Похвистнево
Еще в конце XVII веке, когда границы Московского государства продвинулись за Урал, Заволжье перестало быть российской окраиной. С того времени его населению уже не угрожали набеги степных кочевников. А во времена Петра I по царскому указу началось переселение крестьян из центральных губерний в дальние окрестности Самары. Колонистам предстояло осваивать эти плодородные непаханые земли, на которых можно было получать богатые урожаи пшеницы, ржи, ячменя и других хлебных культур, привычных для российского земледельца (рис. 1-5).
Потомки польского дворянина
Особенно активно в Заволжье переселяли крестьян нерусских национальностей, которых в обмен на принятие христианской веры освобождали от крепостной зависимости и от налогов, да еще и бесплатно наделяли обширными участками земли в Заволжье. Мужики надеялись в новых местах не только получить долгожданную свободу, но и избавиться от вековой напасти российских нечерноземных регионов – малоземелья, когда на крохотном клочке пашни оказывалась вынужденной кормиться семья из 12-14 человек.
Вот так на берегах реки Кинель оказались сотни татарских и башкирских семей, перешедшие из магометанства в православие во имя получения земельного надела. Рядом с ними селились также выходцы из мордовских, чувашских и черемисских краев, которые по той же причине решили отказаться от своих языческих верований. Впрочем, из архивов видно, что во многих случаях переселение и обращение нерусских крестьян в православную веру проводилось насильственным путем, поскольку уезжать за сотни верст от насиженных мест хотели далеко не все (рис. 6-20).
Так или иначе, но в середине XVIII столетия на территории современного Похвистневского района возникли чувашские деревни Ганькино и Рзияль (ныне Рысайкино), татарские Алькино и Мансуркино, мордовская слобода Аманак, а также многочисленные башкирские поселения – Султангулово, Ибряйкино, Аверкино, Ёга, и некоторые другие.
Что же касается самого Похвистнево, то населенный пункт с таким названием на карте нашей губернии появился только во второй половине XIX столетия. По поводу возникновения этого названия кропотливую архивную работу проделала директор Похвистневского городского краеведческого музея Татьяна Петровна Потапова, которой в итоге удалось выяснить, что в 1505 году в Москву из Польши по приглашению Великого князя Василия Ивановича, отца Ивана Грозного, прибыл дворянин Панфил Похвиснев. Здесь он принял православие и при крещении получил имя Иоанн.
Потомки обрусевшего шляхтича в течение последующих 250 лет несли военную службу в армиях русских царей и императоров, не поднимаясь при этом из средних офицерских чинов, пока гвардии капитан Измайловского полка Михаил Похвиснев в 1762 году не принял активное участие в перевороте при восшествии на трон Екатерины II. За свои заслуги он затем был произведен в полковники и награжден орденом Анны 1-й степени, а вскоре императрица высочайшим указом пожаловала Похвисневу «сельцо Архангельское, Липовка тож, со всеми прилежащими землями, в Самарском уезде Симбирской губернии». Уже в XIX столетии село было переименовано в Похвистнево, название которого стало писаться с буквой «т» - как тогда считалось, для благозвучия.
До наших дней дошли портреты далеко не всех представителей рода дворян Похвисневых. Однако некоторые из них были весьма известными личностями в Российской империи XIX века. Так, в энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона внесен журналист Аркадий Николаевич Похвиснев (1816-1891). Он служил адъютантом у губернатора Восточной Сибири Муравьёва-Амурского и одновременно заведовал Иркутским театром. Также он был известен как литератор и театральный критик, печатался в «Северной пчеле».
Среди потомков ветви Семёна, сын Панфила, особо стали известны три брата. Владимир Борисович Похвиснев – последний начальник Главного управления почт и телеграфов дореволюционной России. В 1921 году он эмигрировал в Париж. Среди погибших в Цусимском сражении (1905 год) значится Давид Борисович Похвиснев – офицер броненосца «Осляба», капитан 2-го ранга. Третьим из братьев был Эммануил Борисович Похвиснев (1860-1932), генерал-майор, начальник Константиновского артиллерийского училища. Во время Первой мировой войны он возглавлял артиллерию Варшавского военного округа, и впоследствии был награждён орденом Белого Орла (рис. 21-25).
Существует версия лингвистов, что эта дворянская фамилия образовалась от древнеславянского слова «похвист», или «позвизд». Так в далекие времена называли бога северного ветра и непогоды, которого западные славяне изображали то стариком, то романтичным юношей. Получается, что в приблизительном переводе «Похвистнево» означает «город северного ветра», который в этих местах действительно является господствующим в розе ветров.
