Фейерверк над Сызранью

- О том, что ситуация в воинской части и в самом деле очень серьезная, было сразу видно по тому смертельному ужасу, что застыл в глазах встречавших нас солдат, - рассказывал впоследствии начальник штаба пожаротушения ОГПС-7 города Сызрани капитан внутренней службы Александр Сорока. А кто-то из бойцов при этом сказал: «Хорошо, что нам новую форму недавно выдали», вспомнив тем самым древнюю традицию русских солдат - надевать чистую белую рубаху перед решающей битвой с врагом, которая для каждого из них могла стать последним (рис. 1).

Хранилище боеприпасов

Хотя со времени окончания Великой Отечественной войны прошло уже более 70 лет, отголоски тех былых сражений и в наши дни регулярно прокатываются по многим регионам России и по бывшим союзным республикам СССР. Тогда телевидение и пресса в сводках новостей сообщают нам о пожарах и взрывах на военных складах, на которых, наряду с современным вооружением, по сей день хранятся боеприпасы, изготовленные в 40-х – 50-х годах прошлого века.

Только в последние годы горели армейские хранилища под Ульяновском, Уфой и под Ижевском, на Дальнем Востоке и на Украине. А всего лишь месяц назад случился грандиозный пожар на артиллерийском складе в районе поселка Колтубановский, что находится на самой границе Оренбургской и Самарской областей. Тогда лишь по счастливой случайности обошлось без человеческих жертв, однако спасателям пришлось в срочном порядке эвакуировать из зоны бедствия жителей нескольких сел Борского и Бузулукского районов.

Но за последние десятилетия самым серьезным инцидентом на военных складах, расположенных в Самарской области, считается пожар в поселке Сердовино, пригороде Сызрани. Согласно недавно рассекреченным материалам, здесь располагается второй по величине в России арсенал вооружений, относящийся к Главному ракетно-артиллерийскому управлению Министерства обороны РФ. К началу III-го тысячелетия здесь хранилось сотни тысяч тонн снарядов, гранат, мин, тротиловых шашек, патронов и других взрывоопасных изделий.

Свою историю сердовинские хранилища отсчитывают с 1 апреля 1917 года, когда князь Георгий Львов, первый (еще до избрания на этот пост Александра Керенского) глава Временного правительства подписал документ о создании в районе Сызрани артиллерийского арсенала. Работы по строительству объекта были завершены к осени 1917 года.

Сразу после прихода к власти большевиков в Сызранское управление военного склада был назначен комиссар Александр Сердобин, по фамилии которого, как считается, вскоре был назван и весь этот пригородный поселок. В годы гражданской войны отсюда снабжались боеприпасами сначала красные части, а затем и чехословацкий корпус, которому удалось захватить склады невредимыми путем стремительного наступления. Через четыре месяца, когда под натиском красных войск интервенты отступили из Самарского края на Урал, чехи вывезли из Сердовино практически все хранящееся здесь вооружение, и поэтому никакой необходимости в уничтожении склада у них просто не было.

В 30-е годы на территории части развернулись крупные строительные работы. Здесь не только возводились новые хранилища и казармы для солдат, но и жилые дома для командования и гражданского персонала. К началу 40-х годов в Сердовинском учреждении уже производили самостоятельную сборку артиллерийских снарядов, корпуса для которых сюда поставляли с куйбышевского завода № 42 (впоследствии объединение имени А.М. Масленникова), а тротил – с чапаевского завода № 15 (ныне ОАО «Полимер»). В самом начале 1941 года склад получил наименование «Центральная военная база № 22».

В грозные годы Великой Отечественной войны Сердовинское учреждение стало главным поставщиком боеприпасов для Красной Армии. Сначала основной поток снарядов, мин и гранат отсюда шел в сторону Москвы, а в 1942 году с этой базы снабжались в основном Донской и Сталинградский фронты. По данным рассекреченных источников, за четыре года из Сердовинского арсенала на фронты было отправлено одних только артиллерийских снарядов более 41 миллиона единиц. За свой гвардейский труд в августе 1943 года коллектив учреждения был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

После окончания войны Сердовинская военная база была переименована в «Сборочно-снаряжательный артиллерийский арсенал № 22» Главного артиллерийского управления Министерства обороны СССР. В последующие десятилетия производство боеприпасов в этом учреждении непрерывно совершенствовалось и расширялось. К 80-м годам здесь образовался целый военный жилой городок со своей инфраструктурой и несколькими тысячами жителей.

 

Удар небесного электричества

Огненная трагедия в поселке Сердовино случилась 10 июля 2002 года, около четырех часов пополудни, когда город, раскаленный от жаркого солнца, был накрыт долгожданным дождем. Но с этим циклоническим фронтом к сызранцам, измученным духотой, пришли не только прохлада и свежесть, но и мощные грозовые тучи. Над городом засверкали яркие молнии, сопровождавшиеся оглушительными раскатами грома. Один из самых сильных зарядов небесного электричества, как потом выяснилось, угодил в хранилище Сердовинского арсенала, где тут же вспыхнул пожар.

Первые взрывы на складах прогремели около 16 часов дня. Уже через несколько минут после этого в дежурную часть сызранского отряда пожарной службы № 7 (ОГПС-7) по линии «01» поступил сигнал о замеченном кем-то из местных жителей возгорании на окраине местного леса. Один из дежурных экипажей тут же выехал в поселок Сердовино, но уже по пути пожарные поняли, что там, вдалеке, куда они ехали, горит совсем не лес, а грохочет вовсе не гром.

