами корпуса. Той же волной Бухарева и Кирсанова бросило на перегородку, отделяющую насосную от емкостей с цилогексаноном. Стена частично обрушилась, и обоих работников завалило обломками. От взрыва и рухнувшей стены Бухарев и Кирсанов скончались на месте происшествия.
13 часов 01 минута. Сообщение о взрыве и пожаре в 35-м цехе объединения «Куйбышевазот» поступило на центральный пульт пожарной охраны Тольятти. По тревоге № 2 на объект выехали восемь пожарных подразделений.
13 часов 04 минуты. К месту происшествия прибыли первые огнеборцы - два отделения ВПЧ-35. Заместитель начальника ВПЧ-35 А.И. Дудин по рации доложил обстановку: остекление насосного отделения полностью выбито взрывной волной, обрушилась часть навесных панелей с его южной и северной стороны, здание насосной целиком охвачено пламенем, огонь также подбирается к наружной установке над насосным отделением, начиналось горение на межцеховой эстакаде. Возникла реальная угроза взрыва на наружной установке реакторного блока и в хранилищах.
К моменту прибытия первого подразделения пожарной охраны личный состав дежурной смены остановил производственный процесс во всем цехе № 35, включил кольца орошения на наружной установке отделения 905а и 906а. Обслуживающий персонал из опасной зоны полностью эвакуирован (рис. 4).
13 часов 08 минут. В Центральную диспетчерскую пожарной охраны Тольятти поступило сообщение о том, что на объединении «Куйбышевазот» пожар не № 2, а № 3 - высокой опасности. Подразделения огнеборцев приступили к прокладке магистральных линий для подачи воды в очаг загорания. Однако тут же выяснилось, что давление в пожарных водопроводах гораздо ниже нормы. Причина - грубые недоделки при эксплуатации линии водоснабжения на объединении «Куйбышевазот». Подполковник внутренней службы В.В. Рогачев дал команду о прокладке магистральной линии к месту пожара от градирни цеха № 38, которую стали использовать как пожарный водоем.
Через разрушенные трубопроводы из емкостей в корпусе 905а прямо в очаг пожара, то есть в насосную станцию потоком хлынул находящийся здесь циклогексанон. Поэтому главной задачей огнеборцев на первом этапе тушения стал как можно более быстрый поиск задвижек, перекрывающих трубопроводы, и охлаждение заполненных горючей жидкостью цистерн. Задача резко осложнилась тем обстоятельством, что путь к задвижкам в одних местах преграждала стена огня, в других - завалы из металлоконструкций, в третьих - реальная угроза выброса циклогексанона и взрывов. Тем не менее бойцами пожарных подразделений задача была успешно выполнена.
13 часов 33 минуты. Все задвижки на разрушенных трубопроводах перекрыты, и утечка циклогексанона в зону огня прекращена.
С этого момента главной задачей огнеборцев стало охлаждение емкостей с легковоспламеняющимися жидкостями. Их поливали из лафетных стволов, насколько это позволяли давление в пожарных магистралях и мощность пожарных насосов.
14 часов 21 минута. Пожар локализован. Огню не дают распространяться из здания насосной станции. На охлаждении емкостей с циклогексаноном задействовано восемь лафетных стволов и шесть стволов «А». Всего на месте пожара работает более 100 человек.
15 часов 45 минут. Тепловое изучение из очага пожара больше не достигает хранилища легковоспламеняющихся жидкостей. Тем самым ликвидирована угроза взрыва на объединении «Куйбышевазот» и во всем Тольятти, которая заставила держаться в напряжении сотни людей.
21 час 09 минут. В разрушенной насосной станции устранены последние потенциальные очаги загорания. Благодаря этому пожар в 35-м цехе объединения «Куйбышевазот» ликвидирован (рис. 5-9).
Группа работников пожарной охраны, особенно активно проявивших себя во время тушения, представлена к государственным наградам. Расследованием причин аварии и взрыва занялась правительственная комиссия.
…В свое время великий русский ученый М.В. Ломоносов сказал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». Но вряд ли академик предполагал, что всего через двести лет после его слов безудержное и бездумное распространение химических производств в его родной стране будет угрожать сотням и тысячам жизней людей, и не только в виде взрывоопасных предприятий, но и в виде ядерных отходов…
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Литература
Ерофеев В.В. Смерч над азотным заводом. - В сб. «Вехи огненной Самара: от крепости до наших дней». Том 3. Самара, изд-во «НТЦ», 2002, стр. 264-268.
Просмотров: 4604