В сентябре 1888 года по этим местам началась прокладка железной дороги из Самары в сторону Уфы, а затем и до города Златоуста. Именно тогда вблизи села Похвистнево возникла одноименная станция, которая затем на протяжении десятилетий оставалась лишь небольшим населенным пунктом, каких на карте нашей страны насчитывается десятки тысяч (рис. 26-35).
В 30-х годах ХХ века «сверху» выдвинули предложение: изменить название станции Похвистнево на Зеленогорск. Но тут кто-то из местных краеведов написал в обком партии, что один из потомков основателя села, оказывается, был… революционером. И действительно, в Центральном Государственном архиве Самарской области обнаружились сведения о том, что коллежский секретарь Дмитрий Похвиснев в 1862 году привлекался к дознанию за принадлежность к кружку «политически неблагонадежных людей» и за хранение запрещенных сочинений, а затем был подвергнут полицейскому надзору по месту его жительства. В итоге письма архивиста оказалось достаточно для того, чтобы в дальнейшем пресечь все попытки по переименованию станции.
«Сталин дал приказ»
Обслуживание железной дороги и сельское хозяйство оставались основными занятиями местных жителей до середины 40-х годов ХХ века, когда в окрестностях Похвистнево были обнаружены крупные запасы нефти и природного газа (рис. 36-38).
О том, какое значение имеет нефть для развития промышленности и транспорта, в то время никому объяснять не было нужно. А вот что касается попутного природного газа, получаемого при разработке нефтяных месторождений, то он тогда считался отходом производства и просто сжигался в факелах. И хотя еще в 30-х годах на промыслах Азербайджана были попытки использовать это полезное ископаемое в качестве топлива, особого успеха такой опыт не имел.
Геологи и нефтехимики не раз пытались обратить внимание руководства промышленных отраслей на тот факт, что рациональное использование природного газа способно принести стране не меньшие доходы, чем переработка нефти и добыча угля. Однако к мнению специалистов долгое время никто не прислушивался – до тех пор, пока сделать это не заставила суровая необходимость. Началась Великая Отечественная война.
Осенью 1941 года из-за прекращения поставок в Куйбышев угля с оккупированного Донбасса руководство располагавшегося в нашем городе Управления Особого Строительства НКВД СССР (УОС, или Особстрой), главной задачей которого было возведение на Безымянке крупных авиационных заводов, оказалось вынужденным искать альтернативные источники их энергоснабжения. Специалисты предложили выход: перевести Куйбышевскую ГРЭС и Безымянскую ТЭЦ на сжигание природного газа, значительные запасы которого, как уже было сказано, к тому моменту были разведаны в окрестностях Похвистнево и Бугуруслана.
Для транспортировки топлива с этих месторождений в Куйбышев решено было проложить первый в СССР газопровод протяженностью 180 километров. Секретное постановление № 1563с о начале строительства этой трассы председатель Государственного Комитета Обороны СССР (ГКО СССР) Иосиф Сталин подписал 7 апреля 1942 года. Согласно этому документу, прокачка газа по новой магистрали должна была начаться уже в ближайшем декабре (рис. 39).
Однако, несмотря на все усилия строителей, ввести линию в эксплуатацию в 1942 году так и не удалось. Хотя на прокладку газопровода было переброшены 3000 заключенных из Безымянлага, все равно на стройплощадке остро не хватало рабочей силы. Поэтому основной участок топливной магистрали между Куйбышевым и Похвистневом протяженностью 160 километров был введен в эксплуатацию только 15 сентября 1943 года. Еще через три месяца к трубе подключили также и отрезок трасы от Бугуруслана до Похвистнева, после чего общая длина газопровода достигла плановых 180 километров.
Первоначальная пропускная способность трубопровода определялась в размере 150 миллионов кубометров газа в год, но к концу 1943 года добытчики вышли на прокачку 220 миллионов кубометров. Параллельно с подключением Куйбышевской ГРЭС и Безымянской ТЭЦ к этому газопроводу шло строительство еще одного его участка длиной 5,5 километра, протянувшегося до Красноглинского районе, где также находилось много оборонных предприятий.
В общей сложности в период с сентября 1943 года по июль 1945 года энергетические предприятия Куйбышева по новому газопроводу получили из Похвистнева и Бугуруслана 260 миллиардов кубометров природного газа, что оказалось равноценно 370 тысячам тонн каменного угля. Тогда же было подсчитано, что благодаря этой газовой магистрали железнодорожники в те годы высвободили от перевозки угля 20 тысяч вагонов, которые в трудное военное время были остро необходимы стране для перевозки оборонных грузов (рис. 40-49).