Огнеборцам предстала страшная картина. Прямо перед ними бушевало громадное огненное зарево, из центра которого во все стороны разлетались 25-килограммовые артиллерийские болванки и осколки железа. А вскоре пламя добралось до хранилища осветительных ракет, дальность полета которых достигает 350 метров. Разлетающиеся со склада яркие заряды при падении на землю поджигали вокруг себя все, что могло гореть. А поскольку прилегающая к арсеналу территория оказалась буквально усеяна штабелями сухих бревен, досок и прочей древесины, то можно понять, насколько велика в тот момент была опасность дальнейшего распространения огня.

Прибывший на место происшествия начальник ОГПС-7, полковник внутренней службы Виктор Матиевский тут же взял на себя руководство тушением пожара. Об этих тревожных часах он впоследствии вспоминал так:

- Сложность борьбы с огнем на Сердовинских складах в первую очередь заключалась в огромной (размером с футбольное поле) площади очага возгорания. При этом в 50 метрах от бушующего пламени располагался склад с ПТУРСами (противотанковыми управляемыми реактивными снарядами). Специалистам известно, что дальность их разлета – четыре километра. А в этом радиусе находились не только склады военного арсенала, но и жилые кварталы города, а также множество промышленных объектов повышенной пожарной опасности, в частности - Сызранский нефтеперерабатывающий завод.

В штаб пожаротушения также вошли командир воинской части полковник Юрий Кочергин и мэр Сызрани Василий Янин. А полковник Матиевский тогда сказал своим подчиненным: «Мы обязаны победить пламя, потому что нам отступать некуда – позади нас целый город».

 

Без жертв не обошлось

Меньше чем за полчаса огнеборцы проложили рукавную линию длиной 800 метров к пожарному поезду, прибывшим на соседнюю станцию. Затем были развернуты еще четыре магистральных линии от ближайших водоемов и гидрантов. На помощь сызранским огнеборцам вскоре прибыли пожарные подразделения из Самары, Тольятти, Жигулевска и города Новоспасска Ульяновской области. Всего же на месте происшествия в тот вечер работали в общей сложности 21 пожарная автоцистерна и еще более 20 единиц специальной и вспомогательной техники, в том числе насосная станция с рукавным ходом, два пожарных поезда, пожарный танк, бойлеры с водой.

На самом опасном участке около склада ПТУРсов действовали бойцы Александр Хуртин, Алексей Селиванов, Дамир Рафиков, Юрий Спиркин, а также водители-пожарные Сергей Щежин, Валерий Поздняков и Олег Родионов. Они сами потом говорили, что такой ловкости, с которой водители лавировали между пролетающими осветительными ракетами, невозможно было бы увидеть ни на одном автородео мира. Но несколько ракет все же залетело в машину Олега Родионова, и одна из них взорвалась в насосном отсеке. Водителю при этом удалось спастись лишь чудом: он в последнюю секунду сумел выпрыгнуть из кабины.

Склад ПТУРСов огнеборцам в итоге удалось отстоять. В 20 часов 15 минут полковник Матиевский доложил руководству областного управления пожарной службы о полном подавлении пламени. В общей сложности на ликвидацию пожара на военных складах поселка Сердовино ушло немногим более четырех часов.

Прибывший в тот же вечер на место происшествия заместитель министра МЧС РФ, генерал-лейтенант Евгений Серебренников дал высокую оценку работе сызранских огнеборцев. Он отметил, что в других городах подобные пожары приходилось тушить порой в течение несколько суток. По итогам работы по устранению чрезвычайной ситуации наиболее отличившиеся работники пожарной службы были представлены к государственным наградам.

Но в результате пожара и многочисленных взрывов городу Сызрани был причинен ущерб в размере более 44 миллионов рублей. В радиусе трех километров от арсенала в окнах вылетели почти все стекла, а в некоторых домах взрывными волнами выбило дверные косяки. В момент катастрофы и в последующие дни более 80 человек обратилось за медицинской помощью, причем трое из них были госпитализированы в тяжелом состоянии. В частности, контузии от разрывов снарядов получили шестеро военнослужащих Сердовинского арсенала, а пожарный Андрей Новиков был помещен в реанимацию с отравлением пороховыми газами. К сожалению, не обошлось и без человеческих жертв: при расчистке завалов на месте пожара было найдено обгоревшее тело офицера воинской части.

Официальное расследование, проведенное по итогам этого происшествия, подтвердило первоначальную версию о том, что причиной пожара стал удар молнии в один из артиллерийских складов. Военной прокуратурой тогда же было выдано предписание: срочно установить молниеотводы на всех зданиях и сооружениях Сердовинского арсенала, где существует повышенная опасность возгорания. Это было сделано в течение ближайшего месяца (рис. 2-4).

В.В. Ерофеев, Н.В. Мигненко.

 

Литература

 

Мигненко Н.В. Адский фейерверк над Сызранью. - В сб. «Вехи огненной Самара: от крепости до наших дней». Том 3. Самара, изд-во «НТЦ», 2002, стр. 341-348.


Просмотров: 3123



При подготовке публикаций сайта использованы материалы
Самарского областного историко-краеведческого музея имени П.В. Алабина,
Центрального государственного архива Самарской области,
Самарского областного государственного архива социально-политической истории, архива Самарского областного суда,
частных архивов и коллекций.
© 2014-. История Самары.
Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено.
Об авторе
Политика конфиденциальности