На реке Большой Кинель
Похвистневский район Средневолжской области (впоследствии – Средневолжского края) был образован 6 декабря 1929 года. Но уже в начале 1930 года райком ВКП (б) выступил с инициативой об объединении Похвистневского и соседнего с ним Микушкинского района, причем новая административная структура должна была называться Сталинским районом. Но после переписки с Москвой по поводу переименования местным властям в итоге было отказано в присвоении району имени Сталина.
Причиной тому была названа усугубляющаяся путаница, поскольку в стране к тому моменту уже существовало более сотни одних только крупных географических объектов, носящих имя Сталина, да плюс к тому почти каждая область или край СССР желали присвоить имя вождя своим районам, посёлкам или городам. В итоге в августе 1930 года административный центр бывшего Похвистневского района Средневолжского края перенесли в село Сосновку, а сам район переименовали в Сосновский. Однако в документах того времени можно встретить разные названия этого района – как Сталинский, так и Сосновский.
Эта неразбериха продолжалась вплоть до 30 августа 1934 года, когда решением Самарского крайисполкома Сосновскому району вновь было возвращено название Похвистневского с центром в одноимённом населённом пункте. А еще раньше, в марте 1934 года, поселение Похвистнево было отнесено к категории рабочих посёлков. При этом границы Похвистневского района того времени не совпадают с его нынешними границами. Часть его нынешней территории находилась в современном Камышлинском районе, а другая часть – в Подбельском. Оба они существовали вплоть до 1963 года, когда в результате «хрущёвского» укрупнения были ликвидированы, а их территории включили в Похвистневский район (рис. 50-55).
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 августа 1947 года рабочий посёлок Похвистнево получил статус города районного подчинения, и по сей день имеющий территорию 64,77 гектаров. В 1963 году Похвистнево отнесли к числу городов областного подчинения.
В 40-х годах в районе был образован трест по добыче нефти и газа, который, согласно сложившейся в те годы практике, по идее должны были назвать по имени здешнего города - например, «Похвистневонефть» или «Бугурусланнефть». Однако нефтяники из Баку, которые в то время вели разведку и последующую разработку здешних месторождений «черного золота», назвали новый трест «Кинельнефть» - по имени реки Большой Кинель.
Автор книги «Героические свершения азербайджанских нефтяников в годы Великой Отечественной войны» Яков Михайлович Агарунов объясняет этот факт тем, что они не хотели обойти своим вниманием ни тот, ни другой город – и потому придумали для новой добывающей структуры это «нейтральное» название.
В 1974 году на основе объединения управления «Куйбышевгаз» и Похвистневской компрессорной станции было образовано Похвистневское линейное производственное управление газопроводов, обеспечивающее газом города Похвистнево и Бугуруслан, а также еще семь районов Куйбышевской и Оренбургской областей.
В целом в течение ХХ века Похвистнево развивался как город железнодорожников, нефтяников и газовиков, строителей и автотранспортников, мебельщиков и лесозаготовителей, металлообработчиков и переработчиков продукции сельского хозяйства, а также работников многих других специальностей (рис. 56-71).
Ныне население города составляет 28,2 тысячи человек (данные 2015 года). При этом добыча нефти и природного газа по сей день определяет всю стратегию развития района. По сей день здесь открываются и вводятся в строй новые месторождения нефти, параллельно с развитием нефтедобычи развивается и газовая промышленность. На местном сырье работают мебельная фабрика и предприятия пищевой промышленности, а потребности строительного комплекса обеспечивает завод железобетонных изделий (рис. 72-81).
Кроме того, в апреле 2012 года Министерство сельского хозяйства Самарской области заявило о начале разработки проекта биогазового завода с размещением его в Похвистнево. По мнению специалистов, перспективы для экспорта этого вида топлива за границу ныне огромны, поскольку аналогичных предприятий в России и Европе пока еще нет.
Валерий ЕРОФЕЕВ.
Дополнение из Википедии
Основные предприятия города Похвистнево.
Машиностроительное АО «Аверс М»;
Комбикормовый завод;
Маслодельный завод;
Вагонно-колёсная мастерская;
ОАО «Оптово-распределительный центр»;
ЛПДС «Похвистнево» ОАО «Приволжские магистральные нефтепроводы» АК «Транснефть»;
Цех добычи нефти и вспомогательные подразделения ОАО «Самаранефтегаз» ОАО «Роснефть».
Список литературы
150 лет Самарской губернии (цифры и факты). Статистический сборник. Под ред. Г.И. Чудилина. Самара, Самарский дом печати. 2000. :1-408.
Артамонова Л.М., Смирнов Ю.Н. 1996. Самарский край в XVIII веке. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :184-197.
Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. 1996. Самарская топонимика. Самара. Изд-во Самарского гос. ун-та, :1-190.
Барашков В.Ф., Дубман Э.Л., Смирнов Ю.Н. 1996. Топонимика Самарской Луки. Самара, изд-во Самар. регион. фонда «Полдень, XXII век». :93-148.
Военно-промышленный комплекс Куйбышевской области в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Сборник документов. Самара. Изд-во Самарский дом печати. 2005. :1-304.
Воронин В.В. 2004. География Самарской области. Самара, СИПКРО. :1-274.
Город на 150-й версте. Страницы истории города Похвистнево 1888-1947 г.г. Изд. 2-е, испр. и доп. Составитель Т.П. Потапова. Под ред. В.В. Ерофеева. Похвистнево, 2014 год, 242 стр. с илл.
Государственный архив Куйбышевской области и его филиалы. Справочник. Сост. З.М. Колодяжная, Э.С. Шарикова, М.А. Щербакова. Куйб. кн. изд-во, 1971. 350 стр.
Дубман Э.Л. 1996. Самарский край в XVI-XVII веках. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :171-183.
Елшин А.Г. 1918. Самарская хронология. Тип. Губернского земства. Самара. :1-52.
Ерофеев В.В. 1985. Страницы каменной книги. – В сб. «Зеленый шум». Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :29-47.
Ерофеев В.В. 1986. Времен связующая нить. – В сб. «Орленок», Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, :129-148.
Ерофеев В.В. 1991. Открытие Волги. – В сб. «Самарский краевед», ч.1, Самар. кн. изд-во, :11-30.
Ерофеев В.В. 2004. Исправительно-трудовые лагеря на территории Куйбышевской области. – В кн. «Ремесло окаянное». Самара, :120-132.
Ерофеев В.В. 2004. «Вклад Особстроя в дело разгрома фашизма огромен…» - В кн. «Ремесло окаянное». Самара, :132-145.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2007. Самарская губерния – край родной. Т. I. Самара, Самарское книжное изд-во, 416 с., цв. вкл. 16 с.
Ерофеев В.В., Чубачкин Е.А. 2008. Самарская губерния – край родной. Т. II. Самара, изд-во «Книга», - 304 с., цв. вкл. 16 с.
Ерофеев В.В., Галактионов В.М. 2013. Слово о Волге и волжанах. Самара. Изд-во Ас Гард. 396 стр.
Ерофеев В.В., Захарченко Т.Я., Невский М.Я., Чубачкин Е.А. 2008. По самарским чудесам. Достопримечательности губернии. Изд-во «Самарский дом печати», 168 с.
Захаров А.С. 1971. Рельеф Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-86.
«Зеленая книга» Поволжья. Охраняемые природные территории Самарской области. Сост. А.С. Захаров, М.С. Горелов. Самара, Кн. изд-во. 1995. :1-352.
Земля самарская. Очерки истории Самарского края с древнейших времен до победы Великой Октябрьской социалистической революции. Под ред. П.С. Кабытова и Л.В. Храмкова. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-320.
Иванов А.М., Поляков К.В. 1960. Геологическое строение Куйбышевской области. Куйбышев. :1-84.
Классика самарского краеведения. Антология. Под ред. П.С. Кабытова, Э.Л. Дубмана. Самара, изд-во «Самарский университет». 2002. :1-278.
Книга Большому Чертежу. М.-Л., изд-во АН СССР, 1950.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1977. :1-406.
Куйбышевская область (Рекомендательный список литературы). Куйбышев, тип. им. Мяги. 1978. :1-260.
Куйбышевская область. Историко-экономический очерк, изд. 2-е. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 1983. :1-350.
Куйбышевская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.г.). Документы и материалы. Самара. Изд-во «Самарский дом печати». 1995. :1-448.
Лебедев Д.М. 1950. География в России петровских времен. М.-Л. Изд-во АН СССР.
Легенды и были Жигулей. Издание 3-е, перераб. и доп. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1979. :1-520.
Лепехин И.И. 1795. Дневные записки путешествия академика Лепехина. т.1, изд-во Императорской АН.
Лопухов Н.П., Тезикова Т.В. 1967. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-78.
Магидович И.П., Магидович В.И. 1970. История открытия и исследования Европы. М., Мысль.
Матвеев В.И. Устинова А.А. 1996. Природные условия. - В кн. «Самарская область (география и история, экономика и культура)». Самара, :9-52.
Матвеева Г.И. 1977. Тропою тысячелетий. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во, 88 с.
Матвеева Г.И., Медведев Е.И., Налитова Г.И., Храмков А.В. 1984. Край самарский. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во.
Мильков Ф.Н. 1953. Среднее Поволжье. Физико-географическое описание. Изд-во АН СССР.
Минерально-производственный комплекс неметаллических полезных ископаемых Самарской области. Под ред. Н.Н. Ведерникова, А.Л. Карева. Изд-во Казан. ун-та. 1996. :1-188.
Мурчисон Р.И., Вернейль Э., Кейзерлинг А. 1849. Геологическое описание Европейской России и хребта Уральского. СПб. Тип. И. Глазунова, ч.1.
Наш друг – природа. 1979. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-175.
Наш край. Самарская губерния – Куйбышевская область. Хрестоматия для преподавателей истории СССР и учащихся старших классов средней школы. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1966. :1-440.
Наякшин К.Я. 1962. Очерки истории Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-622.
Нефтяной комплекс Куйбышевской области (30-е – 50-е годы ХХ в.) Становление и развитие. Сборник документов. Самара. Изд-во ООО «Кредо», 2005. :1-672.
Нечаев А.Н., Замятин Н.Н. 1913. Геологическое исследование северной части Самарской губернии (области реки Сока и Самарской Луки) – Тр. Геол. ком-та, нов. серия, вып.84. СПб.
Ососков Н.А., Коротаев К.А., Гаврилов Н.Г., Сырнев И.Н. 1901. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. – В кн. «Россия», т.6. СПб. Тип. А.Ф. Девриена: 1-599.
Остен-Сакен. 1863. О вероятности открытия месторождений нефти во внутренних губерниях России. – Горн. журнал, т.3, стр. 126.
Паллас П.С. 1773. Путешествие по разным провинциям российской империи, ч.1. СПб.
Памятники природы Куйбышевской области. Сост. В.И. Матвеев, М.С. Горелов. Куйбышев. Куйб. кн. изд-во. 1986. :1-160.
Пекарский П.П. 1872. Когда и для чего основаны города Уфа и Самара? СПб. Тип. импер. АН.
Перетяткович Г. 1882. Поволжье в XVII и начале XVIII века. Одесса.
Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Облгосиздат. 1951. :1-405.
Природа Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1990. :1-464.
Романовский Г.Д. 1868. О самарских нефтяных источниках и каменноугольной почве Стерлитамакского уезда. - Горн. журнал, т.3, стр. 209.
Рычков П.И. 1896. История оренбургская (1730-1750 годы). Оренбург.
Самарская область (география и история, экономика и культура). Учебное пособие. Самара 1996. :1-670.
Синельник А.К. 2003. История градостроительства и заселения Самарского края. Самара, изд. дом «Агни». :1-228.
Сокровища волжской природы (заповедные и памятные места Куйбышевской области). Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. 1972.: 1-175.
Средняя Волга. Социально-экономический справочник. Ср.-Волж. краев. изд-во. М.-Самара, 1932. :1-174.
Стулов Ф.П. 1979. В тылу, как на фронте. – В сб. «Краеведческие записки». Выпуск V. Куйбышев, Куйбышевское книжное издательство, стр. 87-91.
Сыркин В., Храмков Л. 1969. Знаете ли вы свой край? Куйбышев, Куйб. кн. изд-во: 1-166.
Тагирова Н.Ф. 2002. Итоги индустриального развития Самарской губернии за сто лет. – В сб. «Культура здоровья: социальные и естественнонаучные аспекты». Сборник статей и материалов II международной научно-практической конференции «Самарский край в контексте мировой культуры» (11-14 июня 2002 года). Под общей ред. Э.А. Куруленко. Самара. (Адм-ция Самарской обл., департамент культуры). :174-182.
Такоев Д.А., Иванов А.И. 1960. Волжская нефть. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-96.
Учайкина И.Р., Александрова Т.А. 1987. География Куйбышевской области. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-112.
Храмков Л.В. 2003. Введение в самарское краеведение. Учебное пособие. Самара, изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 1988. Край самарский. Учебное пособие. Куйбышев, Куйб. кн. изд-во. :1-128.
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2003. Самарская земля в годы военного лихолетья. 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «НТЦ».
Храмков Л.В., Храмкова Н.П. 2004. Самара и Самарская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Самара. Изд-во «Самарский университет». :1-292.
Просмотров: 15426